Меры
по опережающему обучению будут осуществляться
под заказ нанимателей посредством
компенсации им затрат на профессиональное
обучение в отношении работников,
находящихся под риском увольнения
в связи с ликвидацией организации,
прекращением деятельности индивидуального
предпринимателя, сокращением численности
или штата работников при условии
гарантии последующего трудоустройства
нанимателем переобученных работников.
В
целях информирования населения
о возможностях трудоустройства
предусматривается организация
проведения ярмарок – вакансий,
дней организаций, создание в крупных
организациях информационно-консультационных
пунктов органов по труду, занятости
и социальной защите, работы телефонной
“горячей линии“.
Значительно
повысит оперативность предоставления
гражданам информации о наличии
свободных рабочих мест (вакансий)
внедрение электронного обмена информацией
с нанимателями на базе существующих
в республике сетей и каналов
связи. На сайте Минтруда и соцзащиты
постоянно будет актуализироваться
перечень профессий, по которым наниматели
испытывают острую потребность в
кадрах.
На
реализацию Государственной программы
будет направлено 171 171 621 тыс.рублей,
из них средств Фонда 121 565 555 - тыс.
рублей (в бюджеты областей и г.Минска
передается 118 867 500 тыс. рублей), средств
местных бюджетов (средства от возврата
бюджетных ссуд) – 34 264 800 тыс.рублей, собственных
средств нанимателей – 15 341 266 тыс. рублей.
При этом основная сумма средств будет
направлена на финансирование мероприятий,
связанных с реализацией активных мер
политики занятости населения.
Реализация
Государственной программы будет
способствовать повышению эффективности
использования трудовых ресурсов и
конкурентоспособности рабочей
силы на рынке труда в условиях
модернизации экономики, вовлечению в
экономическую деятельность незанятых
граждан, стимулированию роста занятости
в сфере услуг, достижению сбалансированности
спроса и предложения рабочей
силы, снижению остроты проблемы занятости
граждан целевых групп, обеспечению
занятости населения, проживающего
в малых городах и сельской
местности, сохранению контролируемой
и управляемой ситуацию на рынке
труда.
В
рамках реализации Государственной
программы предполагается решение
следующих задач:
- содействие
нанимателям в структурной перестройке
экономики и повышение эффективности
занятости населения на основе модернизации
рабочих мест;
- вовлечение
в экономическую деятельность незанятых
граждан;
- интеграция
в трудовую сферу целевых групп населения,
нуждающихся в социальной поддержке;
- содействие
безработным в организации предпринимательской,
ремесленной деятельности, а также деятельности
по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
- повышение
конкурентоспособности рабочей силы,
снижение дисбаланса между спросом и предложением;
- обеспечение
занятости населения в малых городах и
районах с устойчиво высоким уровнем безработицы,
в сельской местности;
- совершенствование
системы социальной защиты от безработицы;
- обеспечение
уровня регистрируемой безработицы в
2011 году в пределах 1,2 - 1,5 процента от численности
экономически активного населения.
В
условиях структурных изменений
национальной экономики и перехода
на инновационный путь развития, а
также прогнозируемого уменьшения
трудового потенциала страны приоритеты
в политике занятости смещаются
в сторону повышения эффективности
использования трудовых ресурсов.
В
Государственной программе закладываются
основы такого повышения, а также
превентивные меры, направленные на снижение
социальных издержек, связанных с
реструктуризацией организаций
и оптимизацией численности их работников.
В
Государственной программе предусматриваются
следующие приоритетные направления:
- содействие
нанимателям в структурной перестройке
организаций в условиях модернизации
рабочих мест, развитие новых форм работы
с нанимателями;
- стимулирование
создания экономически эффективных рабочих
мест в перспективных наукоемких, высокотехнологичных,
динамично развивающихся отраслях экономики
и сфере востребованных услуг;
- содействие
безработным в развитии предпринимательской,
ремесленной деятельности, а также деятельности
по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
- стимулирование
роста занятости в сфере услуг;
- повышение
сбалансированности между спросом и предложением
рабочей силы и ее конкурентоспособности
на основе создания системы непрерывного
профессионального обучения и стимулов
для повышения квалификации персонала
непосредственно на производстве, внедрение
эффективных программ профессиональной
ориентации молодежи;
- повышение
экономической активности незанятого
населения;
- создание
благоприятных условий для повышения
уровня занятости в регионах;
- обеспечение
занятости граждан, не способных на равных
условиях конкурировать на рынке труда;
- совершенствование
социальной защиты безработных;
- совершенствование
законодательства в сфере занятости населения.
