Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:11, дипломная работа
Дошкольное образование должно обеспечить равные стартовые возможности для детей, имеющих разноуровневую подготовку, и бескризисный переход дошкольника к обучению в школе. В настоящее время подготовка к школе детей дошкольного возраста может осуществляться в различных типах дошкольных образовательных учреждений, группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих ДОУ, на дому специально подготовленными педагогами, в разновозрастных группах ДОУ или малокомплектных детских садах, число которых увеличивается особенно в сельской местности. Долгое время малокомплектный детский сад признавался неперспективным и особенности воспитания и развития детей в разновозрастных группах практически не исследовались. Интерес к работе этих учреждений появился в конце 80 - начале 90-х годов.
Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения  математике дошкольников в малокомплектном детском  саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ  для дошкольных образовательных  учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3  Дидактические основы формирования  количественных представлений у  детей дошкольного возраста в  процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных  представлений у дошкольников  в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
       Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию  количественных представлений у  старших дошкольников  в процессе  обучения в разновозрастной группе….….52
     2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список  использованной литературы…………………………………………..72
Приложение……………………………………………………………
Снесла курочка яичко.
Яичко непростое — Золотое.
Дед бил, бил — Не разбил;
Баба била, била — Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Вопрос: Сколько человек били и не разбили яичко? (Двое)
Задача 2.
Посадил дед репку - выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет, вытащить не может. А вытащили репку только тогда, когда стали тянуть всем семейством: дед, бабка, внучка, собака-Жучка, кошка-Машка и мышка.
Вопросы:
Сколько человек тянули репку? (3)
Сколько животных помогали тащить репку? (3)
Сколько членов семьи тянули репку? (6)
Таким образом, особое место на занятиях в малокомплектном детском саду должно отводиться средствам обучения (дидактическим играм и упражнениям, малым фольклорным жанрам, физкультминуткам, пальчиковой гимнастике, занимательным задачам и др.), с помощью которых дошкольников знакомят с математическими представлениями и понятиями, в том числе и количественными, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
 
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОМ ДЕТСКОМ САДУ
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников
Изучив психолого-
Цель 
опытно-экспериментальной 
Педагогический эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Цель констатирующего этапа эксперимента: диагностировать уровень сформированности количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду.
При проведении 
констатирующего этапа 
Как показывает анализ педагогической деятельности, уровень сформированности количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, а также от состояния учебно–воспитательной работы в ДОУ.
В основу индивидуального обследования были положены диагностические (тестовые) задания, разработанные Г.А. Корнеевой, Т.А. Мусейибовой и В.П. Новиковой.
Для выявления уровня сформированности количественных представлений использовались следующие задания:
Задание 1
Цель: проверить умение считать до 10.
Задание 2
Цель: выявить знание цифр, умение соотносить количество предметов с числом и соответствующей цифрой.
1) Разложи цифры по порядку от 1 до 9, а затем назови те цифры, которые покажу (9, 6, 3, 7).
(Перед ребёнком набор цифр в произвольном порядке, мелкие игрушки)
Задание 3
Цель: проверить умение считать предметы и обозначать их количество числом, используя в речи порядковые и количественные числительные: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, … десятый; один, два, три, четыре, пять, … десять, согласовывать числительные с существительными.
(Перед ребёнком картинка с изображением 10 разных игрушек.)
Задание 4
Цель: проверить умение сравнивать числа и устанавливать равенство между ними, связно рассказывать, отражая в речи, какое число больше или меньше другого и насколько: 7 больше 6, а 6 меньше 7; 7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1 и т. д.
Задание 5
Цель: проверить знание состава чисел из единиц (на наглядной основе), различать количественный и порядковый счёт, умение отражать это в речи.
( Перед ребёнком картинки с изображением различных фруктов.).
Задание 6
Цель: выявить умение отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.
Задание 7
Цель: выявить умение сравнивать две группы предметов.
(Перед ребёнком пять больших матрёшек и пять маленьких в кругу.).
Работа по определению уровня сформированности количественных представлений детей проводилась в сентябре месяце. Задания предлагались индивидуально каждому ребенку.
