Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:43, реферат
В современном школьном обучении все более усиливается тенденция гуманизации образования, которая в области методики обучения математике понимается как направленность всего учебно-воспитательного процесса на личность учащегося. В решении задачи всестороннего развития личности учащегося широкие возможности предоставляет такой раздел математики как геометрия, которая в силу своей специфики отражения реальной действительности глубоко сочетает логику и наглядность, общее и частное, абстрактное и конкретное.
Во времена реформы геометрические преобразования занимали центральное место в школьном курсе геометрии, служили основой для доказательства многих теорем. Выясним, какое место занимают преобразования в современном обучении геометрии.
Можно выделить несколько
подходов к построению теории геометрических
преобразований в современной школе:
использование традиционного (синтетического),
а также аналитического метода. Наибольшее
распространение получил
В настоящее время у разных авторов школьных учебных пособий по геометрии преобразования занимают разное по объёму и по уровню строгости положение.
Так, например, в учебнике А.П. Киселёва о преобразованиях вообще не говорилось.
Учебник Атанасяна (реально-практический подход) предусматривает вначале описательное знакомство с симметрией (8 кл.). В конце 9 класса рассматривается общее понятие движения и его свойства, затем отдельно изучаются параллельный перенос и поворот.
В начале изучения темы вводится
понятие отображения плоскости
на себя. Оно иллюстрируется примерами
ранее изученных преобразований
– центральной и осевой симметрии.
При этом указывается, что при
отображении плоскости на себя выполняются
два условия: каждой точке плоскости
ставится в соответствие какая-то одна
точка плоскости и каждая точка
плоскости оказывается
Много внимания уделяется
и связи понятий наложения
и движения. Понятие наложения, на
основе которых определяется равенство
фигур, относится в данном курсе
к числу основных. Наложение понимается
как такое отображение
При рассмотрении следующих двух видов движений, параллельного переноса и поворота, сначала дается определение отображения, затем доказывается, что оно является движением, причем в процессе доказательства можно «открыть» некоторые свойства отображения. Например, такое свойство: при параллельном переносе прямая переходит в себя или параллельную прямую. Но, в общем и целом, свойства частных видов движений в учебнике подробно не рассматриваются.
Преобразования подобия в учебнике не рассматриваются. Дается лишь общее определение подобных фигур: Фигуры F и F1 называются подобными, если каждой точке фигуры F можно сопоставить точку фигуры F1 так, что для любых двух точек M и N фигуры F и сопоставленных им точек M1 и N1 фигуры F1 выполняется равенство MN/M1N1=k, где k – некоторое положительное число, одно и то же для всех точек. На примере построения фигуры, подобной данной, вводится понятие центрального подобия. Приводятся примеры подобных фигур, как из школьного курса математики, так и из практической действительности (географические карты одного и того же района, выполненные в разных масштабах, фотографии одного и того же предмета, сделанные в разных увеличениях).
В курсе стереометрии рассматриваются
частные виды движений пространства,
аналогичные движениям
В учебнике Погорелова (теоретико-групповой подход) материал представлен в виде двух отдельных тем: «Движения» (8 класс) и «Преобразования подобия» (9 класс). Обе темы начинаются с общих вопросов: вводится общее понятие, дается два общих групповых свойства, рассматриваются свойства этих видов преобразований, их виды и специфические свойства каждого вида.
Отметим, что не дается четкого понятия преобразования фигур. Оно понимается как некоторое смещение фигуры и поясняется рисунком. Движением называют такое преобразование одной фигуры в другую, которое сохраняет расстояние между точками. Доказываются следующие свойства движений: последовательное применение (композиция) двух движений снова есть движение; преобразование, обратное движению, также является движением. Обосновывается и свойство о том, что при движении сохраняется отношение «лежать между». Отмечается, что при движении прямые переходят в прямые, полупрямые - в полупрямые, отрезки – в отрезки. Приводится доказательство и того факта, что при движении сохраняются углы между лучами. Далее рассматриваются частные виды движений: центральная (симметрия относительно точки) и осевая симметрия (симметрия относительно прямой), поворот и параллельный перенос. Сначала они определяются как преобразования, а затем доказывается, что они являются движениями (причем в доказательствах используется как традиционный конструктивный метод, так и метод координат, как, например, в случае осевой симметрии). Параллельный перенос определяется не векторно, а через преобразование координат: Преобразование фигуры F, при котором ее произвольная точка (x, y) переходит в точку (x+a, y+a), где a и b одни и те же для всех точек (x, y), называется параллельным переносом. Параллельный перенос задается формулами x’=x+a, y’=y+a. Эти формулы выражают координаты точки x’, y’ точки, в которую переходит точка (x, y) при параллельном переносе. Свойства параллельного переноса также доказываются координатным методом. Обосновывается и следующая теорема о существовании и единственности параллельного переноса: каковы бы ни были две точки A и A’, существует один и только один параллельный перенос, при котором точка A переходит в точку A’. После рассмотрения определения параллельного переноса и его свойств, вводится понятие о сонаправленных и противоположно направленных полупрямых. Две прямые называются сонаправленными или одинаково направленными, если они совмещаются параллельным переносом. Доказывается следующая теорема о транзитивности отношения сонаправленности: если полупрямые a и b одинаково направлены и полупрямые b и c одинаково направлены, то полупрямые a и c тоже одинаково направлены. Понятие параллельного переноса используется и в теме векторы. Так, равными векторами называются такие векторы, которые совмещаются параллельным переносом. Формулы, которыми задаются координаты точек при параллельном переносе, используются при доказательстве того факта, что равные векторы имеют равные координаты.
