Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:58, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение банковского маркетинга, как в российской практике, так и за рубежом, в том числе на примере одного из ведущих коммерческих банков России, Центральной и Восточной Европы — КБ «Банк ВТБ» с выявлением перспектив совершенствования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия банковского маркетинга и основные его составляющие;
определить основные маркетинговые стратегий, применяющиеся в коммерческих банках;
сформулировать системы планирования, а также способы развития банковских продуктов
Введение
1. Теория банковского маркетинга в российской и зарубежной практике
1.1 Сущность, цели и задачи банковского маркетинга
1.2 Стратегия банковского маркетинга
1.3 Планирование и способы развития банковских продуктов
2. Организация банковского маркетинга
2.1 Традиционная и маркетинг-ориентированная банковская организация
2.2 Реализация комплекса маркетинга в коммерческих банках
2.3 Служба маркетинга и контроллинга в банке
3. Банковский маркетинг в КБ "Банк ВТБ" (ОАО)
3.1 .Характеристика КБ "Банк ВТБ"
3.2 Основные направления маркетинговой политики в КБ "Банк ВТБ"
3.3 Стратегические направления и перспективы развития КБ ВТБ
Заключение
Список литературы
Приложения
В ходе исследований «Банковские бренды глазами потребителей» в 2006 г. компанией BrandLab Research, были сделаны следующие выводы:
при определении спонтанного знания банковских брендов 24,8% респондентов назвали Банк ВТБ, что говорит о его известности;
в восприятии ВТБ является максимально близким к образу идеального банка;
ВТБ воспринимается одновременно и более масштабным и надежным, и несколько более соответствующим современному западному банку;
воспринимается потребителями как банк с более высоким качеством обслуживания по сравнению с другими банковскими брендами;
воспринимается как банк для клиентов с более высоким статусом.
В ходе исследования также были протестированы логотипы банков. Логотип ВТБ вызывал ассоциации с книгой, птицей, стрелкой, авиацией, символизировал для респондентов движение вперед, целенаправленность и открытое пространство [1, с. 30-32].
Видение:
«Сильному государству необходима развитая финансовая система».
Ценности:
Надежность, открытость, стабильность, уверенность в себе, постоянство в стремлении развиваться и гибко реагировать на все изменения в мире, профессионализм, готовность бороться за интересы клиентов и партнеров и оказывать им любую помощь, стремление к равноправному диалогу и открытому общению.
Диверсифицируя свою деятельность, ВТБ постоянно расширяет круг проводимых на российском рынке операций и предоставляет клиентам широкий комплекс услуг, принятых в международной банковской практике:
открытие и ведение валютных и рублевых счетов, счетов в драгметаллах;
расчетно-кассовое обслуживание, в т.ч. прием, пересчет и зачисление выручки на счета;
внутрироссийские расчеты в рублях и валюте;
международные расчеты в форме документарного аккредитива, инкассо и перевода;
операции по покупке/продаже иностранной
валюты за рубли, а также конверсионные
операции иностранная валюта/
управление рублевыми и
покупка, продажа, депозитарное обслуживание по операциям с различными видами ценных бумаг;
брокерское обслуживание при проведении операций с государственными ценными бумагами;
брокерское обслуживание на организованном рынке ценных бумаг в секторе фондового рынка ММВБ;
операции с банкнотами во всех свободно конвертируемых валютах;
операции с драгоценными металлами, в т.ч. с коллекционными монетами из драгоценных металлов;
операции по покупке, продаже, инкассированию векселей по поручениям клиентов;
кредитование в рублях и иностранной валюте;
выдача гарантий по операциям клиентов и банков-корреспондентов, а также по привлекаемым иностранным кредитам;
операции с депозитными
выполнение функций агента валютного контроля;
ипотечное и потребительское кредитование населения;
выпуск и обслуживание международных пластиковых карт;
операции по покупке и продаже наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
экспертиза подлинности и
сдача в аренду сейфовых ячеек в специально оборудованном хранилище;
оказание финансовых, консалтинговых и других видов услуг [].