Результаты тестирования представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Уровень сформированности количественных представлений
у старших дошкольников
№ п/п  | 
  Фамилия, имя  | 
  Номер вопроса  | 
  Сумма баллов  | 
  Уровень  | |||||||||||||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
  9  | 
  10  | 
  11  | 
  12  | 
  13  | 
  14  | ||||
1.  | 
  Катя В.  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  1  | 
  1  | 
  25  | 
  В.  | 
2.  | 
  Яна Г.  | 
  1  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  1  | 
  2  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  1  | 
  12  | 
  С.  | 
3.  | 
  Алёша Г.  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  27  | 
  В.  | 
4.  | 
  Надя И.  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  1  | 
  2  | 
  26  | 
  В.  | 
5.  | 
  Дима Г.  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  1  | 
  2  | 
  0  | 
  1  | 
  2  | 
  1  | 
  2  | 
  22  | 
  В.  | 
6.  | 
  Лена Г.  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  0  | 
  1  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
  0  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  19  | 
  В.  | 
7.  | 
  Серёжа Ч.  | 
  2  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  0  | 
  2  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
  0  | 
  2  | 
  2  | 
  1  | 
  2  | 
  18  | 
  С.  | 
8.  | 
  Марина К.  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  0  | 
  0  | 
  1  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  0  | 
  7  | 
  Н.  | 
9.  | 
  Вика Л.  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  1  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  0  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  2  | 
  25 
  | 
  В.  | 
10.  | 
  Саша А.  | 
  1  | 
  2  | 
  1  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  1  | 
  1  | 
  10  | 
  Н.  | 
Оценка результатов:
2 балла – ребёнок логически связно строит свой ответ, умеет рассуждать, доказывать, адекватно использует в речи математическую терминологию (термины и математические выражения). Правильно строит лексико-грамматические конструкции.
1 балл – ребёнок отвечает на поставленные вопросы, в ответах есть небольшие неточности. Используя в речи математическую терминологию, делает ошибки при её употреблении, но сам старается их исправить. Математический словарь беден.
0 баллов – затрудняется с ответом на поставленные вопросы, использует помощь воспитателя при ответах; неправильно использует математическую терминологию или она отсутствует.
В последней колонке подсчитывалась сумма баллов и выставлялся уровень.
Высокий уровень, если 28 – 19 баллов.
Средний уровень, если 18 – 8 баллов.
Низкий уровень, если 7 – 0 баллов.
Анализируя результаты данных, занесенные в таблицу 2.1, следует отметить, что высокий уровень сформированности количественных представлений показали 6 человек экспериментальной группы: Матвей М., Алёша Г., Надя И., Дима Г., Лена Г., Вика Л., что составляет 60%.
Средний уровень развития количественных представлений показали 3 человека: Яна Г., Серёжа Ч., Саша А., что составляет 30%.
Низкий уровень развития количественных представлений показал 1 человек: Марина К., что составляет 10%.
Результаты диагностики наглядно представлены на диаграмме 2.1.
Уровень сформированности количественных представлений
у старших дошкольников
Рис. 2.1.
Таким 
образом, данные, полученные в ходе 
констатирующего этапа эксперим
у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе
Формирующий этап эксперимента по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения проходил в МДОУ Алейниковский детский сад общеразвивающего вида, Алексеевского района, Белгородской области. В эксперименте приняли участие дети разновозрастной группы в количестве 23 человек, выделено 10 человек старшего возраста.
Цель формирующего этапа эксперимента — разработать и апробировать систему работы по развитию количественных представлений у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы в малокомплектном детском саду.
Задачи:
1. Разработать и апробировать систему дидактических игр, малых фольклорных жанров, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, занимательных задач в процессе развития количественных представлений у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы в малокомплектном детском саду.
2. Раскрыть особенности их 
Для достижения 
данной цели мы направили усилия на 
создание системы работы, которая 
способствовала бы  развитию количественных 
представлений у старших 
В соответствии с гипотезой, работа строилась по двум направлениям:
Развитие математических представлений осуществлялось в процессе систематического обучения детей на занятиях. В малокомплектном детском саду с детьми старшей подгруппы мы использовали занятия, которые можно использовать в разновозрастной группе. Приведем примеры таких занятий, которые размещены в Приложениях 2-4.
 В разновозрастной 
группе детского сада 
Цель занятия для старшей группы: учить детей порядковому счету в пределах 10, умению правильно отвечать на вопросы который? какой? сколько? Уточнить представление детей о количественном составе чисел в пределах 5 из единиц.
Цель занятия для подготовительной группы: упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитание. Закрепить навыки порядкового счета в пределах 20 и представление о количественном составе числа из единиц.
Вначале мы пригласили на занятие детей подготовительной к школе подгруппы, сообщили им, что они будут учиться решать задачи и рассказывать, что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи. В ходе занятия просили одного ребёнка рассказать условие задачи, другого – поставить вопрос, третьего – повторить задачу полностью. Затем дети придумывали новую задачу и отвечали на вопросы.
После этого на занятие пригласили детей старшей подгруппы. Выставили картинку с изображением мухи и на некотором расстоянии от неё картинки семи других насекомых. Дальше работали по произведению К.Чуковского. Просили детей сказать: «Сколько насекомых пришло в гости к мухе?», «Назовите, кто к ней пришёл», «Кто пришёл последним? Который он по счёту?». Предлагали детям подготовительной подгруппы пересчитать насекомых по порядку, а старшим внимательно следить, как надо считать. Далее меняли 2—3 раза местами последнюю картинку с любыми другими из ряда и каждый раз выясняли, кто теперь на последнем месте, который он по счету. Два ребенка по очереди, а затем все дети вместе (хором) пересчитывали насекомых. Чередуя вопросы: «На каком по счету месте комар (жук, стрекоза)? Кто на третьем (седьмом, девятом) месте?», упражняли детей в порядковом счете.