Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:58, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение банковского маркетинга, как в российской практике, так и за рубежом, в том числе на примере одного из ведущих коммерческих банков России, Центральной и Восточной Европы — КБ «Банк ВТБ» с выявлением перспектив совершенствования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия банковского маркетинга и основные его составляющие;
определить основные маркетинговые стратегий, применяющиеся в коммерческих банках;
сформулировать системы планирования, а также способы развития банковских продуктов
Введение
1. Теория банковского маркетинга в российской и зарубежной практике
1.1 Сущность, цели и задачи банковского маркетинга
1.2 Стратегия банковского маркетинга
1.3 Планирование и способы развития банковских продуктов
2. Организация банковского маркетинга
2.1 Традиционная и маркетинг-ориентированная банковская организация
2.2 Реализация комплекса маркетинга в коммерческих банках
2.3 Служба маркетинга и контроллинга в банке
3. Банковский маркетинг в КБ "Банк ВТБ" (ОАО)
3.1 .Характеристика КБ "Банк ВТБ"
3.2 Основные направления маркетинговой политики в КБ "Банк ВТБ"
3.3 Стратегические направления и перспективы развития КБ ВТБ
Заключение
Список литературы
Приложения
11. Зубченко, Л.А. Новые тенденции в развитии
банковского маркетинга / Л.А. Зубченко
// Маркетинг в России и за рубежом. — 2000.
— № 1. — http://www.dis.ru/market/
12. Ильясов, С. Банковские услуги и их сущность и перспективы развития / С. Ильясов // Банковское дело в Москве. — 2005. — № 8. — http://klerk.ru/bank/?35175, дата 21.01.2007.
13. Конакова, Л.В. Функциональные
обязанности специалистов
14. Коробова, Г.Г. Банковское дело / Г.Г. Коробова. — М.: Экономистъ, 2005. — 751 с.
15. Красовский, Ю.Д. Формирование
службы маркетинга / Ю.Д. Красовский
// Маркетинг в России и за
рубежом. — 1998. — № 5. — http://dis.ru/market/arhiv/
16. Лосев, С.В. Управление отношениями с клиентами / С.В. Лосев // Маркетинг в России и за рубежом. — 2006. — № 1(51). — С. 42-47.
17. Лопатинская, И.В. Лояльность
как основной показатель
18. Максютов, А.А. Банковский менеджмент / А.А. Максютов. — М.: «Альфа-Пресс», 2005. — 368 с.
19. Минина, Т.И. Электронные банковские услуги / Т.И. Минина // Банковские услуги. — 2002. — № 7. — С. 13-17.
20. Никонова, И. Стратегия
и стоимость коммерческого
21. Орлова, А.Н. Коммуникационная стратегия коммерческого банка / А.Н. Орлова // Банковские услуги. — 2005. — № 12. — С. 7-13.
22. Панова, Г.С. Концепция
банковского маркетинга / Г.С. Панова
// Маркетинг. — 1998. — № 1. —
http://www.cfin.ru/press/
23. Пирцхалаишвили, К.З. Программы лояльности в банковском секторе / К.З. Пирцхалаишвили, Д.П. Ромащенко // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2006. — №5(65). — С. 472-478.
24. Попова, Ж.Г. Психологические
аспекты формирования
25. Полищук, А.И. Управление
деятельностью кредитных
26. Радковская, Н.П. Маркетинг в коммерческих банках / Н.П. Радковская. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. — 94 с.
27. Сагинова, О. Маркетинговое управление корпоративной репутацией коммерческого банка / О. Сагинова, И. Скоробогатых, В. Гафт // Маркетинг. — 2006. — №5 (90). — С. 52-65.
28. Семова, Т.Б. Хорошо ли клиенту? / Т.Б. Семова // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2005. — № 4(58). — С. 47-55.
29. Солдатенков, Г.В. Внешторгбанк: масштабы и динамика развития, инвестиционно-кредитная деятельность / Г.В. Солдатенков // Деньги и кредит. — 2004. — № 12. — С. 7-11.
30. Умичевич, О.В. Банковский маркетинг в США и Канаде: новые технологии / О.В. Умичевич // США, Канада. — 2000. — № 4. — С. 55-63.
31. Халуев, К. Маркетинг отношений — современный поход в работе банка с клиентами / К. Халуев // Маркетинг. — 2002. — № 5(66). — С. 44-55.
32. Шабаева, В.И. Факторы успеха многоканальной банковской деятельности / В.И. Шабаева // Банковские услуги. — 2006. — № 6. — С. 27-30.
33. Щелов, В. Банк, который всегда рядом / В. Щелов // Банковское дело. — 2006. — № 7. — С. 48-49.
34. Эриашвили, Н.Д. Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 340 с.
35. Юдин, В.В. Перспективы
дистанционного банковского
36. Яскевич, Е.В. Банковский
маркетинг / Е.В. Яскевич. —
Владивосток: Изд-во
37. http://rating.rbc.ru
38. http://www.balancedscorecard.
39. http://www.vtb.ru
40. http://www.vtb24.ru
41. http://www.vtbmagazine.ru
Литература на английском языке
42. Chandler, A.D. Strategy and Structure / A.D.
Chandler. — Cambridge, MA: The MIT Press. — http://ssr1.uchicago.edu/
43. Ansoff, H.I. Corporate strategy / H.I. Ansoff. — Harmondsworth:penguin. — 1998. — p. 630.
44. Meidan, A. Financial Services Marketing / A. Meidan, B. Lewis, L. Moutinho. — L., etc.: Dryden Press, 1997. — 375 p.
45. Boyd, W.L. Customer Preferences for Financial Services: An Analysis / W.L. Boyd, M. Leonard // International Journal of Bank Marketing. — 1994. — Vol. 12, № 1. — pp. 9-15.
46. Doern, R. The Emergence of e-Banking in Russia
/ R. Doern, C. Fey. — Stockholm School of Economics in St. Petersburg.
SPb., 2001. — http://www.sserussia.org/
47. Sanaie, A. Globalization and New Trends in Bank Marketing / A. Sanaie // Journal of International Marketing and Marketing Research. — 2001. — Vol. 26, № 3. — pp. 129-137.
48. Frigo, M.L. Internet Banking: Translating e-Business Strategy into Action / M.L. Frigo, P.G. Pustorino, Jr. Krull // Bank Accounting and Marketing. — 2001. — Vol. 14, № 4. — pp. 29-34.
49. Bernstel, J.B. Customer’s Crown / J.B. Bernstel // Bank Marketing. — 2003. — Vol. 35, №5. — pp. 14-19.
50. Alvarez, Ed. Your Bank’s Image / Ed. Alvarez
// Bank Marketing. — 2001. — April. — pp. 31-35.
— http://www.sovetnik.ru/
51. Irwin, D. Make your Business Grow. Take a strategic approach / D. Irwin. — Intern. Thomson Business Press. — 1998. — p. 171.
52. Nickels, G.W. Marketing: relationships, quality, value / G.W. Nickels, M.B. Wood. — Worth Publishers, Inc. — 1997. — p. 633.
53. Keegan, W.J. Marketing Plans that Work: targeting, growth and profitability / W.J. Keegan, Malcoil H.B. McDonald. — Butterworth — Heinemann. — 1997. — p. 236.
Приложение А
Содержание стратегии банка
1 Условия и цели ведения бизнеса 1.1 Мировая экономика 1.2 Прогноз развития российской экономики 1.3 Перспективы развития банковского сектора 1.4 Цели, задачи и принципы деятельности банка | |
2 Политика в области развития отношений с клиентами 2.1 Взаимоотношения с крупными корпоративными клиентами 2.1.1 Рыночные тенденции 2.1.2 Текущий уровень развития бизнеса в банке 2.1.3 Стратегические цели 2.1.4 План действий 2.1.5 Финансовый план 2.2 Взаимоотношения с 2.2.1 Рыночные тенденции 2.2.2 Текущий уровень развития бизнеса в банке 2.2.3 Стратегические цели 2.2.4 План действий 2.2.5 Финансовый план 2.3 Взаимоотношения с финансовыми институтами 2.3.1 Рыночные тенденции 2.3.2 Текущий уровень развития бизнеса в банке 2.3.3 Стратегические цели 2.3.4 План действий 2.3.5 Финансовый план 2.4 Взаимоотношения с частными лицами 2.4.1 Рыночные тенденции 2.4.2 Текущий уровень развития бизнеса в банке 2.4.3 Стратегические цели 2.4.4 План действий 2.4.5 Финансовый план | |
3 Политика в области корпоративных финансов 3.1 Структура активов и пассивов 3.2 Внутренний контроль и система управления рисками 3.3 Планирование и бюджетирование | |
4.4 Система учета и отчетности | |
4 Политика организационного развития 4.1 Организационная структура и кадровая политика 4.2 Развитие филиальной сети 4.3 Коммуникационная политика банка и реклама | |
4.4 Маркетинг и контроль качества обслуживания 4.5 Информационные и банковские технологии |
Источник: [3, с. 59-60].