С помощью движений в учебнике Погорелова определяется равенство фигур:
Две фигуры называются равными, если они движением переводятся одна в другую.
Доказывается, что определение
равенства треугольников через
равенство соответствующих
Преобразование подобия в учебнике Погорелова формулируется так: преобразование фигуры F в фигуру F’ называется преобразованием подобия, сели при этом преобразовании расстояния между точками изменяются в одно и то же число раз. Это означает, что если произвольные точки X, Y фигуры F при преобразовании подобия переходят в точки X’, Y’ фигуры F’, то X’Y’=kXY, причем число k – одно и то же для всех точек X и Y. Число k называется коэффициентом подобия.
После введения понятия подобия дается определение гомотетии и показывается, что гомотетия является преобразованием подобия. Затем приводятся примеры преобразований подобия в практической жизни.
В следующем п. 101 формулируются свойства преобразований подобия: преобразование подобия переводит прямые в прямые, полупрямые – в полупрямые, отрезки в отрезки (это свойство дается без доказательство, аналогичное свойство рассматривалось у движений); преобразование подобия сохраняет углы между прямыми.
В п. 102 дается определение
подобных фигур: две фигуры называются
подобными, если они переводятся
друг в друга преобразованием
подобия. Здесь же рассматривается
транзитивность отношения подобия,
которая будет в дальнейшем использоваться
при доказательстве признаков подобия
треугольников. Здесь же неявно формулируется
знакомое нам определение подобных
треугольников как
В курсе 10 класса в теме «Декартовы
координаты и векторы в пространстве»
вводится понятие преобразований пространства.
Подчеркивается аналогия преобразований
пространства и преобразований плоскости.
Описывается и новое
В п. 157 определяется понятие движения пространства (аналогично понятию движения плоскости). Выделяется новое свойство движения в пространстве – движение переводит плоскости в плоскости. По аналогии с плоскостью вводится определение равных фигур в пространстве: фигуры называются равными, если он совмещаются движением.
Определение и свойства параллельного
переноса в пространстве аналогично
определению его на плоскости. Новым
свойством параллельного
Понятие параллельного переноса в пространстве используется при доказательстве корректности определения угла между скрещивающимися прямыми и угла между пересекающимися плоскостями.
Говорится и о подобии пространственных фигур. Преобразование подобия в пространстве определяется точно также, как и на плоскости. Перечисляются свойства подобия, знакомые учащимся по курсу планиметрии. В качестве примера преобразования подобия в пространстве приводится гомотетия относительно центра O с коэффициентом k. Рассматривается свойство гомотетии: преобразование гомотетии в пространстве переводит любую плоскость, не проходящую через центр гомотетии, в параллельную плоскость (или в себя k=1).
В учебном пособии «Геометрия 7-9» И. Ф. Шарыгина тема «Преобразования плоскости» также не является ведущей, однако характер изучения темы несколько отличается от подходов, использованных в учебниках Атанасяна и Погорелова. В начале изучения темы вводится понятие преобразования плоскости и дается определение движения плоскости (оно поясняется на примере перемещения треугольника по плоскости). В качестве примеров движений указываются осевая и центральная симметрия (они рассматривались еще в 7 классе). Основным свойством движений считается следующее: результат двух последовательных движений является движением. Доказывается, что любое движение плоскости полностью задается движением трех точек плоскости, не лежащих на одной прямой. Иными словами, если известны три точки плоскости A, B, C и указаны точки A’, B’, C’, в которые они переходят в результате некоторого движения, то для любой точки M этой плоскости определена точка M’, в которую в результате этого движения перешла точка M. Обосновывается и тот факт, что любое движение плоскости может быть получено с помощью не более чем трех осевых симметрий. Далее, используя этот результат, рассматриваются частные виды движений: параллельный перенос, поворот и скользящая симметрия. Параллельный перенос определяется как композиция двух осевых симметрий с параллельными осями, скользящая симметрия – как композиция осевой симметрии и параллельного переноса.