Занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:29, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день, проблема занятости – одна из актуальнейших проблем экономического развития и одна из важнейших, характеризующих общее состояние макроэкономики, дающих представление об ее эффективности. Безработица считается, с одной стороны важным стимулятором активности работающего населения, а с другой – большим общественным горем. Все страны прилагают много усилий для преодоления безработицы, но ни одной из них еще не удалось ликвидировать ее полностью.
Цель работы – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….…..…3
1 Понятие полной занятости, ее обеспечение…………………………….…….……….4
2 Виды занятости и ее структура…………………………………………….…………...7
3 Государственное регулирование занятости в РБ………………….…………………15
Заключение………………………………………………………………………………..28
Литература…………………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Алеся Курсовой проект по микроэкономике.docx

— 766.84 Кб (Скачать)

       Меры  по опережающему обучению будут осуществляться под заказ нанимателей посредством  компенсации им затрат на профессиональное обучение в отношении работников, находящихся под риском увольнения в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального  предпринимателя, сокращением численности  или штата работников при условии гарантии последующего трудоустройства нанимателем переобученных работников.

       В целях информирования населения  о возможностях трудоустройства  предусматривается организация  проведения ярмарок – вакансий, дней организаций, создание в крупных  организациях информационно-консультационных пунктов органов по труду, занятости  и социальной защите, работы телефонной “горячей линии“.

       Значительно повысит оперативность предоставления гражданам информации о наличии  свободных рабочих мест (вакансий) внедрение электронного обмена информацией  с нанимателями на базе существующих в республике сетей и каналов  связи. На сайте Минтруда и соцзащиты  постоянно будет актуализироваться  перечень профессий, по которым наниматели испытывают острую потребность в  кадрах.

       На  реализацию Государственной программы  будет направлено 171 171 621 тыс.рублей, из них средств Фонда 121 565 555 - тыс. рублей  (в бюджеты областей и г.Минска передается 118 867 500 тыс. рублей), средств местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) – 34 264 800 тыс.рублей, собственных средств нанимателей – 15 341 266 тыс. рублей. При этом основная сумма средств будет направлена на финансирование мероприятий, связанных с реализацией активных мер политики занятости населения.

       Реализация  Государственной программы будет  способствовать повышению эффективности  использования трудовых ресурсов и  конкурентоспособности рабочей  силы на рынке труда в условиях модернизации экономики, вовлечению в  экономическую деятельность незанятых  граждан, стимулированию роста занятости  в сфере услуг, достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей  силы, снижению остроты проблемы занятости  граждан целевых групп, обеспечению  занятости населения, проживающего в малых городах и сельской местности, сохранению контролируемой и управляемой ситуацию на рынке  труда.

       В рамках реализации Государственной  программы предполагается решение  следующих задач:

  • содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации рабочих мест;
  • вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;
  • интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
  • содействие безработным в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
  • повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;
  • обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;
  • совершенствование системы социальной защиты от безработицы;
  • обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2 - 1,5 процента от численности экономически активного населения.

       В условиях структурных изменений  национальной экономики и перехода на инновационный путь развития, а  также прогнозируемого уменьшения трудового потенциала страны приоритеты в политике занятости смещаются  в сторону повышения эффективности  использования трудовых ресурсов.

       В Государственной программе закладываются  основы такого повышения, а также  превентивные меры, направленные на снижение социальных издержек, связанных с  реструктуризацией организаций  и оптимизацией численности их работников.

       В Государственной программе предусматриваются  следующие приоритетные направления:

  • содействие нанимателям в структурной перестройке организаций в условиях модернизации рабочих мест, развитие новых форм работы с нанимателями;
  • стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных наукоемких, высокотехнологичных, динамично развивающихся отраслях экономики и сфере востребованных услуг;
  • содействие безработным в развитии предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
  • стимулирование роста занятости в сфере услуг;
  • повышение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и ее конкурентоспособности на основе создания системы непрерывного профессионального обучения и стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве, внедрение эффективных программ профессиональной ориентации молодежи;
  • повышение экономической активности незанятого населения;
  • создание благоприятных условий для повышения уровня занятости в регионах;
  • обеспечение занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • совершенствование социальной защиты безработных;
  • совершенствование законодательства в сфере занятости населения.

       По  каждому из направлений Государственной  программы предусматривается реализация конкретных мероприятий, выполнение которых  будет способствовать достижению цели и решению ее задач.

       Для выявления потенциально избыточной численности организаций и разработки планов социально ответственной  их реструктуризации будет оказываться  помощь нанимателям в проведении кадровой диагностики своих организаций.

       В целях информирования населения  о возможностях трудоустройства  планируются проведение ярмарок  вакансий, дней организаций, создание в крупных организациях информационно-консультационных пунктов органов по труду, занятости  и социальной защите, организация  работы телефонной ”горячей линии“.

       Значительно повысит оперативность предоставления гражданам сведений о наличии  свободных рабочих мест (вакансий) внедрение электронного обмена информацией  с нанимателями на базе существующих в республике сетей и каналов  связи. На официальном сайте Министерства труда и социальной защиты постоянно  будет актуализироваться перечень профессий, по которым наниматели испытывают острую потребность в кадрах.

       Для содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам  государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным  Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству  граждан на вновь создаваемые  рабочие места.

       В целях стимулирования нанимателей  к созданию в первую очередь высокопроизводительных и высокоэффективных рабочих  мест планируется оказание им финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты (далее – Фонд) для трудоустройства на них граждан.

