Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:43, реферат
В современном школьном обучении все более усиливается тенденция гуманизации образования, которая в области методики обучения математике понимается как направленность всего учебно-воспитательного процесса на личность учащегося. В решении задачи всестороннего развития личности учащегося широкие возможности предоставляет такой раздел математики как геометрия, которая в силу своей специфики отражения реальной действительности глубоко сочетает логику и наглядность, общее и частное, абстрактное и конкретное.
В главе «Параллельные прямые и параллельный перенос» формулировка и доказательство многих теорем так или иначе связано с перемещениями.
Например, формулируется и доказывается такой признак параллельности прямых:
Теорема. Если две прямые симметричны относительно некоторого центра, то они параллельны (верно и обратное утверждение).
В параграфе 2 впервые вводится
понятие отношения
Далее, в п. 36 вводится понятие параллельного переноса.
Определение.
Рассматриваются два свойства параллельного переноса:
С помощью свойств параллельного переноса доказывается следующая теорема:
Теорема (о параллельных отрезках). Отрезки двух параллельных прямых, заключенные между двумя другими параллельными прямыми, конгруэнтны.
Как следствие из этой теоремы
указывается следующее
Это расстояние называется расстоянием между этими двумя параллельными прямыми.
Свойства перемещений используются и в дальнейшем. Например, при доказательстве того факта, что катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы используется симметрия относительно большего катета. Как следствия из того факта, что параллелограмм обладает центральной симметрией относительно точки пересечения диагоналей, рассматриваются свойства параллелограмма. Частные виды параллелограмма – прямоугольник, ромб, квадрат также изучаются с позиций теории преобразований.
В начале главы «Векторы» рассматривается операция композиции перемещений. Доказывается следующая теорема:
Теорема. Композиция перемещений – есть перемещение.
Вектор определяется как параллельный перенос. Сумма векторов рассматривается как композиция параллельных переносов.
В начале главы VI «Подобие» учебника перебрасывается своеобразный мостик между темами «Конгруэнтные фигуры» и «Подобием»: конгруэнтные фигуры – это фигуры одинаковой формы и одинаковых размеров. Но на практике часто приходится сталкиваться с фигурами одинаковой формы, но разного размера. В качестве примера приводится корабль и его модель, карты в разных масштабах, а также фотоснимки, напечатанные с одного негатива при разных разрешениях. Здесь же объявляется: такие фигуры называются подобными.
Затем предлагается ещё один
пример: рассматриваются два
Говорят, что при таком отображении расстояния изменяются в одном и том же отношении, а треугольник подобен треугольнику с коэффициентом подобия .
При этом такое отображение
пока никак не называется, т.е. о преобразовании
подобия пока явно не говорится.
На основе этого примера далее
формулируется следующее
Фигура подобна фигуре , если существует отображение фигуры на , при котором расстояния изменяются в одном и том же отношении .
Вводится обозначение подобия фигур.
Далее рассматриваются следующие свойства подобных фигур:
На основании трёх предыдущих свойств делается вывод: отношение подобия является отношением эквивалентности на множестве фигур плоскости.
Введение гомотетии авторы обуславливают потребностью найти способ построения подобных фигур. Рассматривается задача: как построить многоугольник, подобный данному многоугольнику с коэффициентом . В решении предлагается взять некоторую произвольную точку плоскости O и отложить от неё векторы , , , . Получившийся многоугольник и будет искомым. Обоснование этого факта авторы пока не проводят, обоснование даётся позже, после введения понятия гомотетии и её свойств, в частности свойства о подобии гомотетичных фигур.
На основе этой задачи о построении фигуры, подобной данной, определяется новое отображение плоскости на себя, при котором каждая точка плоскости отображается в такую точку , что . Приводятся примеры таких отображений с различными коэффициентами .
После этой подготовительной работы даётся определение гомотетии:
Определение. Гомотетией с центром О и коэффициентом называется отображение плоскости на себя, при котором образом произвольной точки плоскости является точка такая, что
Вводится обозначение гомотетии: и рассматриваются частные случаи гомотетии с коэффициентами и . В первом случае получаем тождественное отображение, во втором – центральную симметрию.
Далее выводится следствия из определения:
Авторы обращают внимание на то, что коэффициент гомотетии может быть и отрицательным числом, а коэффициент подобия всегда положителен.
Далее формулируется и доказывается теорема о гомотетии, обратной данной:
Теорема. Отображение, обратное гомотетии с коэффициентом есть гомотетия с тем же центром и коэффициентом . Доказательство следует из определения гомотетии и обратного отображения.
На основе этой теоремы делается следующий вывод: Если фигура гомотетична фигуре с коэффициентом , то фигура гомотетична фигуре с коэффициентом .
Затем рассматриваются свойства гомотетии:
Эти два свойства принимаются без доказательства.
Далее авторами формулируется следующий вопрос: существуют ли фигуры не гомотетичные, но являющиеся подобными. Чтобы ответить на этот вопрос, они рассматривают образ треугольника относительно композицию гомотетии поворота. Получившийся треугольник и исходный не являются гомотетичными, но являются подобными.
Далее даётся определение преобразования подобия:
Определение. Отображение плоскости на себя, при котором расстояния между двумя любыми точками изменяются в одном и том же соотношении , называется преобразованием подобия. Коэффициент называется коэффициентом преобразования подобия.
Рассматриваются частные виды преобразования подобия – перемещения () и гомотетия. Выводится следствие из определения:
Преобразование подобия отображает фигуру на подобную ей фигуру .
Обратное утверждение
принимается без
Если фигура подобна фигуре , то существует преобразование подобия, отображающее фигуру на фигуру .
Поэтому можно дать следующее определение подобных фигур:
Определение. Фигура подобна фигуре , если существует преобразование подобия, отображающее фигуру на фигуру .
Затем рассматриваются свойства преобразования подобия:
Как частный случай этого свойства рассматривается следующее утверждение:
Композиция гомотетии и перемещения есть преобразование подобия.
Далее формулируется обратное утверждение и доказывается теорема:
Теорема. Каждое преобразование подобия есть композиция гомотетии и перемещения.
Доказательство синтетическое,
сначала рассматривают
На обе части равенства действуют гомотетией , обратной гомотетии , то есть гомотетией с коэффициентом :
Следовательно,
Далее формулируются и доказываются признаки подобия треугольников в следующем порядке:
Доказательство всех трёх
признаков аналогично, можно выделить
следующую схему
Пусть даны треугольники и . Рассматривается гомотетия с произвольным центром и коэффициентом . Эта гомотетия отобразит треугольник на подобный ему треугольник , так что треугольник и треугольник конгруэнтны, а значит подобны:
,
Так как отношение подобия транзитивно, то получаем:
Докажем, например, признак подобия по двум углам (3).
Дано:
Доказать:
Доказательство.
Рассматривается гомотетия с произвольным центром и коэффициентом . Эта гомотетия отобразит треугольник на подобный ему треугольник . Значит,
,
Причём
и (так как при гомотетии величина угла сохраняется)
Кроме того, по построению и условию:
и
Поскольку отношение равенства транзитивно, то:
и
А значит,
Так как конгруэнтные фигуры подобны, то:
В силу транзитивности отношения подобия фигур из соотношений
,
следует
Другие признаки доказываются совершенно аналогично.
Рассмотрев логику изложения понятий перемещения, преобразования подобия, связанных с ними свойств и теорем во времена колмогоровской реформы, можно сделать следующие выводы о положении и значении темы в школьном курсе математики тех лет: