Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:11, дипломная работа
Дошкольное образование должно обеспечить равные стартовые возможности для детей, имеющих разноуровневую подготовку, и бескризисный переход дошкольника к обучению в школе. В настоящее время подготовка к школе детей дошкольного возраста может осуществляться в различных типах дошкольных образовательных учреждений, группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих ДОУ, на дому специально подготовленными педагогами, в разновозрастных группах ДОУ или малокомплектных детских садах, число которых увеличивается особенно в сельской местности. Долгое время малокомплектный детский сад признавался неперспективным и особенности воспитания и развития детей в разновозрастных группах практически не исследовались. Интерес к работе этих учреждений появился в конце 80 - начале 90-х годов.
Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение……………………………………………………………
Для закрепления порядкового и количественного счёта использовались игры: «Весёлый поезд», «Помогите числам занять свои места по порядку», «Которой игрушки не стало», «Сколько? Какой?», «Считай - не ошибись», «Мальчики», «Кто первый назовёт?».
Например, в игре «Сколько? Какой?» детям давали задания: сосчитать количество предметов в каждом множестве; исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора; назвать порядок следования предмета, используя числительные (первый, второй,…, десятый). Дошкольникам раздавались цветные иллюстрации, изображающие персонажей из сказки «Репка». Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
Если кто-нибудь из детей не мог ответить на поставленные вопросы, мы выставляли картинки с персонажами сказки.
Игра «Считай – не ошибись» использовалась с целью закрепления представлений о порядковом и количественном счёте, а также развития внимания, памяти, быстроты реакции. Ведущий бросал мяч и называл число один (два, восемь и т.д.) или пятый (седьмой, десятый и т.д.). Ребёнок, поймав мяч, продолжал считать и бросал мяч следующему ребёнку. Поймавший мяч должен продолжить счёт. Игра проходила в быстром темпе, задания повторялись многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
Для закрепления знаний о числах и цифрах проводились игры: «Лучший счётчик», «Хлопки», «Построим домик для рыбок», «Число и цифру я знаю», «Путаница», «Построим домик», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры», «Что изменилось?», «Зоопарк». С целью закрепления нумерации чисел первого десятка использовались такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего чисел. Это игры: «Составим поезд», «Назови соседей».
С целью упражнения в знании цифр и установления соответствия между числом и цифрой использовалась игра «Зоопарк». Мы предлагали детям отправиться в необыкновенное путешествие – в зоопарк. Выясняли, кто был в зоопарке, и каких зверей они там видели. Затем дети рассматривали рисунки с изображением животных и называли их, считали их число в каждой клетке и клали на каждую из них нужную карточку с цифрой.
Вопросы к детям?
В игре «Число и цифру я знаю» дошкольникам необходимо было установить связь между числом и цифрой. Дети рассматривали картинки и показывали соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивали число фигур на двух карточках.
Во многие игры: «Лучший счётчик», «Хлопки», «Составим поезд», «Путаница» ребята играли с желанием и интересом. Отдельные игры: «Что изменилось», «Чудесный мешочек», «Рассеянный художник», «Конструктор» дети просили повторить. Игры: «Назови соседей», «Которой игрушки не стало», «Весёлый счёт» организовывали самостоятельно, привлекая к участию в игре младших детей.
Вначале обучения игре мы брали на себя роль ведущего. Постепенно передавали организаторские и руководящие функции детям. После 10-20 совместных игр дошкольники шестого года жизни хорошо усвоили роль ведущего и с удовольствием выполняли её. Им нравилось быть в роли учителя, и они старались вовлечь в игры младших детей. Они объясняли малышам правила игр, контролировали, подсказывали, помогали. Младшие в свою очередь наблюдали за игрой старших, в случае затруднения обращались к ним за помощью. Внимание и контроль со стороны старших детей побуждали малышей добиваться выполнения задания, преодолевать трудности.
Активность и самостоятельность в процессе проведения игр удавалось повысить за счет красочно оформленной наглядности, эмоциональной подачи игры, введения двигательной активности.
