Развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:11, дипломная работа

Краткое описание

Дошкольное образование должно обеспечить равные стартовые возможности для детей, имеющих разноуровневую подготовку, и бескризисный переход дошкольника к обучению в школе. В настоящее время подготовка к школе детей дошкольного возраста может осуществляться в различных типах дошкольных образовательных учреждений, группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих ДОУ, на дому специально подготовленными педагогами, в разновозрастных группах ДОУ или малокомплектных детских садах, число которых увеличивается особенно в сельской местности. Долгое время малокомплектный детский сад признавался неперспективным и особенности воспитания и развития детей в разновозрастных группах практически не исследовались. Интерес к работе этих учреждений появился в конце 80 - начале 90-х годов.

Оглавление

Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

 

Ноябрь

1.

2.

3.

4.

Учебная деятельность

   

«Какой цифры  не стало?»

Цель: Закрепление  знаний о числах и цифрах.

 

«Убираем цифры»

Цель: Закрепление  знаний о числах и цифрах.

 

«Помогите числам занять свои места по порядку»

Цель: Закрепление  представлений о порядковом значении числа.

 

«Назови соседей»

Цель: Закрепление  знаний о числах и цифрах.

 

 

Повседневная  деятельность

 

 

 

«Которой игрушки  не стало»

Цель: Закрепление  навыков порядкового и количественного счёта.

 

«Рассеянный художник» (1)

Цель: Развитие наблюдательности и счёта.

 

«Сколько?»

Цель:Упражнение детей в счёте.

«Сколько? Какой?»

Цель: Счёт в  пределах 10. Закрепление порядковых числительных.

«Конструктор»

Цель:Фрмирование  умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счёте до десяти.

«Рассеянный художник» (2)

Цель Развитие наблюдательности и счёта

 

Прогулка

   

«Мальчики»

Цель: Закрепление  счёта и порядковых числительных.

   

«Считай-не ошибись»

Цель: Упражнение в прямом и обратном счёте

 

«Кто первый назовёт»

Цель: Закрепление  порядкового  и количественного счёта.

 

 

 

 

Приложение 6

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

1. «Лучший  счётчик»

Дидактическая цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрой.

Содержание игры: Воспитатель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, он предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную числовую фигуру. Кто быстрее всех сосчитает рисунки и покажет нужную цифру, тот лучший счётчик. Затем воспитатель показывает вразбивку цифры, дети – соответствующее число рисунков в  секторах круга. В итоге игры воспитатель открывает 2 сектора,  предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где рисунков больше, где меньше и на сколько.

 

2. «Хлопки»

Дидактическая цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрой.

Содержание игры: Воспитатель на магнитном моделеграфе по секторам размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, он предлагает детям сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Воспитатель задаёт ритм хлопков.)

 

3. «Построим  аквариум для рыбок»

Дидактическая цель: формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Оборудование: 10 рыбок разного размера (6 жёлтых и 4 красные)  и 4 полоски бумаги.

Содержание игры: Дети до занятия вырезают большие и маленькие рыбки. На занятии воспитатель предлагает одному из детей на магнитной доске, другим  у себя на столе построить аквариум (выложить его из полосок бумаги), опустить в аквариум сначала большие рыбки, затем маленькие и сосчитать, сколько больших, сколько маленьких, сколько красных, сколько жёлтых рыбок, сколько плавает в верхней части аквариума, сколько в нижней.

 

4. «Число  и цифру я знаю»

Дидактическая цель: установление соответствия между числом и цифрой.

Оборудование:  Набор кругов, треугольников,  квадратов.

Содержание игры: Воспитатель на магнитном моделеграфе поочерёдно открывает сектор за сектором, дети считают число фигур в каждом из них и показывают воспитателю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число фигур в двух соседних секторах.

 

5. «Весёлый  счёт»

Дидактическая цель:  закрепление счёта от 1 до 10 и от 10 до 1.

Оборудование:  Карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Содержание игры:  Карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10  перемешаны и разложены на столах детей. Дети одновременно подбирают по порядку карточки с цифрами и показывают воспитателю. Аналогично можно провести счёт от 10 до 1.

 

6. «Помогите  числам занять свои места по  порядку»

Дидактическая цель: закрепление представления о порядковом значении числа.

Оборудование:  Карточки с цифрами  0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Содержание игры:

1 вариант. Воспитатель  расставляет на планке цифры,  обозначающие числа от 0 до 9, в  беспорядке и обращается к  детям: «Числа заблудились, помогите  им занять свои места».  Дети  расставляют числа первого десятка по порядку: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Воспитатель спрашивает, сколько понадобилось цифр для обозначения числа 10.2 вариант.  Воспитатель  раздаёт детям карточки с числами первого десятка. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» дети строятся по порядку, начиная с меньшего числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

 

7. «Курочка  и цыплята»

Дидактическая цель:  формирование навыков счёта.

Оборудование:  Маска (шапочка) курочки из бумаги.

