Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:43, реферат
В современном школьном обучении все более усиливается тенденция гуманизации образования, которая в области методики обучения математике понимается как направленность всего учебно-воспитательного процесса на личность учащегося. В решении задачи всестороннего развития личности учащегося широкие возможности предоставляет такой раздел математики как геометрия, которая в силу своей специфики отражения реальной действительности глубоко сочетает логику и наглядность, общее и частное, абстрактное и конкретное.
Группа самосовмещений ромба содержит кроме e и r еще две осевые симметрии s1 и s2 относительно прямых, на которых расположены диагонали ромба. Из того, что в этой группе имеются дополнительные (по сравнению с параллелограммом общего вида) движения s1 и s2, вытекает наличие у ромба дополнительных, специфических свойств (помимо свойств, присущих параллелограмму): перпендикулярность диагоналей, совпадение диагоналей с биссектрисами углов и т.д. В качестве еще одного примера отметим, что группа самосовмещений равнобедренного треугольника, не являющегося равносторонним, состоит из двух элементов e, s, где s – осевая симметрия. Из наличия в группе самосовмещений равнобедренного треугольника движения s вытекают основные свойства этого треугольника: равенство углов при основании, совпадение биссектрисы, медианы и высоты, проведенных к основанию, равенство медиан, проведенных к боковым сторонам и т.д.
Свойства правильных многогранников (или других многогранников, обладающих той или иной симметричностью) удобнее всего доказывать, используя группы их самосовмещений. Свойства сферы, цилиндра, конуса также лучше всего выводить с помощью рассмотрения групп самосовмещений этих фигур.
Помимо научного значения, "Эрлангенская программа" имеет и педагогическую значимость. Еще Клейн отмечал, что преобразования являются не чем иным, как обобщением простого понятия функции, которое в наши дни становится центральным понятием школьного курса математики. Идея преобразований, играет большую роль в обеспечении межпредметных связей курсов алгебры и геометрии. Групповая точка зрения на предмет школьной геометрии имеет важное значение для формирования представлений учащихся об идеях и методах современной геометрии, а также для расширения их математического кругозора.
В алгебре рассматриваются различные функции. Каждому числу из некоторого множества (области определения) функция сопоставляет число – значение функции в точке .
В геометрии рассматривают функции иного рода, называемые геометрическими отображениями. В отличие от алгебраических, эти функции каждой точке ставят в соответствие точку.
Для задания геометрического отображения (обозначим его буквой ) надо указать:
Пример 1. Отображение определим следующим образом. Пусть – вся плоскость, а – некоторая прямая плоскости . Сопоставим каждой точке плоскости A точку , которая является ортогональной проекцией точки на прямую (рис. 1). Очевидно, что если – прямая, не перпендикулярная , то её образ совпадает со всей прямой , если же прямая перпендикулярна, то её образ представляет собой одну точку на прямой ; образ любой окружности или любого треугольника является отрезком (рис. 2).
Рис. 1.
Пример 2. В качестве последнего примера укажем на вращение (поворот) плоскости вокруг точки O на угол α. Для этого отображения и область определения и область значений совпадают со всей плоскостью ; образ точки определяется как такая точка плоскости, что и , причем направление вращения от к на угол α (по часовой стрелке или против часовой стрелки) указано заранее (рис. 3).
Будем рассматривать такие геометрические отображения, для которых область определения совпадает с областью значений и, кроме того, такие отображения, которые являются взаимно однозначными (биективными). Поясним, какое отображение называется взаимно однозначным.
Определение. Отображение с областью определения и областью значений называется взаимно однозначным, если, во-первых, ни для каких двух различных точек области их образы не совпадают (отображение является инъективным) и, во-вторых, каждая точка области является образом некоторой точки при отображении ( – сюръекция).
Определение. Биективное отображение плоскости на себя (и областью определения, и областью значений этого отображения является плоскость) называется преобразованием плоскости.
Отображение примера 1 не является преобразованием плоскости, так как область определения и область значений этого отображения не совпадают. Можно также заметить, что это отображение не является биективным. Для этого достаточно указать две точки и области определения, которые имеют один и тот же образ. Например, если в качестве точки взять любую точку прямой , то .