ВТБ использует обширный спектр финансовых
инструментов при привлечении несвязанных
ресурсов на международных рынках для
фондирования растущего объема активных
операций, а также для целей
корпоративного развития. Наряду с
традиционными формами
Для выполнения стратегических задач по превращению в универсальный банк европейского уровня и укрепления конкурентных позиций на российском рынке банковских услуг ВТБ уделяет большое внимание развитию комплекса розничного обслуживания. В этих целях в августе 2005 г. начал свою работу специализированный дочерний банк ВТБ, осуществляющий обслуживание населения и предприятий малого бизнеса под брендом ВТБ 24.
В рамках дочернего банка, предлагающего полный спектр розничных услуг, продолжена реализация важнейших и социально значимых программ ВТБ — ипотечного жилищного кредитования и поддержки малого бизнеса. Эти программы — последовательное воплощение в масштабах всей России политики ВТБ по содействию росту национальной экономики путем развития частного предпринимательства и выполнения задач по становлению широкомасштабной системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.
Следует отметить, что банк активно
развивает комплекс услуг по пластиковым
картам, основанного на совершенствовании
и повышении
Также, внедрена платежная система Diners Club International — одна из известнейших платежных систем в мире, представительства которой действуют во всех странах мира. Помимо возможности оплаты товаров и услуг в торговых точках и снятия наличных денежных средств в банкоматах, все пользователи международных карт Diners Club получают уникальный сервисный пакет, включающий в себя информационную поддержку, безопасность и контроль за использованием карты, комфорт во время путешествий, страховые услуги, бонусы, привилегии и т.д.
ВТБ все больше внимания уделяет
уровню информационного обеспечения,
количеству и качеству информационных
услуг, предоставляемых клиентам, новым
технологиям как важному
Главным требованием к современным системам стала консолидация всех каналов обслуживания клиентов в единое, монолитное решение с возможностью предоставления всего комплекса банковских услуг.
Сегодня высокотехнологичное решение электронного банкинга — одно из определяющих конкурентных преимуществ современного универсального банка. Поэтому ВТБ предлагает следующие виды электронного банкинга.
Система удаленного банковского обслуживание — «Телебанк» — это управление банковскими счетами в режиме реального времени круглосуточно и независимо от места нахождения через Интернет. Используя Систему «Телебанк», клиент в режиме «on-line» может покупать и продавать валюту, совершать переводы в рублях и валюте, размещать депозиты, пополнять пластиковые карты, оплачивать коммунальные услуги, сотовую связь, доступ в Интернет, междугородние и международные переговоры и многое другое.
Система позволяет узнавать остатки и получать выписки по счетам, в том числе по счетам пластиковых карт за любой период. Кроме того, возможно проведение операции в режиме «отложенного платежа», когда Система «Телебанк» выполняет поручение по мере поступления средств на счет.
Помимо стандартных услуг
Система «ТелеИНФО» — это бесплатная многоканальная система удаленного доступа, которая позволяет владельцам пластиковых карт банка и счетов, открытых в банке, круглосуточно, в любой день и из любой точки мира получать актуальную информацию о своих картах и счетах. Доступ к информации производится по нескольким каналам удаленного доступа, в настоящий момент — это Интернет, телефон, SMS, WAP. Также существует система оповещений, с помощью которой клиент получает сообщения об определенных событиях, например, поступлении средств на карту, списании средств и т.д.
Системы «Клиент-Банк» и «Банк-Клиент Онлайн»
Системы «Клиент-Банк» и «Банк-Клиент Онлайн» — это автоматизированные компьютерные системы электронных расчетов через Интернет, обеспечивающие:
полноценное расчетное и депозитарное обслуживание с использованием всех стандартных форм платежных и иных документов (платежные поручения, заявления на перевод, покупку или продажу валюты, аккредитив и т.д.);
ведение рублевых, валютных счетов и счетов депозитарного учета;
ведение архива платежных документов и поиск информации;
построение различных видов отчетов;
мультивалютность, получение в системе суммарных остатков в инвалюте и их эквивалента в национальной валюте и т.д. [].
Таблица 9 — Сравнительная характеристика разновидностей электронного банкинга ВТБ
Система «Телебанк», Система «ТелеИНФО» |
Система «Клиент-Банк» |
Система «Банк-Клиент Онлайн» |
Банковское обслуживание частных клиентов и информационная поддержка владельцев счетов ВТБ 24 |
Расчетное обслуживание юридических лиц |
Расчетное и депозитарное обслуживание юридических лик |
Телефон, Интернет, WAP |
Dial-up соединение |
Интернет |
Дистанционное банковское обслуживание
имеет идентичные преимущества перед
традиционными банковскими
доступ к счетам и возможность проведения транзакций осуществимы из любого места, где есть наличие компьютера и доступ к глобальной сети Интернет;
сервис доступен 7 дней в неделю, 24 часа в сутки;
транзакции исполняются и подтверждаются мгновенно;
диапазон осуществляемых операций достаточно широк: от контроля движения средств по счетам до подачи заявки на предоставление ипотечного кредита;
сокращение себестоимости операций и издержек для банка и клиента;
снижение рисков непрохождения платежей;
удобство в использовании.
В будущем информационные и коммуникационные технологии будут все шире использоваться для привлечения клиентов. Уже сейчас финансовые услуги стали предлагаться через Интернет, а физические контакты банков с клиентами постепенно вытесняются электронной почтой и связями через компьютерные сети. Новые технологии позволяют добиться большей индивидуализации предложения банковских продуктов и услуг и оказывать их клиенту в любом месте и в любое время по его запросу. В этой связи, эксперты говорят о формировании новой концепции виртуального банка, основанного на информационных и коммуникационных технологиях.
Решая задачу обеспечения населения России качественными банковскими продуктами и услугами, ВТБ за последнее время практически утроил размеры своей региональной сети внутри страны. У Группы ВТБ в России сегодня 524 офисов продаж в 67 из 86 регионов страны.
Маркетинговая деятельность ВТБ не завершается выявлением возможностей рынка и самого банка. Специалисты маркетинговой службы помимо этого, разрабатывают стратегический и оперативный план маркетинга, предпринимают усилия по их реализации. Маркетинговую деятельность рассматривать и с точки зрения реализации элементов комплекса маркетинга. Специалисты в области маркетинга разрабатывают товарную политику банка, заключающуюся в определении изменений характера и ассортимента предлагаемых услуг, а так же их объема, и подходов к обновлению ассортимента, предложению нетрадиционных продуктов и услуг. Общая схема управления маркетинговой деятельностью в ВТБ можно представлена на Рисунке 13.
Кроме этого, ВТБ занимает
активную социально ответственную
позицию, воспринимая меценатство
как неотъемлемую часть своей
работы, позволяющую продвигать свою
философию, выполнять свою миссию по
отношению к обществу. Стабильно
растущие финансовые результаты позволяют
расширять и диверсифицировать
спонсорские и
Рисунок 13 — Схема управления маркетингом в ВТБ
Проанализировав основные направления ВТБ в области маркетинга, можно сделать вывод, что ВТБ придает большое значение маркетинговой стратегии, планированию и контролю маркетинга, активно применяет во взаимосвязи все элементы комплекса маркетинга, включая качество обслуживания. Кроме того, для удовлетворения потребителей, банк внедряет в свою деятельность инновационные банковские продукты, применяет современные методы сбыта. Большее значение банк уделяет своему имиджу и связям с общественностью.
Стратегические направления и перспективы развития КБ ВТБ
В последние годы ВТБ существенно
повысил динамику своего развития и
активно осваивает новые
Информация о работе Теория банковского маркетинга в российской и зарубежной практике