Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа
В работе раскрыты теоретические аспекты применения мерчендайзинга на предприятиях розничной торговли. Проведен анализ деятельности сети магазинов МАНГО. Предложены пути совершенствования применения мерчендайзинга.
Введение 3
1. Теоретические основы выкладки товаров с применением принципов мерчендайзинга 4
1.1. Необходимость мерчендайзинга в современных условиях 4
1.2. Принципы применения системы мерчендайзинга на предприятиях розничной торговли 7
1.3. Виды выкладки товаров и порядок их применения на точке сбыта 9
2. Анализ выкладки товаров на торговом оборудовании в сети магазинов «MANGO» с учетом принципов и методов мерчендайзинга 15
2.1. Характеристика сети магазинов «MANGO» 15
2.2. Анализ товарного ассортимента сети 19
2.3. Анализ применения методов и принципов мерчендайзинга в сети модной одежды «MANGO» 24
2.4. Рекомендации по эффективной выкладке товаров на основе принципов мерчендайзинга 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35
В первую очередь это касается продукции массового спроса, которая приобретается постоянно без особой подготовки и раздумий. Один из важнейших моментов деятельности мерчендайзеров – постоянный мониторинг сбыта, ассортимента и повседневной деятельности торгового персонала. Эти три составляющие должны систематически контролироваться мерчендайзерами и менеджерами торговых залов для анализа деятельности своего подразделения и деятельности конкурентов. И поскольку за каждым товаром стоят их производители, то по этой информации можно судить о конкурентоспособности компании. Выкладка продукта в торговой точке используется для его представления в яркой визуальной форме непосредственно в месте совершения покупки. Необходимость обучения персонала компании-поставщика не вызывает сомнений. Но даже хорошо обученный приемам мерчендайзинга штат сотрудников, имеющий достаточные знания в области данного вида услуг по контролю и поддержке розничной торговой сети, должен владеть различными навыками межличностного общения для эффективной реализации поставленных задач. Уметь правильно вести переговоры с клиентами, выявлять возражения покупателей и работать с этими возражениями и в конечном итоге добиваться желаемой цели – инструмент успешной работы мерчендайзеров.
Потребитель, выбирая товар, только на 20% ориентируется на основные потребительские свойства продукции и на 80% – на ее окружение (бренд, цена, дизайн, торговый сервис, удобство совершения покупки и многое другое).
Под точкой сбыта понимается место в торговом зале, где размещается продукция. Это могут быть торговые секции, например, молочных продуктов или напольных покрытий, специальное торговое оборудование – холодильник или стойка, полка на стенде продаж, паллета в торговом зале и т.д.
Для дальнейшего изучения групп продукции и их отнесения к различным товарным категориям выделим основные подразделения товаров[6, с. 55]:
Товары также подразделяются
на продукцию длительного и
Существуют определенные классические правила размещения товара в торговом зале:
Это "классика". Однако, как мы говорили ранее, не все так однозначно. Часто "правильное" расположение товара приводит к стагнации его продаж в данной торговой точке или не дает возможности "вывести" в продажу новый продукт, чтобы ознакомить с ним покупателя. Почему такое происходит?
Мы ходим с вами в магазин и прекрасно знаем расположение товара в данной торговой точке. Соответственно, при посещении нами магазина с целью приобретения определенного продукта наше движение по торговому залу будет спланировано только по тем местам продаж, которые нам необходимо посетить, чтобы взять конкретный товар. И если будет выставлен новый товар, который мы не покупали в этом магазине, так как он нас чем-то не устраивал, а магазин ввел в свой ассортимент новый товар данной группы, который бы нас удовлетворил, то мы его не увидим и ничего о нем не узнаем, потому что не посетим место его продажи, где располагается вся группа указанных товаров. Таким образом, получается, что, выполнив все условия мерчендайзинга и расположив товар по всем правилам, можно не получить необходимого результата в продажах данного вида продукта.
Поэтому иногда надо кардинально
нарушить все правила и расположить
товар в несвойственном ему месте.
Такой нестандартный подход привлечет
внимание покупателей, так как товар
будет выделяться из общей товарной
группы. Не всегда можно получить в
этом случае большие продажи, но привлечь
внимание к данной продукции, несомненно,
удастся. А иногда решение
этой задачи является очень важным.
Товар врежется в память ввиду
нестандартности его
Используя знания человечества
в анатомии и психологии, маркетологи
выявили определенные закономерности
в движении потока покупателей и
совершении покупок в местах продаж.
В частности, большинство потребителей,
попадая в замкнутое
Нас приучали читать слева направо и сверху вниз, и в результате выработался рефлекс, по которому мы таким же образом рассматриваем товары на полке. Наш взгляд на полки магазина легче переходит слева направо и сверху вниз, как при чтении. Соответственно, расположение цветовых гамм упаковок продукции должно идти также слева направо, от ярких цветов к спокойным.
