Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 16:07, курсовая работа
Российский продавец гордится своей профессией. Ведь своим трудом он способствует тому, чтобы жизнь людей была более красивой и счастливой. Покупатели, по тому, как их встречают в магазине, как обслуживают, судят не только о культуре и умении продавца, но и о качестве своей российской торговли. В торговле ширится современное соревнование под девизом «Высокое качество обслуживания – гарантируем!» тем молодым, кто уже пришел в торговлю эта выпускная письменная работа расскажет о профессии торгового работника и как правильно обслуживать покупателей.
1.Введение и теоретическая часть.............................................................................3
1.1.Актуальность выбранной темы............................................................................5
1.2.Теоретические основы организации процесса продажи товаров и обслуживания покупателей на розничном торговом предприятии........................6
1.3.Формирование ассортимента товаров обеспечивающего удовлетворение спроса покупателей …................................................................................................9
1.4.Управление обслуживания покупателей и их информированность...............12
1.5.Раз
работка и внедрение стандартов обслуживания покупателей …..............
1.6. Что же нужно знать продавцу, чтобы повлиять на покупателя?...................
1.7. Подача себя продавцом....................................................................................
2. Стратегия обслуживания покупателя в магазине.......................................
2.1.Система оценки качественного обслуживания стратегических клиентов.....
2.1.1.Скорость обслуживания.................................................................................
2.1.2Демонстрация того, что продавец понимает статус клиента.........................
2.1.3.Умение получать обратную связь от клиента …............................................
2.1.4.Стандарты качественного обслуживания клиентов......................................
2.1.5.Правила обработки возражений клиента.......................................................
2.1.6.Система оценки качественного обслуживания.................................................
2.1.7.Маркетинговое исследование. Исследование удовлетворенности потребителей ….........................................................................................................
2.1.8.Анкета оценки качества обслуживания.........................................................
2.1.9.Метод пробных покупок или «Таинственные покупатели» …..................
2.1.10.Основные шаги после проведения оценки...............................................
2.2.Характеристика торгового предприятия Гипермаркет «Карусель»
2.2.1.Анализ ассортимента в гипермаркете «Карусель» ….................................
2.2.2.Организация торгово-технологического процесса в гипермаркете «Карусель»..............................................................................................................
3.Стимулирование сбыта.....................................................................................
3.1.Стимулирование розничной торговли.............................................................
3.2. Стимулирование потребителей …..................................................................
3.3.Повышение эффективности службы продаж..................................................
4.Конъюнктура товарного рынка......................................................................
4.1. Методы исследования конъюнктуры товарного рынка..................................
4.2.Статистика конъюнктуры рынка......................................................................
4.3Показатели конъюнктуры рынка......................................................................
Выявление потребностей клиентов и предоставление им дополнительной информации. После общей презентации очень важно понять , что нужно ( каковы потребности ) конкретно этого клиента. Для этих целей используются уточняющие вопросы. На основе выявленных потребностей клиентам сообщается более детальная информация , которая поможет им сделать выбор.
2.1.5.Правила обработки возражений клиента.
В данном пункте описывается, каким образом продавец должен реагировать на возражения клиентов . Основной упор обычно делается на то, что возражения – это дополнительная информация о потребностях клиентов, поэтому отношение к возражениям должно быть самое доброжелательное . Важно не спорить с клиентом, а понять его сомнения и помочь разобраться , предоставить всю необходимую информацию .
Техники помощи при принятии решения. Клиента на стадии принятия решения нужно сопровождать. Можно проговаривать с ним вместе все плюсы и минусы. Минусы , если они есть, не прятать от клиента (не врать), а предлагать способы по их «амортизации». Например, если брюки не подходят по длине, можно предлагать услуги « подгонки » (если их предоставляет сам магазин это еще один плюс в копилку качественного обслуживания), или советовать ближайшие точки ателье , где можно это сделать .
Правила работы с претензиями ( возвратами товара) , поведение в конфликтной ситуации. В данном пункте акцент делается как на позицию, которую должен занимать продавец в конфликтных ситуациях (уважительность, заинтересованность, отношение к претензиям как к информации о возможностях развития компании ), так и на конкретные техники «отработки » претензий.
В каждом пункте указывается не только правильное, но и недопустимое поведение .
Например , недопустимо игнорировать клиента, когда он вошел в торговый зал, недопустимо говорить без умолку и терроризировать клиента своей презентацией, недопустимо давить на лиента и оценивать его выбор.
В седьмом блоке « Правила взаимодействия с ключевыми ( стратегическими) клиентами » описывается , кого компания считает своими стратегическими клиентами , и какие вводит особые правила их обслуживания. Обязательно указывается, каким образом необходимо вести учет информации о стратегических клиентах. Удобно пользоваться специальными карточками клиентов , в которых отмечать , когда и какие покупки сделаны, какие вопросы задавал клиент, что вызвало его интерес, какие у него возникли сомнения , какие претензии он высказывал .
