Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:29, контрольная работа
На сегодняшний день, проблема занятости – одна из актуальнейших проблем экономического развития и одна из важнейших, характеризующих общее состояние макроэкономики, дающих представление об ее эффективности. Безработица считается, с одной стороны важным стимулятором активности работающего населения, а с другой – большим общественным горем. Все страны прилагают много усилий для преодоления безработицы, но ни одной из них еще не удалось ликвидировать ее полностью.
Цель работы – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………………….…..…3
1 Понятие полной занятости, ее обеспечение…………………………….…….……….4
2 Виды занятости и ее структура…………………………………………….…………...7
3 Государственное регулирование занятости в РБ………………….…………………15
Заключение………………………………………………………………………………..28
Литература…………………………………………………………………………………29
Финансовая
поддержка в виде субсидий для
организации
На ученические рабочие места в рамках «Молодежной практики», трудоустроено 982 безработных из числа выпускников профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, а также прошедших обучение по направлениям государственной службы занятости, в том числе 32 женщины-матери. Трудоустроено на постоянную работу после «Молодежной практики» 314 человек.
На новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов по труду, занятости и социальной защите переселено, с их согласия, 198 семей безработных.
В оплачиваемых общественных работах приняли участие 41,3 тыс. человек (45,6 процента от задания), в том числе 25,1 тыс. безработных (51 процент от задания), из них 4,1 тыс. отработали на объектах социальной сферы, 1,4 тыс. – на объектах лесного хозяйства, 21,9 тыс. – в сельском хозяйстве.
В свободное от учебы время организована трудовая занятость для 19,6 тыс. человек из числа школьников, учащейся и студенческой молодежи, из них 16,9 тыс. – учащиеся 8-11 классов.
Обеспечивается
выполнение основных показателей Программы
по обеспечению занятости
По оперативным данным, на созданные рабочие места трудоустроено 11 тыс. человек, из них 194 – на рабочие места, созданные нанимателями за счет бюджетных ссуд.
В сравнении с началом 2011 года количество безработных, проживающих в сельской местности, уменьшилось на 5 процентов и составило на 1 июля 2011 г. 6,9 тыс. безработных, количество вакансий - 8,2 тыс., или в 1,2 раза больше, чем безработных.
Реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение занятости населения в малых городах.
В результате принятых мер в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось с 6192 человек на 01.01.2011 до 6173 на 01.07.2011, или на 0,3 процента, количество вакансий увеличилось с 8,4 тыс. до 11 тыс. рабочих мест, или на 31 процент. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 0,7 безработных на вакансию на 1.01.2011 до 0,6 на 1.07.2011 (в целом по республике с 0,7 до 0,5).
В 27 малых городах, включенных в Государственную программу, создано 3673 рабочих места, численность безработных уменьшилась с 1968 человек на 01.01.2011 до 1900 на 01.07.2011, или на 3,5 процента.
Продолжается работа по трудоустройству граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица).
Напряженность на рынке труда в сравнении с первым полугодием 2010 г. снизилась и составила в целом по республике 0,5 (в 2010 году – 0,7). Самая высокая напряженность на рынке труда в Гомельской области – 0,9, самая низкая – 0,1 в г. Минске.
На 1 июня 2011 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 30,6 тыс. безработных (78,7 процента к уровню 2010 года).
Принимаемые в рамках Государственной программы меры позволили обеспечить устойчивую тенденцию роста численности населения, занятого в экономике, удержание уровня безработицы в социально допустимых пределах.
Уровень
безработицы стабилизировался на отметке
0,7 процента к численности экономически
активного населения при
Значительно уменьшилась дифференциация регионов по уровню безработицы. На 1 июля 2011 г. из 118 районов и 12 городов – в 114 уровень безработицы до 1 процента, в 16 – от 1,1 до 1,5.
По данным Белстата численность занятых в экономике в январе – июне 2011 г. составила 4663 тыс. человек (темп роста к январю – июню 2010 г. 100,1 процента) при прогнозе на 2011 год в параметрах 4670 - 4720 тыс. человек.
Ежемесячно осуществляется анализ хода выполнения прогнозных показателей по численности занятых в экономике, результаты которого направляются в облисполкомы и Мингорисполком для принятия соответствующих мер по вовлечению в экономику незанятого населения.
Итоги
текущего мониторинга показывают, что
существенного ухудшения
По данным Белстата, вынужденная неполная занятость в январе-июне 2011 г. составила 62,1 тыс. человек или 1,8 процента от списочной численности работников. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года показатель уменьшился в 2,2 раза (в январе–июне 2010 г. – 136,4 тыс. человек или 3,9 процента).
Реализован
ряд мероприятий
Подготовлен и внесен в Совет Министров Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» в части:
Кроме того, подготовлены предложения по снижению норм наполняемости учебных групп при организации профессионального обучения безработных инвалидов, а также по предоставлению дополнительной материальной помощи инвалидам на период прохождения обучения, по конкретизации компенсационных выплат на оплату труда инвалидов в период их адаптации к трудовой деятельности.
В
целях информирования несовершеннолетней
молодежи о возможностях трудоустройства
и профессионального
По вопросам обеспечения занятости населения проведено более 100 массовых мероприятий в виде ярмарок вакансий, дней предприятий с участием около 15 тыс. человек.
В рамках повышения престижа рабочих профессий проводятся конкурсы профессионального мастерства среди учащихся профессионально-технических учреждений образования г. Минска. [12,14]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования получены следующие результаты:
– занятость – важнейшая характеристика экономики, она зависит от демографических процессов. Политика занятости выступает составной частью экономической политики, т.е. имеет социальное и демографическое содержание.
– состояние рынка труда является основным фактором развития экономических процессов. Следует сказать, что рынок труда РБ характеризуется негативными тенденциями: происходит снижение численности населения в трудоспособном возрасте, существуют значительные территориальные и межрегиональные диспропорции в распределении трудовых ресурсов, а также избыток одних профессий и дефицит других. Поэтому необходимо провести серьезную реструктуризацию занятости путем создания новых рабочих мест в наукоемких производствах и сферах услуг, развернуть систему подготовки и переподготовки по приоритетным направлениям технического прогресса, ликвидировать разрыв между профессиональным образованием и требованиями рынка труда.
– При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).
– Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда
– В РБ в целях повышения эффективности занятости наряду с прогнозами разрабатываются Государственные программы по содействию занятости. В них находят отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики страны, устранения безработицы в трудодефицитных регионах, регулирования трудовой миграции и т.д. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ – соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.
ЛИТЕРАТУРА