Отображение, рассмотренное в примере 2, очевидно, является преобразованием плоскости.
Рассмотрим множество всех преобразований плоскости. Обозначим его . Так как композиция биективных отображений является биекцией, то на множестве задан внутренний закон композиции: , где – некоторые преобразования плоскости.
Теорема. Множество всех преобразований плоскости относительно операции композиции является группой.
Доказательство. Проверим выполнимость аксиом группы (ассоциативность бинарной операции, существование нейтрального и обратного элемента).
Группа преобразований называется симметрической группой плоскости. Она очень мощная, её мощность больше мощности континуума. Она мало используется в геометрии, но важны некоторые её подгруппы.
Определение. Группой преобразования плоскости назвается любая подгруппа симметрической группы.
Чтобы убедиться в том, что некоторое непустое непустое множество T преобразований плоскости A является группой преобразований этого множества, надо проверить выполнимость двух условий:
Движения
В школьных учебниках можно
встретить следующее
Говорят, что преобразование
плоскости сохраняет
Определение. Преобразование плоскости, сохраняющее расстояния, называется движением (или перемещением).
Из определения сразу вытекают основные свойства движений:
Доказательство. Пусть точки лежат на одной прямой. Тогда . Из определения движения следует, что образы точек удовлетворяют условию , т.е. точки также лежат на одной прямой.
Доказательство. Если - развернутый, то точки лежат на одной прямой, и, следовательно, их образы – точки – также лежат на одной прямой, из чего следует, что - также является развернутым. Если не является развернутым, то точки не лежат на одной прямой, и, следовательно, их образы – точки – также не лежат на одной прямой Значит существует треугольник , который при движении переводится в равный ему треугольник (равенство по трем сторонам), следовательно, .
Доказательство. Пусть и – некоторые фигуры, обозначим через – пересечение этих фигур, а через – их объединение.
Рассмотрим некоторое движение Обозначим через пересечение и , а их объединение – за .
Будем доказывать, что . Выберем произвольную точку из пересечения фигур и покажем, что её образ принадлежит пересечению фигур-образов и - : , значит , тогда и , а значит, . Цепочка этих рассуждений обратима, следовательно, . Аналогично доказывается, что .
Доказательство. Пусть даны - некоторые движения. Рассмотрим их композицию . Пусть – произвольные точки плоскости, , , g, , . Из того, что - движения следует , что и доказывает утверждение.
Доказательство. Пусть дано некоторое движение . Так как движение является преобразованием, то существует преобразование , обратное . Покажем, что оно является движением. Пусть – проиpвольные точки плоскости, , . Тогда , . Так как – движение, то , и, следовательно, .
Таким образом, отталкиваясь от свойств 4-6 можно заключить, что совокупность всех движений плоскости является группой преобразований.
Рассмотрим другие примеры движений.
Параллельный перенос
Рис. 4.
Определение. Параллельным переносом на вектор называется преобразование плоскости, которое каждую точку переводит в такую точку , что .
Покажем, что параллельный перенос является движением. Пусть даны две различные точки и . Их образами при параллельном переносе на вектор , будут точки и , такие что и . Но тогда . А так как и – различные точки плоскости, то – параллелограмм (рис. 4). А значит, , и параллельный перенос является движением.
Отметим, что фактически мы доказали более сильное свойство.
Утверждение. При параллельном переносе любой вектор переходит в равный вектор .
Следствие. При параллельном переносе любая прямая переходит в параллельную ей прямую.
Выделим еще два свойства, вытекающие из определения параллельного переноса.
Таким образом, множество
всех параллельных переносов является
группой преобразований. В соответствии
с групповым подходом Клейна можно
рассматривать геометрию, изучающую
свойства фигур, не изменяющиеся при
параллельных переносах (т.е. геометрию,
в которой «равными» считаются
лишь фигуры, равные в обычном смысле
и параллельно расположенные). В
этой новой геометрии теряет смысл
целый ряд понятий обыкновенной
(евклидовой) геометрии, например длина
отрезка (отрезки разных направлений
здесь оказываются «