Игровой материал к данной системе игр был подготовлен заранее, имел эстетичный вид, соответствовал педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
Кроме дидактических игр использовались считалки с математическим содержанием. Смотри приложение 7.
Для того, чтобы выбрать в какой либо игре ведущего, мы использовали считалки.
Например:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон,
Кто не спит, тот выйдет вон!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь!
Пойду, каши я поем,
Вы же пока считайте,
Кому водить, гадайте.
Старшие дети выучили много считалок, использовали их для выбора ведущих в играх. Младшие дети, играющие рядом, запомнили многие из них.
На занятиях по развитию математических представлений дошкольников мы использовали физкультминутки для снятия умственного и физического напряжения. Смотри приложение 8.
В процессе проговаривания
физкультминуток дошкольники
Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолет,
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора опять писать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Таким образом,
мы убедились, что целенаправленное
и систематическое использование
разнообразных дидактических
Анализ результатов формирующего этапа эксперимента будет отражён в параграфе 2.3.
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы
В конце опытно-экспериментальной работы был проведён контрольный этап эксперимента, цель которого определить эффективность системы работы по развитию количественных представлений у старших дошкольников в разновозрастной группе.
Нами решались следующие задачи:
1. Провести повторно диагностику уровня сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Обработав
результаты, подтвердить эффективность
представленной системы работы
по формированию
Для определения уровня развития количественных представлений у детей старшей группы использовались аналогичные диагностические задания, описанные в констатирующем этапе эксперимента. Детям предлагались те же задания, что и в констатирующем этапе эксперименте, но при этом был изменён наглядный дидактический материал к ним.
Результаты выполнения заданий детьми занесены в таблицу 2.2.
Уровень сформированности количественных представлений
у старших дошкольников
№ п/п |
Фамилия, имя |
Номер вопроса |
Сумма баллов |
Уровень | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 | ||||
1. |
Катя В. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
26 |
В. |
2. |
Яна Г. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
19 |
В. |
3. |
Алёша Г. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
27 |
В. |
4. |
Надя И. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
26 |
В. |
5. |
Дима Г. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
26 |
В. |
6. |
Лена Г. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
24 |
В. |
7. |
Серёжа Ч. |
2 |
1 |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
21
|
В. |
8. |
Марина К. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
17
|
С. |
9. |
Вика Л. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
26 |
В. |
10. |
Саша А. |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
С. |
Анализируя результаты полученных данных, следует отметить, что высокий уровень развития количественных представлений показали 8 человек экспериментальной группы: Катя В., Алёша Г., Надя И., Дима Г., Лена Г., Вика Л., Яна Г., Серёжа Ч., что составляет 80%. Средний уровень развития количественных представлений показали 2 человека: Саша А. и Марина К., что составляет 20%. Низкий уровень развития количественных представлений отсутствует.
Результаты диагностики наглядно представлены на диаграмме 2.2.
Уровень сформированности количественных представлений
у старших дошкольников
Рис. 2.2.
Динамика развития уровня сформированности количественных представлений у детей экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента отражена в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Динамика развития количественных представлений
у старших дошкольников
Название группы |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
|
До экспери мента |
После экспери мента |
До экспери мента |
После экспери мента |
До экспери мента |
После эксперимента |
Количество человек |
6 |
8 |
3 |
2 |
1 |
0 |
% |
60 |
80 |
30 |
20 |
10 |
0 |
Данная таблица 2.3 свидетельствует о том, что уровень развития количественных представлений в экспериментальной группе после проведения системы работы повысился. До эксперимента на высоком уровне сформированности количественных представлений находились 6 человек (60%), после эксперимента – 8 человек (80%). На среднем уровне сформированности количественных представлений находились 3 человека (30%), после эксперимента – 2 человека (20%). На низком уровне сформированности количественных представлений находился 1 человек (10%), после эксперимента – низкий уровень отсутствует.
Результаты экспериментальной работы наглядно представлены на диаграмме, смотри рис. 2.3.
Динамика развития количественных представлений