Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:43, реферат
В современном школьном обучении все более усиливается тенденция гуманизации образования, которая в области методики обучения математике понимается как направленность всего учебно-воспитательного процесса на личность учащегося. В решении задачи всестороннего развития личности учащегося широкие возможности предоставляет такой раздел математики как геометрия, которая в силу своей специфики отражения реальной действительности глубоко сочетает логику и наглядность, общее и частное, абстрактное и конкретное.
О преобразованиях подобия не говорится. Рассматривается лишь частный случай – гомотетия. Доказывается основное свойство гомотетии: при гомотетии с коэффициентом k отрезок AB переходит в отрезок A’B’, параллельный AB и такой, что A’B’=|k|AB, а любая группа F отображается в фигуру F’, подобную F и с коэффициентом подобия k. При этом всякий элемент фигуры F отображается в соответствующий элемент фигуры F’. В курсе стереометрии понятие преобразования пространства не вводится.
В учебном пособии Александрова
понятие преобразования вводится на
основе функционального подхода, достаточно
полно рассматриваются свойства
движений и подобия плоскости. Доказывается
теорема о представлении
Проанализировав изложение материала темы «Геометрические преобразования» в современных учебниках, можно сделать следующие выводы о положении и роли этой темы в курсе геометрии на данном этапе.
В современных учебниках геометрии тема «Геометрические преобразования» не является ведущей. Преобразования из средства изучения свойств фигур и решения задач превратились в объект изучения. При изучении геометрических преобразований в школе знания и умения представляются не как система, а как ряд частных явлений. Каждое преобразование дается обособленно, вне связи с другими, свойства преобразований рассматриваются отдельно для каждого конкретного вида. Поэтому данный раздел геометрии не производит впечатления целостной теории, может быть, еще и потому, что преобразования не используются вообще или используются недостаточно при изучении других тем курса. В современных учебниках не ставится цель полной формализации понятия геометрического преобразования. Введение основных преобразований часто осуществляется индуктивным способом, на основе нестрогих определений. Недостаточно освещаются и вопросы прикладной направленности геометрических преобразований. Методу геометрических преобразований как одному из наиболее эффективных методов решения задач не уделяется большого внимания.
Вместе с тем, хотя идея геометрических преобразований и не является системообразующей в современном курсе математики, но играет важную роль в обучении геометрии. Понятие движения позволяет дать «аппаратное», «рабочее» истолкование равенства и подобия фигур. Геометрические преобразования позволяют ввести в школьный курс динамику, преодолеть некоторую статичность традиционного синтетического подхода. При этом появилась возможность уделить особое внимание развитию определенных сторон пространственного воображения школьников. Геометрические преобразования способствуют реализации внутрипредметных связей с алгеброй (функциональная зависимость, преобразования графиков функций), межпредметных – с физикой (механическое поступательное движение и т.д.). Отметим, что в физике исследуется в основном сам процесс движения, в геометрии – фиксированные положения фигуры, подвергшейся движению (исходное, конечное и иногда промежуточное). Геометрические преобразования привносят в школьную математику эстетику, изящество. Идея симметрии (симметрия орнаментов, снежинок, архитектурных сооружений) является одним из важнейших средств гуманитаризации обучения математике.
Данная работа была посвящена
проблеме изучения темы «Геометрические
преобразования» во времена реформы
школьного математического
Целью настоящего исследования было изучение применения метода геометрических преобразований к построению школьного курса геометрии в период реформы математического образования в 1964 – 1987 гг., а так же выявление значения метода геометрических преобразований в современном школьном курсе геометрии.
В работе обозначены основные идеи реформирования школьного математического образования и рассмотрены реализацию этих идей в программах и учебных пособиях того времени, в частности выявлена роль темы «Геометрические преобразования» в курсе геометрии. Рассмотрен и теоретический базис темы «Геометрические преобразования» и выделить её значение для математической науки в целом. Выявлена роль, которую выполняют в современном курсе геометрии геометрические преобразования.
В соответствии с целью работы, можно сделать следующие выводы:
На основании всего
вышесказанного, можно сказать следующее:
тема «геометрические
Оглавление
Введение 2
О колмогоровской
реформе школьного
Значение метода геометрических преобразований. Эрлангенская программа Клейна. 11
Геометрические преобразования. Группа преобразований. 14
Геометрические преобразования в эпоху реформы 27
Преобразования в современном математическом образовании 39
Заключение 44
Литература 46