Знание этой информации позволит лучше понять клиента, его особенности , что соответственно позволит лучше удовлетворять его потребности. А удовлетворение потребностей – это и есть качественное обслуживание.
Но, как показывает наш консультативный опыт , наличие стандартов , является условием необходимым, но не достаточным для того, чтобы обслуживание было действительно качественным. Чтобы система заработала , важно не только разработать стандарты, в которых будут максимально учтены потребности клиентов, но и обеспечить постоянное следование им персонала. Именно для этих целей и необходимо создание системы оценки качественного обслуживания клиентов . Потому, что только та система в организации будет работать , которая выгодна сотрудникам (т.е. следование ей соответствующим образом вознаграждается ) и выполнение которой постоянно контролируется .
2.1.6.Система оценки
Система оценки качественного обслуживания только тогда является системой, когда четко обозначены ее цели, проработаны критерии оценки и выбраны адекватные методы. Более того, когда оценка носит не эпизодический характер , а осуществляется планомерно и постоянно.
Чтобы реализовать данный принцип , оценка должна носить как текущий, так и разовый характер. Текущая оценка осуществляется менеджерами и входит в их непосредственные обязанности. Они постоянно должны следить за соблюдением сотрудниками Стандартов качественного обслуживания клиентов и работать персонально с каждый по разбору случаев неправильного поведения. Однако, довольно часто бывает ситуация , когда при руководстве сотрудники ведут себя как положено , но без бдительного присмотра расслабляются и не утруждаются себя соблюдением правил . Чтобы стимулировать сотрудников следовать Стандартам постоянно, а не только для показухи руководству, используют различные точечные методы оценки, которые имеют целью не только выявление недостатков и их устранение, но и постепенное приучение персонала, к тому, как нужно работать и как относиться к клиентам .
В качестве примера хорошего способа текущей оценки качества обслуживания, можно примести метод «Анализ рекламаций». Данный способ позволяет узнавать и корректировать проблемы, которые вызвали неудовольствие клиента. Для этого, все претензии клиентов тщательно фиксируются и затем подвергаются анализу . Анализ состоит в том, что проводится классификация претензий, и вырабатываются меры по устранению недостатков , начиная с наиболее часто встречающихся претензий.
Каждый продавец должен иметь под рукой специальные бланки или журнал, куда он будет записывать жалобы клиентов, все моменты , которые вызвали их недовольство. Важно разъяснить продавцу смысл этой работы , иначе он может сознательно ее игнорировать, скрывая тем самым факты недовольства клиентов. Необходимо, чтобы продавцы понимали, что эта информация очень ценна с точки зрения повышения качества обслуживания клиентов, и никто не собирается наказывать продавцов, только за то , что клиент выразил недовольство чем - либо . Наоборот, каждый такой случай надо обсуждать с продавцами и объяснять им как вести себя в подобной ситуации .
Как уже говорилось, помимо текущей оценки качества обслуживания, существуют различные способы разовой ( или точечной) оценки . Рассмотрим некоторые наиболее эффективные их них.
« Аудит- диагностика»
С помощью этого способа оцениваются объективные причины , мешающие реализации качественного обслуживания. Например, помещение магазина очень маленькое, нет места для парковки автомобиля, нет камеры хранения, а сумки с собой проносить нельзя, ценники написаны очень мелким шрифтом
и т. д. При аудите системы качественного обслуживания основной упор делается на исследование процедурных характеристик качественного обслуживания клиентов. Оценку данным способом можно проводить как своими силами, так и с привлечением сторонних специалистов. При самостоятельной оценке следует иметь ввиду, что чем тщательнее будет подготовка, тем надежнее – результат. Очень важно подробно заранее прописать критерии оценки , а не просто прийти в магазин, оглянуться и начать думать, что же здесь не так. Критерии оценки довольно просто вычленить из Стандартов качественного обслуживания, другими словами, прежде чем браться за оценку, необходимо проделать всю ту работу, о которой шла речь в начале статьи .
2.1.7.Маркетинговое
Исследования могут быть разные по форме: это может быть телефонный опрос, анкета, присланная по почте, или анкета, которую можно заполнить непосредственно в магазине.
Особое внимание при проведении исследования необходимо обратить на выборку. Необходимо клиентов разделить на группы ( сегменты ) , в том числе выделить и группу стратегических клиентов. Соотношение групп в выборке должно соответствовать соотношению клиентов во всей
клиентской базе.
Например, если в вашей клиентской базе соотношение клиентов :
30 % пенсионеров с невысоким
20% — молодых семей с невысоким доходом ,
20 % —молодых людей 25 – 35 лет со средним доходом,
10% — обеспеченных людей среднего возраста ,
10% — молодых семей с высокими доходами ,
10% — подростков и студентов
с низкими доходами, то и в
выборке соотношение
Используемые анкеты могут быть как развернутые , так и очень лаконичные , например, вопрос , который часто задают « как вам у нас понравилось?» .