Содержание игры:  Воспитатель вызывает к столу девочку, надевает на неё маску (шапочку) курочки, остальные дети – цыплята.

Воспитатель читает стихи.

                                              «Вышла курочка гулять,

 Свежей травки  пощипать.

  А за ней ребятки –

                                               Жёлтые цыплятки».

Курочка:                               «Ко – ко  – ко,  ко – ко – ко,

                                                Не ходите далеко».

Курочка в игре клюёт (стучит карандашом по столу), а детки должны откликнуться – пропищать столько же раз (курочка должна посчитать с перерывами 3 – 4 раза, а цыплята – соответствующее число раз откликнуться).

 

8. «Составим   поезд»

Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Содержание игры: Воспитатель вызывает к себе поочерёдно детей. Каждый из них, исполняя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ребёнок говорит: « Я – первый вагон». Второй  ребёнок, исполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт левую руку на плечо ребёнка, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: «Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу воспитателя составляют пример на сложение: «Два да один – это три». И т. д. Потом вагоны (дети) отцепляются по одному, все проговаривают: «Три без одного – два. Два без одного – один». И т. д.  Дети в игре закрепляют знания о порядковом и количественном значении числа и снова делают обобщение, как образуется предыдущее и последующее число.

 

9. «Составим  поезда»

Дидактическая цель: сравнение группы предметов.

Содержание игры: Воспитатель предлагает составить 2 поезда  из вагонов (детей)  и сравнить, где больше вагонов.

С этой целью  вызывает  7 детей. Они составляют поезд из 7 вагонов. Затем вызывает  6 детей, они составляют поезд из 6 вагонов.  «Какой поезд длиннее? – спрашивает педагог.  – Какой  короче?  Где вагонов больше?  Где – меньше?   Как уравнять состав  поезда по числу вагонов?  (Прицепить ко второму поезду 1 вагон либо отцепить от первого 1 вагон)». Игра сопровождается  соответствующими действиями. Количество вагонов можно изменять 2 – 3 раза.

10. «Построим  домик»

Дидактическая цель: закрепление нумерации чисел первого десятка.

Оборудование: Десять палочек.

Содержание игры: Детям даётся задание построить домик из 6,8,10 палочек. Один ребёнок строит дом на магнитном моделеграфе из цветных полосок бумаги, все другие – у себя на столах из палочек. Аналогично дети выкладывают из палочек снежинку, рыбку, ёлочку, парусную лодку, звёздочку, машинку и считают число использованных палочек.

 

11. «Путаница»

Дидактическая цель: закрепление знаний о числах и цифрах.

Оборудование: Набор цифр.

Содержание игры: Цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент,  когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует их действия.

 

12.«Какой  цифры не стало?»

Дидактическая цель: закрепление знаний о числах и цифрах.

Оборудование: Набор цифр.

Содержание игры: Цифры раскладывают на столе или выставляют на доске.

Убирают одну –  две  цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифры должна стоять и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8  (или она исчезла).   Это неверно. Её место между цифрами 4 и 6,  потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

 

13.«Назови соседей»

Дидактическая цель: закрепление знаний о числах и цифрах.

Оборудование:  Набор цифр.

Содержание игры: Цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. Воспитатель показывает цифру и просит детей назвать её соседей. Например, цифра 5  стоит между 6 и 7, значит это её соседи.

 

14. «Убираем  цифры»

Дидактическая цель:  закрепление знаний о числах и цифрах.

Оборудование: Набор цифр.

Содержание игры: Перед всеми детьми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребёнок, догадавшийся, о какой цифре идёт речь, убирает её из числового ряда. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши  (хлопнуть 3 раза);  убрать цифру, которая встречается в названии сказки  о Белоснежке, и  т. д.  Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым, определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.

 

15. «Что  изменилось?»

Дидактическая цель: закрепление умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей  цифрой.

Оборудование: Набор цифр, несколько групп предметов.

Содержание игры: Несколько групп предметов размещают на фланелеграфе или доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет цифры местами или убирает из какой – либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой.  Дети открывают глаза. Они  обнаружили ошибку и исправляют её разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах.  Ребёнку, исправляющему ошибки, предлагают сопровождать свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

 

16. «Сколько?»

Дидактическая цель: упражнение детей в счёте.

Оборудование: 6-8 карточек с различным количеством предметов.

Содержание игры: Воспитатель говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто её отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру. Кто быстрее поднял цифру, становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: « Это животное ласковое и доброе, оно не  разговаривает, но хорошо знает своё имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьёт молоко и живёт вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».

 

17. «Чудесный  мешочек»

Дидактическая цель: упражнение детей в счёте с помощью различных       анализаторов. Закрепление представлений о количественных отношениях между числами.

Оборудование: чудесный мешочек, где находится счётный материал (2-3 вида мелких игрушек), бубен.

Содержание  игры: Воспитатель выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети  считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой ребёнок, игра повторяется.

 

18. «Считай  – не ошибись!»

Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счёте.

Оборудование: мяч.

Информация о работе Развития количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду