Спрос на товары и их характеристика

Автор: Кристина Котова, 28 Сентября 2010 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге.
Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать,
что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и
услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и
предложения. Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного
механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей
(потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных
продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Методологические основы спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Основные понятия спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Эластичность: понятие; факторы, влияющие на эластичность спроса,
формы эластичности спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2. Взаимосвязь спроса и потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.1. Товар в системе маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2. Услуги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.3. Изучение потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 3. Спрос на молочную продукцию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 130.49 Кб (Скачать)

       Как ужу отмечалось, спрос на  данный товар зависит не только  от его цены, но и от цен  на другие товары. Здесь нужно  отметить, что помимо товаров-субститутов,  существуют и товары – комплементы  (взаимодополняемые товары, например, фотоаппараты и фотопленка).8 
 

  Формы эластичности  спроса.

        Для спроса на некоторые продукты  характерна относительная чуткость  потребителей к изменениям цен. Небольшие изменения в цене приводят к значительным изменения в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или прости эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок.

       В таких случаях спрос относительно неэластичен или просто неэластичен. В практической деятельности могут иметь место, по меньшей мере, пять различных вариантов ценовой эластичности спроса:

 Рис. 4               Гр.1                                              Гр.2                                       Гр.3

9

                               Гр.4                                                            Гр.5

  1. На первом графике спрос бесконечно эластичен. Это когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки до предела своих возможностей. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;
  2. Спрос эластичный, когда при незначительных повышениях цены объем продаж существенно возрастает. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;
  3. Спрос имеет единичную эластичность. Это означает, когда 1% - ое изменение цены возвышает 1% - ое изменение продаж товаров;
  4. Спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно; Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;
  5. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от его цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса. Например, соль или инсулин для больных острой формы диабета.

         Деление эластичности на указанные  формы достаточно условно, поскольку  разные блага имеют разный  коэффициент эластичности. Так, основные  продукты питания имеют низкую  эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью  по цене. Эластичность может изменяться  в зависимости от фактора времени,  от групп населения, от наличия  товаров-субститутов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Общая закономерность изменения величин спроса на рынке определенного товара в зависимости от величин цен на него называется спросом. Эта закономерность проявляется в том, какой объем покупатели готовы и способны купить (а не только мечтать о покупке) при определенном уровне цены. Зависимость величины спроса от цены описывается первым законом экономики – законом спроса: при повышении цен величина спроса уменьшается, а при снижении цен – возрастает. Спрос на товары зависит от их полезности и цены выбора.

        Мера изменения величины спроса  при изменении уровня цены  называется эластичностью спроса. По уровню эластичности спроса все товары разделяются на две группы: товары эластичного спроса и товары неэластичного спроса. Изучение закономерностей формирования и оценка реальных уровней эластичности спроса помогают коммерческим фирмам более обоснованно принимать решения об объемах выпуска своих товаров и о предпочтительных уровнях цен на них.

        Коэффициент эластичности  спроса – одна из тех концепций экономической науки, которые находят широкое применение в коммерческой практике. Сегодня специалисты по изучению рынков умеют просчитывать такие коэффициенты довольно точно, и это позволяет повышать обоснованность рений, принимаемых фирмами при выработке своей хозяйственной стратегии.

        С помощью коэффициента эластичности  можно, например, найти ответ на  вопрос о том, стоит ли повышать  цены на товары ради увеличения  доходов фирмы.

Скажем, если речь идет о товаре неэластичного  спроса, то повышение цены на него приведет к росту выручки от продаж (ведь количество покупок сократится в  меньшей степени, чем возрастет  цена). Если же мы имеем дело с товаром  эластичного спроса, то результатом  повышения цены может стать не рост, а, напротив, падение выручки  фирмы.

        Поэтому продавцам приходится  постоянно следить за рынком  и искать те соотношения качества  и цен, которые в наибольшей  мере устроят потребителей и  позволят производителям соответственно  получить наибольшую выгоду от  своей коммерческой деятельности.

Глава 2. Взаимосвязь спроса и потребителей.

2.1. Товар в системе  маркетинга.

      В экономике принято понимать  товар как продукт труда, предназначенный  для обмена. В российском законе  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках» товар  также определен как «продукт  деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для обмена или  продажи». Но для того, чтобы товар  мог включиться в процесс обмена, он должен заинтересовать потенциального  потребителя, то есть отвечать  определенным потребностям, служить  для удовлетворения их нужд  и потребностей.

      В маркетинге под товаром понимается  комплекс значимых для потребителей  свойств (функциональные и эстетические  характеристики, размеры, социальная  и личностная значимость, габариты, вес, структура, упаковка, престиж  производителя и розничного торговца), который покупатель оценивает  как обеспечивающий удовлетворение  своих нужд и потребностей  и связи с этим готов приобрести  его по согласованной цене  и в определенном количестве.

