Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:43, реферат
В современном школьном обучении все более усиливается тенденция гуманизации образования, которая в области методики обучения математике понимается как направленность всего учебно-воспитательного процесса на личность учащегося. В решении задачи всестороннего развития личности учащегося широкие возможности предоставляет такой раздел математики как геометрия, которая в силу своей специфики отражения реальной действительности глубоко сочетает логику и наглядность, общее и частное, абстрактное и конкретное.
А.Н. Колмогоров подчеркивал, что основной задачей разработчики новых программ считали достижение идейной стройности курса математики, основываясь на трех основополагающих принципах:
Разумеется, новая программа по математике радикально отличалась от всех предшествующих программ нашей отечественной школы, и, разумеется, серьезным изменениям подверглось содержание математического образования. Решение задач в начальной школе (и в 4-5 классах) велось, в основном алгебраическим методом. Уже в 4-м классе вводилось неопределяемое понятие множества, пустого множества, пересечения и объединения множеств. Вводились соответствующий язык и символика. В 4-5 классе начинала формулироваться идея функциональной зависимости как соответствия между элементами двух множеств. Тогда же вводились понятия выражения, выражения с переменной, равенства. Уравнение понималось как равенство, содержащее переменную. С 6 класса начиналось систематическое изучение курса алгебры, элементы математического анализа изучались в 9-10 классе. Функция трактовалась как отношение соответствия, а затем как отображение одного множества на другое. Причем вначале рассматривались конечные множества произвольной природы, а затем переходили к числовым функциям. В 9 классе ученики знакомились с понятием производной, в 10-м классе – интеграла, поэтому свойства показательной, логарифмической и тригонометрической функции изучались с помощью понятия производной. Из программы были исключены комплексные числа, элементы комбинаторики, а элементы теории вероятности так и не были введены.
Коренной переработке был подвергнут курс геометрии. В уже упоминавшейся статье Колмогорова были сформулированы основные тенденции перестройки курса геометрии. Во-первых, формирование начальных геометрических сведений должно происходить в младших классах. Во-вторых, логическая структура систематическая курса геометрии, по замыслу авторов реформы, должна значительно упроститься. «Развитие привычки к строгим логическим доказательствам, - пишет Колмогоров, - на этом этапе соединяется с открытым признанием права принимать без доказательства избыточную систему допущений». Предлагалось, в частности, пополнить список утверждений, принимаемых без доказательства. Причем подчеркивалось, что не обязательно нужно называть их аксиомами. Например, подобие определялось авторами учебников через равенство отношений соответствующих отрезков, при этом постулировалось существование фигуры, подобной данной, с произвольным коэффициентом подобия и равенство соответствующих углов в подобных фигурах. Такие допущения позволяли обойти все трудности, возникающие в теме «Подобие» из-за отсутствия ясных представлений об иррациональных числах.
Наконец, третьей тенденцией
изменения курса геометрии было
построение курса геометрии в
старших классах на основе векторных
представлений. Координатный метод
считался вспомогательным. Предлагалось,
в частности, внедрить в школьную
программу старших классов
Проблема логического
построения курса геометрии решалась
следующим образом: вначале вводились
основные понятия (точка, прямая, плоскость,
расстояние от одной точки до другой),
а в дальнейшем их свойства описывались
через систему аксиом (их было 12).
Система аксиом состояла из пяти групп:
аксиомы принадлежности (3), аксиомы
расстояния (3), аксиомы порядка (4), аксиома
подвижности плоскости и
При построении нового курса
геометрии активно применялся и
теоретико-множественный
В основу курса геометрии
было положено изучение свойств расстояний,
свойств геометрических фигур и
их взаимного расположения. Впервые
начали изучаться геометрические преобразования:
перемещения, преобразования подобия,
гомотетия (центральное подобие). Важнейшим
понятием стало отображение: «с помощью
отображений представилось
Много внимания авторами учебников
уделялось межпредметным
В 1970/71 году начался массовый переход школы на новую систему обучения математике. Однако с самого начала внедрение новых программ и учебников столкнулось с заметными трудностями. Ни учительство, ни институты усовершенствования учителей, ни пединституты, ни органы образования на местах не были готовы к столь резкому изменению содержания и методов обучения математике в школе. Не все учителя могли вникнуть в новые идеи, а, следовательно, и донести их до учащихся. Новая программа содержала не только целый ряд абсолютно новых для учителей вопросов, но и весьма непривычные для них трактовки общеизвестных математических понятий, равно как и необычную терминологию и символику. Чего, например, стоило учителям осмыслить привычный «направленный отрезок» (вектор) как параллельный перенос; использовать в школе термин «конгруэнтно» вместо привычного термина «равно», говорить о задаче решения неравенства типа и т.п. Поэтому в педагогических институтах по инициативе Колмогорова был введен курс «Научные основы школьной математики». Этот предмет ставил своей целью показать будущему учителю, как отражается состояние современной науки в школьном курсе математики, помочь ему предвидеть возможное развитие школьного курса. Однако это начинание могло дать свои плоды только в перспективе. А времени катастрофически не хватало. Лишь один учебный год был оставлен для написания новых учебников и их проверку. Предложения А.Н. Колмогорова о необходимости проведения некратковременных экспериментов для «ометодичивания» учебников, о создании параллельных учебников и дифференцированного обучения в старших классах были отклонены: начинался переход ко всеобщему среднему образованию.
Программу и реформу в целом начали критиковать. Отмечалась трудность понимания школьником понятий бесконечность и бесконечное множество. Возникла «педагогическая вилка» между обучением математике и обучением физике. На уроках математики школьники говорили о функции как о соответствии, а на уроках физики те же школьники говорили о ней как о зависимой переменной (и такая «раздвоенность» была не единственной).
Конечно, не вся критика
новых идей была конструктивной. Бытовало
мнение, что «советская школа через
обновленный курс математики попала
под влияние современных
Появлялись статьи в защиту колмогоровской реформы, но они не принимались к печати. Из программы начали изымать некоторые разделы. К 1984 году произошло возвращение к старой идеологии преподавания математики. Отказ от теоретико-множественного подхода произошел, однако в содержании школьного курса остались векторы и координаты, элементы анализа. Курс геометрии снова строится в духе «Начал» Евклида. Идеи Колмогорова ждут своего воплощения.
Одним из центральных понятий школьного курса геометрии во времена колмогоровской реформы стало понятие геометрических преобразований, в частности, изучались движения и преобразования подобия. Метод геометрических преобразований стал не просто предметом изучения, а средством выявления свойств фигур, инструментом доказательства теорем и решения задач. Логику разработчиков реформы легко понять, если иметь в виду то удивительное значение, которое имеет метод геометрических преобразований в геометрии-науке.
Создание математической теории геометрических преобразований и осознание их важной роли в геометрии связано с именем немецкого математика Ф. Клейна, который при вступлении в должность профессора кафедры геометрии в университете г. Эрлангена прочитал лекцию о роли преобразований в геометрии. Выдвинутая им идея переосмысления всей геометрии на основе теории преобразований получила название Эрлангенской программы. Подход, предложенный тогда Клейном, позволил сформировать единую точку зрения на различные геометрии и тем самым дать ответ на вопрос, что же такое геометрия.
К середине XIX века геометрия разделилась на множество плохо согласованных разделов: евклидова, сферическая, гиперболическая, проективная, аффинная, комплексная и т. д. Клейну принадлежит идея алгебраической классификации различных отраслей геометрии в соответствии с теми классами преобразований, которые её определяют. Так, например, евклидова геометрия изучает те свойства фигур, которые сохраняются при движениях. Иначе говоря, если одна фигура получается из другой движением, то у этих фигур одинаковые геометрические свойства. В этом смысле движения составляют основу евклидовой геометрии. Они обладают тем свойством, что композиция g◦f любых двух движений f и g также является движением; кроме того для любого движения f существует обратное отображение f, которое также является движением. Таким образом, движения образуют группу. Следовательно, группа движений задает, определяет евклидову геометрии. Существуют и другие группы преобразований. Например, все параллельные переносы образуют группу, все подобные преобразования также образуют группу. По мысли Клейна, каждая группа преобразований определяет свою геометрию. Эта геометрия изучает свойства фигур, сохраняющиеся при всех преобразованиях данной группы. Так, принимая за основу группу движений, мы придём к обычной (евклидовой) геометрии; заменяя движения аффинными преобразованиями или проективными преобразованиями, придем к аффинной, и, соответственно, проективной геометрии. Основываясь на идеях А. Кэли, Клейн показал, что принятие за основу группы проективных преобразований, переводящих в себя некоторый круг (или произвольное коническое сечение), приводит к неевклидовой геометрии Лобачевского.
Эрлангенская программа
Клейна и заложенные в ней идеи
позволили дать общее определение
геометрии: геометрия – это наука,
изучающая такие свойства фигур,
которые сохраняются при
Отметим также, что подход Клейна оказался применимым к самым абстрактным геометриям ― многомерным, неевклидовым, неархимедовым и т. д. В начале XX века Исай Шур, Эмми Нётер, Эли Картан и другие математики разработали общую теорию представлений групп и теорию инвариантов. Эти исследования не только существенно обогатили геометрию, но оказались необходимы в физике.
Значение идей Эрлангенской
программы Клейна не исчерпывается
рамками только геометрии. Групповая
точка зрения на геометрические свойства
фигур широко используется в физике.
Так, русский математик и
Влияние группового подхода можно проследить и в школьной геометрии. Каждая фигура F определяет некоторую группу движений, в эту группу входят все те движения, которые переводят группу F в себя. Она называется группой самосовмещений фигуры F. Знание группы самосовмещений фигуры F во многом определяет геометрические свойства этой фигуры. Рассмотрим параллелограмм общего вида, т.е. параллелограмм, не являющийся ни прямоугольником, ни ромбом. Существуют два движения, переводящие этот параллелограмм в себя: тождественное отображение и симметрия относительно точки , в которой пересекаются диагонали параллелограмма. Других движений плоскости, переводящих параллелограмм в себя нет. Таким образом, группа самосовмещений состоит из двух элементов . Из того, что группа самосовмещений параллелограмма содержит центральную симметрию r, вытекают все основные свойства параллелограмма. Например, так как противоположные углы параллелограмма центрально симметричны относительно точки , то эти углы равны. Из симметричности противоположных сторон параллелограмма вытекает, что эти стороны равны и параллельны.