Приложение Б
1 Рыночная сегментация банковских услуг
Вид рынка |
Принятые параметры |
Типология сегментации |
Розничный рынок (частные вкладчики) |
Административно- |
Географическая |
Пол; возраст; место работы; доход; жизненный цикл семьи. |
Демо-социально-этнологическая | |
Стиль жизни; ценности; реакция на продукт; темперамент, характер. |
Психографическая | |
Размер собственности; размер и качество банковских услуг; отношение к риску. |
Поведенческая | |
Оптовый рынок (малый бизнес, средний бизнес, крупные корпорации) |
Текущие и потенциальные характеристики продуктов и услуг. |
Функциональная |
Оптовый рынок (малый бизнес, средний бизнес, крупные корпорации) |
Размер собственности; размер и качество банковских услуг; отношение к риску; объем деятельности. |
Поведенческая |
Оптовый рынок (малый бизнес, средний бизнес, крупные корпорации) |
Принадлежность к определенной отрасли, сфере деятельности. |
Отраслевая |
Источник: [36, с. 81-82].
2 Сегментация банковских
продуктов для разных
Группа |
Примеры возможных банковских услуг |
Мелкие фирмы |
Персональное финансового обслуживание и планирование. Специальные «стартовые ссуды» (включая кредиты под гарантию правительства). Покупка потребительских товаров в кредит с погашением в рассрочку. Страхование жизни. Услуги по переводу денег |
и бухгалтерскому оформлению документов. | |
Средние фирмы |
Платежные операции, компьютерные услуги, связанные с финансовой деятельностью. Кредитные карточки для работников фирмы. Лизинговые и факторинговые операции. Среднесрочные и долгосрочные ссуды для пополнения основного капитала. |
Крупные фирмы |
Операции по выплате заработной платы. Консультации по вопросам бизнеса. Услуги по экспорту и импорту. Долгосрочное кредитование. |
Источник: [6, с. 74].
3 Жизненный цикл семьи и покупка банковских услуг
Этап жизненного цикла семьи |
Размер доходов, расходов |
Примерные покупки товаров и услуг |
Примерные покупки банковских услуг |
1. Молодые люди без семьи |
Сложное финансовое положение, ориентация на развлечениях, отдых |
Основное необходимое оборудование и обстановка для дома, отпуск, обучение, машина |
Сберегательные счета, чековое обслуживание, кредиты для дорогостоящих покупок, кредитные карты |
2. Молодые бездетные пары |
Двойной доход, возрастание расходов |
Более сложное оборудование, мебель, отпуск, досуг |
Чековое обслуживание, потребительские кредиты, кредитные карты |
3. Полная семья с 1 ребенком младше 6 лет |
Более высокий доход одного члена семьи. Второй супруг ухаживает за ребенком. Возрастание расходов (инвестиции) мало ликвидного имущества |
Более совершенная техника, покупка дома, детское питание и игрушки, медицинские услуги |
Ипотека, кредитные карты, потребительский кредит, сберегательные счета, страхование |
4. Полная семья с двумя детьми, |
Финансовое положение ухудшается, |
Потребительские товары, продукты, образовательные |
Сбережения, депозитные сертификаты, |
младший из них до 6 лет |
работают оба супруга |
услуги, медицинские услуги, путешествия |
чековое обслуживание, кредитные карты, потребительские кредиты, страхование, кредиты студентам |
5. Неполная семья, престарелые женатые пары, дети живут отдельно, супруги еще работают |
Расходы сокращаются, доход стабилен |
Отдых, предметы роскоши, улучшение дома, ювелирные украшения |
Сбережения, депозитные сертификаты, ценные бумаги, медицинские страховки |
6. Неполная семья. Престарелые
супруги, дети живут отдельно,
супруги не работают или |
Сокращение доходов |
Медицинское обслуживание,
питание, самые необходимые |
Медицинская страховка, депозитные сертификаты, операции с ценными бумагами, сбережения |
7. Один супруг на пенсии |
Резкое сокращение дохода |
Забота о здоровье, пенсии |
Социальная страховка, медицинская страховка, сбережение, чековое обслуживание |
Источник: [36, с. 82-83].