Однако здесь необходимо заострить внимание на таком факторе, как "выхватывание" товара с полки. Если строго следовать данной теории, то получается, что если мы с вами движемся в торговом зале между рядами, то на расположенных слева и справа от нас полках товар должен стоять по-разному. Все правила написаны с учетом того, что полочное пространство рассматривается таким, как мы на него смотрим. То есть расположение товара на полке, например, по цветам, слева направо, если смотреть на полку, расположенную слева от нас, и на полку справа от нас, будет различным относительно покупательского потока. И продукция ярких цветов слева будет находиться ближе к нам по ходу движения, а на полках справа – дальше от нас по ходу движения. Это не очень правильно. Яркий и крупный товар должен располагаться в начале обзора по ходу движения и обеспечивать "выхватывание" начала линейки товара при первом же его появлении, а не в конце просмотра. Таким образом, продукт, находящийся справа при движении вперед, должен располагаться на полке иногда и справа налево, вопреки всем теориям мерчендайзинга. И применение этой технологии приносит существенные результаты.
Располагая на уровне глаз
и на уровне рук наиболее приоритетный
товар, можно получить максимальный
результат. Этим полкам в магазине необходимо
уделять самое пристальное
Чтобы избежать фактора "привыкаемости" к расположению продукции в торговом зале, необходимо производить раз в 3-12 месяцев, в зависимости от скорости оборачиваемости товара, изменение его положения в местах продаж и в магазине в целом. Продукция должна быть выложена или выставлена так, чтобы поиск нужного товара был максимально облегчен. Для этого надо использовать POS-материалы в торговом зале, обеспечивающие лучшую навигацию людского потока к местам расположения товара[6, с. 71].
На стеллажах недопустимо иметь пустые незаполненные места. При наличии свободной площади незамедлительно производится подсортировка товара или перестановка других видов продукции.
Недопустимо размещать товар, укладывая его друг на друга, если это может привести к порче или потере товарного вида продукции.
Размещение внутри группы может осуществляться в виде горизонтальной или вертикальной выкладки. По внешнему виду упаковки или самого товара можно сразу же определить, к какому виду выкладки он относится. Товар надо располагать у края полки или на крючках, по ровной линии.
При горизонтальной выкладке необходимо учитывать, что на самой нижней полке должен размещаться товар больших размеров или менее привлекательный, или более дешевый. Также горизонтальная выкладка предусматривает выкладку товара слева направо по серии, по уменьшению объема.
Вертикальный способ выкладки
продуктов предусматривает
Дисплейная выкладка (дополнительные точки продажи) размещается на видном месте, сообразно движению покупателей. Например, отдельно стоящий фирменный стенд или стойка, не привязанная к основной точке продажи определенного товара.
MANGO – одна из лидирующих мировых компаний, производящая модную женскую одежду, нижнее белье, обувь и аксессуары. Данная модная испанская марка одежды для женщин, созданная в 1984 году в Барселоне. Главная идея создателей торговой марки MANGO заключалась в том, чтобы в их городе появился магазин для современной молодежи, предпочитающей яркую, экстравагантную и стильную одежду. Как же возникло название магазина?! По легенде один из основателей магазина попробовал тропический фрукт, вкус которого был ни с чем не сравним и не повторим. Поэтому именно его названием нарекли новую торговую марку. В последующие годы магазины MANGO стремительно завоевывали внимание ценителей моды по всему миру.
В настоящее время у компании MANGO более тысячи магазинов, расположенных в 89 странах мира. Европа, Африка, Азия, Австрия, Южная Америка – география MANGO очень обширна и продолжает расти. Успех этой торговой марки складывается из следующих составляющих: собственный дизайн, качество продукции и имидж марки.
MANGO – это элегантная, стильная одежда для молодых женщин, созданная самими молодыми женщинами-дизайнерами. Одежда MANGO качественная, модная и доступная по цене. В магазинах MANGO Вы найдете отличные наряды на все случаи жизни. MANGO – это классика, спорт и отдых. Каждая женщина, одеваясь в этом бутике, будет чувствовать себя комфортно и уверенно, изящно и элегантно. Коллекции MANGO постоянно обновляются, соответствуя современным молодежным тенденциям. MANGO предъявляет очень строгие требования к открываемым магазинам. Дизайном каждого отдельно взятого будущего магазина занимается исключительно команда испанских специалистов, которых присылает сама компания. Все это для того, чтобы создать неповторимо приятную атмосферу, располагающую покупательниц к самому комфортному шопингу. Помимо требованиям к зданию, интерьеру и выкладке одежды MANGO также строго относится к ценам, которые назначаются самим производителем и являются одинаковыми по всей стране. MANGO создает концепцию, которая заключается в сочетании качества и актуального дизайна одежды, созданного в соответствии с самыми последними тенденциями мировой моды. Одеть молодую современную городскую жительницу на все случаи – вот формула, которую создали специалисты компании. Огромная компания профессионалов ежедневно работает для того, чтобы амбиция MANGO – «Быть представленными во всех городах мира» - стала реальностью. Дизайнеры MANGO оперативно отслеживают самые модные направления и воплощают их в своих моделях.
Магазин «MANGO» был открыт в Казани в 2004 году в районе улицы Баумана, позже по в торговом центре «Парк Хаус», «Мега».
Все направления деятельности закреплены в уставе компании. В настоящее время основным направлением является: продажа одежды модных брендов. Магазин MANGO работает по франчайзинговому договору. Одна из основных задач бренда MANGO – создание в торговом зале магазина атмосферу полную домашнего уюта, эмоционального комфорта, доброжелательности и профессионализма, оказание покупателям профессиональной помощи в уточнении имеющихся потребностей.
Затраты по доведению товаров от производства до потребителей (покупателей), выраженные в денежной форме называются издержками обращения. К ним относятся расходы на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно – управленческие расходы торговых предприятий.