По
каждому из направлений Государственной
программы предусматривается реализация
конкретных мероприятий, выполнение которых
будет способствовать достижению цели
и решению ее задач.
Для
выявления потенциально избыточной
численности организаций и разработки
планов социально ответственной
их реструктуризации будет оказываться
помощь нанимателям в проведении
кадровой диагностики своих организаций.
В
целях информирования населения
о возможностях трудоустройства
планируются проведение ярмарок
вакансий, дней организаций, создание
в крупных организациях информационно-консультационных
пунктов органов по труду, занятости
и социальной защите, организация
работы телефонной ”горячей линии“.
Значительно
повысит оперативность предоставления
гражданам сведений о наличии
свободных рабочих мест (вакансий)
внедрение электронного обмена информацией
с нанимателями на базе существующих
в республике сетей и каналов
связи. На официальном сайте Министерства
труда и социальной защиты постоянно
будет актуализироваться перечень
профессий, по которым наниматели испытывают
острую потребность в кадрах.
Для
содействия в трудоустройстве незанятого
населения республиканским органам
государственного управления и иным
государственным организациям, подчиненным
Правительству Республики Беларусь,
облисполкомам и Минскому горисполкому
устанавливаются задания по трудоустройству
граждан на вновь создаваемые
рабочие места.
В
целях стимулирования нанимателей
к созданию в первую очередь высокопроизводительных
и высокоэффективных рабочих
мест планируется оказание им финансовой
поддержки в виде бюджетных ссуд
из средств Фонда социальной защиты
населения Министерства труда и
социальной защиты (далее – Фонд)
для трудоустройства на них граждан.
Кроме
того, будут приниматься меры по
содействию в трудоустройстве целевых
групп населения, в частности, установление
нанимателям брони для приема
на работу, направление на профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации, оказание содействия в
организации предпринимательской
деятельности, трудоустройстве на рабочие
места в рамках организации временной
занятости безработной молодежи
”Молодежная практика“, привлечение
на оплачиваемые общественные работы,
адаптация к трудовой деятельности
и тому подобное.
Дальнейшее
развитие получит система трудоустройства
молодежи, а также профессионального
обучения и ориентации, прежде всего
в школьной среде, направленная на повышение
престижа рабочих профессий. Будет
совершенствоваться система содействия
трудовой занятости учащихся и студентов
в свободное от учебы время.
Предусмотрены
мероприятия по обеспечению занятости
населения в сельской местности
, в малых городах.
На
основе мониторинга рынка труда
малых городов и предложений
облисполкомов в Государственную
программу включено 27 наиболее проблемных
малых городов и 7 районов, в том
числе:
- в Брестской
области – Ганцевичский район, города
Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района,
Иваново, г.п.Телеханы Ивацевичского района,
р.п.Речица Столинского района;
- в Витебской
области – Поставский и Лепельский районы,
города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин,
Барань Оршанского района;
- в Гомельской
области – Речицкий и Рогачевский районы,
города Василевичи Речицкого района, Рогачев,
городские поселки Заречье Речицкого
района и Уваровичи Буда-Кошелевского
района;
- в Гродненской
области – города Мосты, Волковыск, Новогрудок,
Свислочь, Скидель, Слоним, г.п.Россь Волковысского
района;
- в Минской
области – города Вилейка, Березино, Копыль;
- в Могилевской
области – Кировский и Краснопольский
районы, город Кировск, городские поселки
Краснополье и Белыничи.
Кроме
того, в Государственной программе
социально-экономического развития и
комплексного использования природных
ресурсов Припятского Полесья на
2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента
Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. №
161 (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2010 г., № 80, 1/11503), предусмотрены
меры по обеспечению занятости населения
еще в 7 регионах: в Лунинецком, Столинском
и Пинском районах Брестской
области, Житковичском, Мозырском, Петриковском
и Наровлянском районах Гомельской
области.
Продолжится
работа по совершенствованию законодательства
в сфере занятости населения,
направленного на повышение экономической
активности незанятого населения, стимулирование
нанимателей, создающих рабочие
места, а также усиление социальной
защиты граждан, потерявших работу в
результате модернизации производства
или оптимизации численности
работников, граждан, не способных на
равных условиях конкурировать на рынке
труда.