Для магазинов лучше всего использовать небольшие анкеты , так как обычно клиенты не расположены тратить много времени на заполнение анкет .
Приведем пример анкеты, используемой в исследовании в крупном супермаркете . Руководство магазина выделило несколько факторов , которые с их точки зрения требовали
совершенствования, и опросили клиентов, чтобы подтвердить собственные выводы .
2.1.8.Анкета оценки качества обслуживания
Добрый день ! Мы стремимся улучшить качество обслуживания в нашем магазине. Ваше мнение очень важно для нас. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале качество обслуживания , где
1 - очень плохо , 2 – плохо , 3 – удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 — очень хорошо . Если вы затрудняетесь ответить на вопрос , поставьте прочерк .
Заполнение данной анкеты займет у Вас не более 5 минут.
1.Я быстро сориентировался в магазине и нашел нужный отдел
2.Продавцы - консультанты вежливы и дружелюбны
3.Продавцы - консультанты корректны и тактичны , соблюдают необходимую
дистанцию
4.Мне четко и ясно ответили на все вопросы
5.Меня устраивает
6.Если вы не нашли чего- то в нашем магазине, укажите пожалуйста, что именно
7. Ваши пожелания по улучшению качества обслуживания в нашем магазине?
Укажите, пожалуйста , некоторые сведения о себе :
Ваш пол: __
Ваш возраст: до 25 лет ___, от 25 до 45 лет ___, от 45 до 60 лет ___ , более 60 лет ___.
Ваш род занятий :
учусь __ , рабочий , служащий __ , руководитель, __ , не работаю __ , другое __ .
Доходы вашей семьи :
на продукты тратим более 50 % дохода __ , 20–50 % __ , 10– 20% __ , 5 – 10 %__ , менее 5% ___.
Большое спасибо!
Также с помощью опроса можно узнать о «находках» и используемых ходах у Ваших конкурентов. В таком случае вопросы анкеты должны быть направлены не на оценку вашего обслуживания, а на выявление того, что клиентам нравиться или не нравиться вообще.
Например, « Какое расположение отделов для нас наиболее удобно», «Какая реклама обычно привлекает ваше внимание », « Какая помощь продавцов вам обычно требуется » , « Что вас больше всего раздражает в облуживании ». При такой постановке вопросов клиенты будут вспоминать случаи обслуживания, которые им понравились или не понравились, и это даст вам информацию и о потребностях клиентов и о том, как обстоят дела у ваших конкурентов .
То есть таким образом можно собрать следующую информацию:
Потребности клиентов. Из полученной информации при правильном ее анализе можно выявить потребности клиентов, которые не сразу видны («считываются»), а проявляются через « приятности» , о которых клиент может легко рассказать.
Условия работы компаний -конкурентов ( процедурная сторона). Вполне вероятно, что в другом магазине более удобные часы работы, или они предоставляют какие -нибудь дополнительные услуги, которые необходимы клиентам.
Чем клиенты довольны, чем нет, причины ухода клиентов. Получив информацию о том , что не устраивало клиентов в другом магазине, можно избежать чужих ошибок , учиться на ошибках .
Вопросы и возражения клиентов. Например, в анкету можно включить следующий вопрос: « На какие вопросы Вам не могли ответить в магазине, в котором Вы делали покупки раньше».
Таким способом можно пополнить свой « банк решений» — обогатиться и подстраховаться .
Метод пробных покупок или «Таинственные покупатели» .
Данный способ оценки является наиболее подходящим для оценки качества обслуживания именно стратегических клиентов. Суть метода состоит в том , что в магазин, под видом обычных клиентов, приходят специально подготовленные люди. У каждого из них есть « легенда » , отражающая основные признаки стратегического клиента магазина . По специально разработанной шкале, согласно заранее оговоренному сценарию ( провокационные вопросы, типичные возражения, претензии, « трудный тип клиента » и т . п.) «таинственные покупатели» совершают покупку ( или не совершают , если обслуживание им категорически не понравится ).
Преимущество метода заключается в том, что в отличие от контроля , проводимого менеджером магазина, продавцы не знают о том, что клиент « подставной» и ведут себя непосредственно.
Метод позволяет оценить , насколько точно сотрудники соблюдают Стандарты качественного обслуживания. Впоследствии, по результатам «пробных покупок » можно разработать специальные тренинги для продавцов для улучшения качества обслуживания по выявленным недостаткам .
В зависимости от возможностей компании , можно проводить так называемые, « усеченные пробные покупки » или выражаясь по- простому — « Друзья Кролика», когда в роли « покупателей » выступают родственники, друзья и знакомые хозяина магазина или других управленцев. Но следует иметь ввиду, что это не всегда приносит желаемые результаты .
Причин неудач «доморощенных » пробных покупок может быть очень много. Например, ваши друзья постесняются сказать вам всю правду, им будет неудобно критиковать ваш магазин.