       Кроме того, будут приниматься меры по содействию в трудоустройстве целевых  групп населения, в частности, установление нанимателям брони для приема на работу, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации, оказание содействия в  организации предпринимательской  деятельности, трудоустройстве на рабочие  места в рамках организации временной  занятости безработной молодежи ”Молодежная практика“, привлечение  на оплачиваемые общественные работы, адаптация к трудовой деятельности и тому подобное.

       Дальнейшее  развитие получит система трудоустройства  молодежи, а также профессионального  обучения и ориентации, прежде всего  в школьной среде, направленная на повышение  престижа рабочих профессий. Будет  совершенствоваться система содействия трудовой занятости учащихся и студентов  в свободное от учебы время.

       Предусмотрены мероприятия по обеспечению занятости  населения в сельской местности , в малых городах.

       На  основе мониторинга рынка труда  малых городов и предложений  облисполкомов в Государственную  программу включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов, в том  числе:

  • в Брестской области – Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, г.п.Телеханы Ивацевичского района, р.п.Речица Столинского района;
  • в Витебской области – Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин, Барань Оршанского района;
  • в Гомельской области – Речицкий и Рогачевский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев, городские поселки Заречье Речицкого района и Уваровичи Буда-Кошелевского района;
  • в Гродненской области – города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, г.п.Россь Волковысского района;
  • в Минской области – города Вилейка, Березино, Копыль;
  • в Могилевской области – Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городские поселки Краснополье и Белыничи.

       Кроме того, в Государственной программе  социально-экономического развития и  комплексного использования природных  ресурсов Припятского Полесья на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161 (Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь, 2010 г., № 80, 1/11503), предусмотрены  меры по обеспечению занятости населения  еще в 7 регионах: в Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской  области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области.

       Продолжится работа по совершенствованию законодательства в сфере занятости населения, направленного на повышение экономической  активности незанятого населения, стимулирование нанимателей, создающих рабочие  места, а также усиление социальной защиты граждан, потерявших работу в  результате модернизации производства или оптимизации численности  работников, граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке  труда.

       Выполнение  мероприятий Государственной программы  позволит:

  • обеспечить трудоустройство на вновь созданные рабочие места 175 тыс. человек, в том числе 25,2 тыс. человек в малых городах, 17 тыс. – в сельской местности, 2,5 тыс. человек на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд;
  • оказать содействие в трудоустройстве на постоянную работу 199,8 тыс. незанятых граждан, в том числе 128,1 тыс. безработных, из них в счет установленной брони 25 тыс. граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  • организовать оплачиваемые общественные работы (преимущественно на объектах социальной сферы) с участием в них 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных;
  • направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 24,7 тыс. безработных, в том числе не менее 45 процентов по заявкам нанимателей;
  • оказать содействие в организации предпринимательской деятельности 3 тыс. безработным с предоставлением финансовой поддержки из средств Фонда;
  • оказать социальную поддержку 126 тыс. безработным в период поиска работы;
  • повысить экономическую активность незанятого населения;
  • сохранить контролируемую и управляемую ситуацию на рынке рабочей силы, повысить ее качество и конкурентоспособность;
  • повысить сбалансированность между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационной и территориальной структуре;
  • снизить безработицу среди молодежи, женщин, населения, проживающего в сельской местности, а также лиц, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области содействия занятости населения;
  • стабилизировать ситуацию на рынке рабочей силы в административно-территориальных единицах с устойчиво высоким уровнем безработицы;

       В январе-июне 2011 г. республиканскими органами государственного управления, областными и  Минским городским исполнительными комитетами, нанимателями осуществлялись меры, направленные на выполнение Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4  марта 2011 г. № 270 (далее –  Государственная программа).  

       В первом полугодии 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве  обратилось 155,9 тыс. человек (93,5 процента к соответствующему периоду 2010 года), из них зарегистрированы безработными 95,8 тыс. человек (88,5 процента).

       Включая граждан, состоявших на учете в органах  по труду, занятости и социальной защите на начало года, в трудоустройстве  нуждалось 208,4 тыс. человек (91,6 процента), из них 128,9 тыс. безработных (86,8 процента).

       Число свободных рабочих мест увеличилось  по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 16 процентов и составило  на  1 июля 2011 г. 63,1 тыс. вакансий (на 01.07.2010 –  54,4 тыс. вакансий). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,8 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (77,6 процента в 2010 году). В г. Минске вакансий в семь раз больше, чем безработных.

       Основные  показатели Государственной программы  в целом  выполняются. По оперативным данным, за январь-июнь 2011 г.  трудоустроено на созданные рабочие места 91,6 тыс. человек (52,4 процента от задания, 105,3  процента к уровню 2010 года).  

       Из 1,1 тыс. рабочих мест, созданных нанимателями с использованием бюджетной ссуды, 0,6 тыс. (58,7 процента) –  создано в малых городах, 194  или 18,3  процента – на селе.

       На  созданные рабочие места и  имевшиеся вакансии трудоустроено  на постоянную работу 103,8 тыс. человек (52 процента от задания), из них 66,8 тыс. – безработных   (52,1 процента от задания).

       Приоритетное  внимание уделялось содействию в  трудоустройстве граждан, особо  нуждающихся в социальной защите - трудоустроено на постоянную работу 10,6 тыс. граждан данной категории, в  том числе 6,4 тыс.- в  счет установленной брони.

       Организована  адаптация к трудовой деятельности 301 инвалида.

       Профинансированы  и компенсированы затраты из средств  Фонда социальной защиты населения 15 нанимателям за приобретенное   специализированное оборудования для создания 39 рабочих мест и трудоустройства инвалидов.

Информация о работе Занятость населения