Приложение В
Банковские продукты и услуги
Банковские продукты |
Банковские услуги | ||
1. Кредитные продукты |
1.1. Кредитование юридических
лиц на основе открытия 1.2. Кредитование юридических лиц по овердрафту 1.3. Кредитование юридических лиц по контокорренту 1.4 Разовое целевое кредитование юридических лиц 1.5. Кредитование проектов 1.6. Кредитование на | ||
1.7. Ипотечное кредитование 1.8. Кредитование физических лиц на жилищное строительство 1.9. Кредитование физических лиц на потребительские цели и т.д. | |||
2. Депозитные продукты (открытие и ведение счетов) |
2.1. Открытие и ведение счетов для юридических лиц: - счетов до востребования; - срочных депозитов 2.2. Открытие и ведение счетов для физических лиц: - счетов до востребования; - срочных депозитов; - сберегательных вкладов 2.3. Открытие и ведение корреспондентских счетов (счетов ЛОРО) 2.4. Открытие и ведение
срочных депозитов других | ||
3. Расчетные продукты |
3.1. Расчеты платежными поручениями 3.2. Проведение клиринговых взаиморасчетов 3.3. Расчеты чеками 3.4. Осуществление платежей с использованием системы SWIFT 3.5. Документарные аккредитивы 3.6. Инкассо 3.7. Прием и перечисление
на счета юридических лиц 3.8. Прием от уполномоченных лиц средств на транзитные счета и перечисление их на счета юридических лиц 3.9. Переводы средств по
обезличенным металлическим 3.10. Торговля по открытому счету 3.11. Перевод вклада физического лица | ||
3.11. Перевод вклада физического лица 3.12. Оплата расчетного чека 3.13. Прием и перечисление налоговых платежей 3.14. Прием коммунальных платежей 3.15. Выплата иностранной валюты, переведенной из-за границы 3.16. Продажа дорожных чеков 3.17. Оплата дорожных чеков 3.18. Прием на инкассо
платежных документов в 3.19. Банковские переводы по телефону 3.20. Зачисление на счет
физического лица взносов 3.21. Снятие наличных денег и т.д. | |||
4. Выпуск и обслуживание банковских карт |
Юридические лица: - VISA Business - Eurocard/Master Card Business - Visa Classic «Зарплатная» - «Зарплатная» Electron «Зарплатная» и т.д. Физические лица: - Visa Classic - Eurocard/Master Card Mass - Visa Gold - Eurocard/Master Card Gold - Visa Gold «Привилегированная» - Visa Gold «Льготная» - Visa Gold «Представительская» | ||
5. Инвестиционные продукты |
5.1. Выдача и оплата сберегательных сертификатов 5.2. Продажа и оплата
облигаций государственного 5.3. Реализация и оплата
купонов по облигациям 5.4. Выдача и оплата простых векселей 5.5. Выдача и оплата депозитных сертификатову 5.6. Эквивалентный обмен векселей 5.7. Покупка и продажа
за счет и по поручению - ОРЦБ - биржевом рынке - внебиржевом рынке - в режиме «on-line» 5.8. Инвестирование остатков на счетах в ценные бумаги. |
Приложение Г
Основные показатели деятельности «Банк ВТБ» за 2006 год
Показатель |
2006 г. |
Изменение (%) 2005 — 2006 гг. |
Чистая прибыль |
1 179 млн долл. |
+ 130,7% |
Чистые процентные доходы |
1 745 млн долл. США |
+ 91,8% |
Чистые комиссионные доходы |
351 млн долл. США |
+ 91,8% |
Чистые операционные доходы |
2 810 млн долл. США |
+ 84,5% |
Активы |
52 403 млн долл. США |
+42,7% |
Кредитный портфель |
29 262 млн долл. США |
+ 46,9% |
Кредиты физическим лицам |
2 533 млн долл. США |
+ 197,6% |
Портфель ценных бумаг |
8 957 млн долл. США |
+ 22,9% |
Средства клиентов |
19 988 млн долл. США |
+ 56,6% |
Средства физических лиц |
7 326 млн долл. США |
+ 41,4% |
Источник: [39].
Ключевые коэффициенты «Банк ВТБ»
Коэффициент |
2006 г. |
2005 г. | |||
Прибыльность и эффективность | |||||
Чистый процентный спрэд 1 |
4,5% |
4,4% | |||
Чистая процентная маржа |
4,6%
|
||||
4,7% | |||||
Чистые процентные доходы / Чистые операционные доходы |
62,1% |
59,8% | |||
Чистые комиссионные доходы / Чистые операционные доходы |
12,5% |
11,0% | |||
Окупаемость затрат (Cost-to-Income) |
50,8% |
54,0% | |||
Рентабельность капитала (RoE) 2 |
19,7% |
17,7% | |||
Рентабельность активов (RoA) 2 |
2,6% |
2,4% | |||
Капитализация Группы ВТБ | |||||
Коэффициент достаточности капитала (Tier 1) |
11,6% |
11,8% | |||
Общий коэффициент достаточности капитала |
14,0% |
14,1% | |||
Собственные средства / Активы |
13,3% |
14,3% |
Примечание:
1 (Процентные доходы / Ср. процентные активы) – (Процентные расходы / Ср. процентные обязательства). Средние рассчитаны как средние арифметические квартальных показателей
2 Рассчитано на основе показателей чистой прибыли и среднего размера собственных средств / активов (с учетом доли меньшинства). Для целей расчета среднего размера собственных средств / активов в 2005 г. Из расчета исключены данные по банкам, приобретенным в конце 2005 г.
Информация о работе Теория банковского маркетинга в российской и зарубежной практике