Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:11, дипломная работа
Дошкольное образование должно обеспечить равные стартовые возможности для детей, имеющих разноуровневую подготовку, и бескризисный переход дошкольника к обучению в школе. В настоящее время подготовка к школе детей дошкольного возраста может осуществляться в различных типах дошкольных образовательных учреждений, группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих ДОУ, на дому специально подготовленными педагогами, в разновозрастных группах ДОУ или малокомплектных детских садах, число которых увеличивается особенно в сельской местности. Долгое время малокомплектный детский сад признавался неперспективным и особенности воспитания и развития детей в разновозрастных группах практически не исследовались. Интерес к работе этих учреждений появился в конце 80 - начале 90-х годов.
Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение……………………………………………………………
Ноябрь | |||||
1. |
2. |
3. |
4. | ||
Учебная деятельность |
«Какой цифры не стало?» Цель: Закрепление знаний о числах и цифрах. |
«Убираем цифры» Цель: Закрепление знаний о числах и цифрах.
| |||
«Помогите числам занять свои места по порядку» Цель: Закрепление представлений о порядковом значении числа. |
«Назови соседей» Цель: Закрепление знаний о числах и цифрах.
|
||||
Повседневная деятельность |
|
«Которой игрушки не стало» Цель: Закрепление навыков порядкового и количественного счёта. |
«Рассеянный художник» (1) Цель: Развитие наблюдательности и счёта.
| ||
«Сколько?» Цель:Упражнение детей в счёте. |
«Сколько? Какой?» Цель: Счёт в пределах 10. Закрепление порядковых числительных. |
«Конструктор» Цель:Фрмирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счёте до десяти. |
«Рассеянный художник» (2) Цель Развитие наблюдательности и счёта
| ||
Прогулка |
«Мальчики» Цель: Закрепление счёта и порядковых числительных. |
||||
«Считай-не ошибись» Цель: Упражнение в прямом и обратном счёте |
«Кто первый назовёт» Цель: Закрепление порядкового и количественного счёта. |
Приложение 6
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1. «Лучший счётчик»
Дидактическая цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрой.
Содержание игры: Воспитатель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, он предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную числовую фигуру. Кто быстрее всех сосчитает рисунки и покажет нужную цифру, тот лучший счётчик. Затем воспитатель показывает вразбивку цифры, дети – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры воспитатель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где рисунков больше, где меньше и на сколько.
2. «Хлопки»
Дидактическая цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрой.
Содержание игры: Воспитатель на магнитном моделеграфе по секторам размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, он предлагает детям сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Воспитатель задаёт ритм хлопков.)
3. «Построим аквариум для рыбок»
Дидактическая цель: формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Оборудование: 10 рыбок разного размера (6 жёлтых и 4 красные) и 4 полоски бумаги.
Содержание игры: Дети до занятия вырезают большие и маленькие рыбки. На занятии воспитатель предлагает одному из детей на магнитной доске, другим у себя на столе построить аквариум (выложить его из полосок бумаги), опустить в аквариум сначала большие рыбки, затем маленькие и сосчитать, сколько больших, сколько маленьких, сколько красных, сколько жёлтых рыбок, сколько плавает в верхней части аквариума, сколько в нижней.
4. «Число и цифру я знаю»
Дидактическая цель: установление соответствия между числом и цифрой.
Оборудование: Набор кругов, треугольников, квадратов.
Содержание игры: Воспитатель на магнитном моделеграфе поочерёдно открывает сектор за сектором, дети считают число фигур в каждом из них и показывают воспитателю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число фигур в двух соседних секторах.
5. «Весёлый счёт»
Дидактическая цель: закрепление счёта от 1 до 10 и от 10 до 1.
Оборудование: Карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Содержание игры: Карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 перемешаны и разложены на столах детей. Дети одновременно подбирают по порядку карточки с цифрами и показывают воспитателю. Аналогично можно провести счёт от 10 до 1.
6. «Помогите числам занять свои места по порядку»
Дидактическая цель: закрепление представления о порядковом значении числа.
Оборудование: Карточки с цифрами 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Содержание игры:
1 вариант. Воспитатель
расставляет на планке цифры,
обозначающие числа от 0 до 9, в
беспорядке и обращается к
детям: «Числа заблудились,
7. «Курочка и цыплята»
Дидактическая цель: формирование навыков счёта.
Оборудование: Маска (шапочка) курочки из бумаги.
Содержание игры: Воспитатель вызывает к столу девочку, надевает на неё маску (шапочку) курочки, остальные дети – цыплята.
Воспитатель читает стихи.
Свежей травки пощипать.
Курочка:
Курочка в игре клюёт (стучит карандашом по столу), а детки должны откликнуться – пропищать столько же раз (курочка должна посчитать с перерывами 3 – 4 раза, а цыплята – соответствующее число раз откликнуться).
8. «Составим поезд»
Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Содержание игры: Воспитатель вызывает к себе поочерёдно детей. Каждый из них, исполняя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ребёнок говорит: « Я – первый вагон». Второй ребёнок, исполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт левую руку на плечо ребёнка, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: «Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу воспитателя составляют пример на сложение: «Два да один – это три». И т. д. Потом вагоны (дети) отцепляются по одному, все проговаривают: «Три без одного – два. Два без одного – один». И т. д. Дети в игре закрепляют знания о порядковом и количественном значении числа и снова делают обобщение, как образуется предыдущее и последующее число.
9. «Составим поезда»
Дидактическая цель: сравнение группы предметов.
Содержание игры: Воспитатель предлагает составить 2 поезда из вагонов (детей) и сравнить, где больше вагонов.
С этой целью вызывает 7 детей. Они составляют поезд из 7 вагонов. Затем вызывает 6 детей, они составляют поезд из 6 вагонов. «Какой поезд длиннее? – спрашивает педагог. – Какой короче? Где вагонов больше? Где – меньше? Как уравнять состав поезда по числу вагонов? (Прицепить ко второму поезду 1 вагон либо отцепить от первого 1 вагон)». Игра сопровождается соответствующими действиями. Количество вагонов можно изменять 2 – 3 раза.
10. «Построим домик»
Дидактическая цель: закрепление нумерации чисел первого десятка.
Оборудование: Десять палочек.
Содержание игры: Детям даётся задание построить домик из 6,8,10 палочек. Один ребёнок строит дом на магнитном моделеграфе из цветных полосок бумаги, все другие – у себя на столах из палочек. Аналогично дети выкладывают из палочек снежинку, рыбку, ёлочку, парусную лодку, звёздочку, машинку и считают число использованных палочек.
11. «Путаница»
Дидактическая цель: закрепление знаний о числах и цифрах.
Оборудование: Набор цифр.
Содержание игры: Цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует их действия.
12.«Какой цифры не стало?»
Дидактическая цель: закрепление знаний о числах и цифрах.
Оборудование: Набор цифр.
Содержание игры: Цифры раскладывают на столе или выставляют на доске.
Убирают одну – две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифры должна стоять и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Её место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
13.«Назови соседей»
Дидактическая цель: закрепление знаний о числах и цифрах.
Оборудование: Набор цифр.
Содержание игры: Цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. Воспитатель показывает цифру и просит детей назвать её соседей. Например, цифра 5 стоит между 6 и 7, значит это её соседи.
14. «Убираем цифры»
Дидактическая цель: закрепление знаний о числах и цифрах.
Оборудование: Набор цифр.
Содержание игры: Перед всеми детьми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребёнок, догадавшийся, о какой цифре идёт речь, убирает её из числового ряда. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру, которая встречается в названии сказки о Белоснежке, и т. д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым, определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.
15. «Что изменилось?»
Дидактическая цель: закрепление умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
Оборудование: Набор цифр, несколько групп предметов.
Содержание игры: Несколько групп предметов размещают на фланелеграфе или доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет цифры местами или убирает из какой – либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют её разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Ребёнку, исправляющему ошибки, предлагают сопровождать свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.
16. «Сколько?»
Дидактическая цель: упражнение детей в счёте.
Оборудование: 6-8 карточек с различным количеством предметов.
Содержание игры: Воспитатель говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто её отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру. Кто быстрее поднял цифру, становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: « Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но хорошо знает своё имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьёт молоко и живёт вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».
17. «Чудесный мешочек»
Оборудование: чудесный мешочек, где находится счётный материал (2-3 вида мелких игрушек), бубен.
Содержание игры: Воспитатель выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой ребёнок, игра повторяется.
18. «Считай – не ошибись!»
Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счёте.
Оборудование: мяч.