Выполнение
мероприятий Государственной программы
позволит:
- обеспечить
трудоустройство на вновь созданные рабочие
места 175 тыс. человек, в том числе 25,2 тыс.
человек в малых городах, 17 тыс. – в сельской
местности, 2,5 тыс. человек на рабочие места,
созданные с использованием бюджетных
ссуд;
- оказать содействие
в трудоустройстве на постоянную работу
199,8 тыс. незанятых граждан, в том числе
128,1 тыс. безработных, из них в счет установленной
брони 25 тыс. граждан, особо нуждающихся
в социальной защите;
- организовать
оплачиваемые общественные работы (преимущественно
на объектах социальной сферы) с участием
в них 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс.
безработных;
- направить
на профессиональную подготовку, переподготовку
и повышение квалификации 24,7 тыс. безработных,
в том числе не менее 45 процентов по заявкам
нанимателей;
- оказать содействие
в организации предпринимательской деятельности
3 тыс. безработным с предоставлением финансовой
поддержки из средств Фонда;
- оказать социальную
поддержку 126 тыс. безработным в период
поиска работы;
- повысить
экономическую активность незанятого
населения;
- сохранить
контролируемую и управляемую ситуацию
на рынке рабочей силы, повысить ее качество
и конкурентоспособность;
- повысить
сбалансированность между спросом и предложением
рабочей силы по профессионально-квалификационной
и территориальной структуре;
- снизить безработицу
среди молодежи, женщин, населения, проживающего
в сельской местности, а также лиц, которым
государство предоставляет дополнительные
гарантии в области содействия занятости
населения;
- стабилизировать
ситуацию на рынке рабочей силы в административно-территориальных
единицах с устойчиво высоким уровнем
безработицы;
В
январе-июне 2011 г. республиканскими органами
государственного управления, областными
и Минским городским исполнительными
комитетами, нанимателями осуществлялись
меры, направленные на выполнение Государственной
программы содействия занятости населения
Республики Беларусь на 2011 год, утвержденной
постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 (далее – Государственная
программа).
В
первом полугодии 2011 г. в органы по труду,
занятости и социальной защите за
содействием в трудоустройстве
обратилось 155,9 тыс. человек (93,5 процента
к соответствующему периоду 2010 года), из
них зарегистрированы безработными 95,8
тыс. человек (88,5 процента).
Включая
граждан, состоявших на учете в органах
по труду, занятости и социальной
защите на начало года, в трудоустройстве
нуждалось 208,4 тыс. человек (91,6 процента),
из них 128,9 тыс. безработных (86,8 процента).
Число
свободных рабочих мест увеличилось
по сравнению с аналогичным периодом
2010 года на 16 процентов и составило
на 1 июля 2011 г. 63,1 тыс. вакансий (на 01.07.2010
– 54,4 тыс. вакансий). При этом рынок труда
ориентирован на рабочие профессии, которые
составили 80,8 процента от общего количества
заявленных нанимателями вакансий (77,6
процента в 2010 году). В г. Минске вакансий
в семь раз больше, чем безработных.
Основные
показатели Государственной программы
в целом выполняются. По оперативным
данным, за январь-июнь 2011 г. трудоустроено
на созданные рабочие места 91,6 тыс. человек
(52,4 процента от задания, 105,3 процента к
уровню 2010 года).
Из
1,1 тыс. рабочих мест, созданных нанимателями
с использованием бюджетной ссуды,
0,6 тыс. (58,7 процента) – создано в малых
городах, 194 или 18,3 процента – на селе.
На
созданные рабочие места и
имевшиеся вакансии трудоустроено
на постоянную работу 103,8 тыс. человек
(52 процента от задания), из них 66,8 тыс.
– безработных (52,1 процента от задания).
Приоритетное
внимание уделялось содействию в
трудоустройстве граждан, особо
нуждающихся в социальной защите
- трудоустроено на постоянную работу
10,6 тыс. граждан данной категории, в
том числе 6,4 тыс.- в счет установленной
брони.
Организована
адаптация к трудовой деятельности
301 инвалида.
Профинансированы
и компенсированы затраты из средств
Фонда социальной защиты населения
15 нанимателям за приобретенное
специализированное оборудования для
создания 39 рабочих мест и трудоустройства
инвалидов.