      Понятие «товар», так же как  и понятие «рынок», постоянно  расширяется. Еще 40 лет назад  на Западе, а в России – менее  10 лет назад было принято четко  разделять две основные категории  товара: «физические» товары и  «нематериальные» услуги. Сегодня  товаром считается все, что  способно удовлетворить нужду  и потребность. Предлагается на  рынке с целью привлечения  внимания, приобретения, использования  или потребления, выступая в  виде физического объекта, услуги, идеи, места, организации и даже определенной личности.10

      Тoвap в мapкeтингe paccмaтpивaeтcя в тexнoлoгичecкoм, экoнoмичecкoм и пcиxoлoгичecкoм acпeктax. В тexнoлoгичecкoм acпeктe пoд тoвapoм пoнимaeтcя oбъeкт, oблaдaющий paзнooбpaзными физичecкими, xимичecкими и пpoчими тexничecкими cвoйcтвaми и oпиcывaeмый пapaмeтpaми, oтpaжaющими ypoвeнь этиx cвoйcтв. В экoнoмичecкoм acпeктe тoвap являeтcя мaтepиaльным или нeмaтepиaльным oбъeктoм, oблaдaющим oпpeдeлeнным пoтeнциaлoм пoлeзнocти и yдoвлeтвopяющим, тeм caмым пoтpeбнocти пoтpeбитeлeй. В пcиxoлoгичecкoм acпeктe тoвap paccмaтpивaeтcя кaк кoмплeкc пpeдcтaвлeний пoтpeбитeля, cyщecтвyющий в eгo индивидyaльнoм вooбpaжeнии кaк имидж пpoдyктa. Эти тpи cтopoны paccмaтpивaютcя и пpeдcтaвляютcя нa pынoк в кoмплeкce, и в кoнeчнoм cчeтe oпpeдeляют кoнкypeнтocпocoбнocть пpoдyктa.

Ф. Котлер выделяет три уровня товара:

  • тoвap пo зaмыcлy (пoлeзнocть, ee идeя). В него заключаются все те возможные выгоды, которые покупатель может получить от приобретения данного товара;
  • тoвap в peaльнoм иcпoлнeнии. Он уже более конкретен и имеет определенные свойства, которые воспринимаются покупателем через набор отдельных (свойственных каждому товару индивидуально) свойств, - потребительские cвoйcтвa, кaчecтвo, мapoчнoe нaзвaниe, yпaкoвкa, внeшнee oфopмлeниe;
  • тoвap c пoдкpeплeниeм. Здесь товар дополняется услугой. Поэтому услуга является подкрепляющей к товару составляющей и может быть представлена в виде монтажа оборудования на месте эксплуатации товара, представление гарантий по качеству, предоставление услуг сервиса – послепродажное обслуживание, услуг по платежам – «товар в кредит», доставка по согласованным срокам.

В данной классификации товар дифференцируется на:

  • тoвapы кpaткoвременного пoльзoвaния, то есть тoвapы, кoтopыe                   иcпoльзyютcя oдин или нecкoлькo paз;
  • тoвapы долговременного пользования, то есть тoвapы, кoтopыe иcпoльзyютcя мнoгoкpaтнo;
  • товары широкого потребления и производственного потребления.

     Товары широкого потребления  подразделяются на товары повседневного  спроса, предварительного выбора, особого  спроса, пассивного спроса. К товарам  широкого потребления относятся  товары, приобретаемые конечным  потребителем для личного пользования. 

Таблица 1. 11       Классификация товаров широкого потребления 

Мркетин

говые

факторы

Разновидности товаров широкого потребления
Покупательское  поведение Товары повседневного  спроса 

Покупки частые, без раздумий и при минимальных  усилиях на их сравнения

Товары предварительного выбора 

Менее частые покупки, значительный уровень планирования и покупательских усилий, различные  марки товаров сравниваются по цене, качеству и стилю

Товары особого  выбора 
 

Сильно выраженная приверженность, «верность» маркам, особые усилия при покупке, сравнения между  отдельными марками почти не проводится, низкая ценовая чувствительность

Товары пассивного спроса 

Малая осведомленность  о товаре (даже в случае осведомленности, слабый или даже отрицательный интерес)

Цена 
 

Распространение  
 
 
 
 

Продвижение на рынок

Низкие цены 
 

Повсеместно в  удобных для покупателя местах 
 
 

Широко рекламируется

Более высокие  цены 

Выборочное распространение  в нескольких торговых точках 
 
 

Рекламируется и продается производителя

Высокие цены 
 

Эксклюзивное  распространение только в одном  или нескольких магазинах на всей территории рынка 

Более тщательно  спланированная реклама производителями

Различные цены 
 

В различных  местах 
 
 
 
 

Агрессивная реклама  и личная продажа производителем

Примеры Зубная паста, журналы, стиральные порошки Большинство бытовых  приборов, телевизоры, мебель, одежда Предметы роскоши, например часы Rolex или драгоценные камни Страхование жизни, донорская сдача крови

     В упрощенной системе классификации все множество типов и видов товаров может быть упорядоченно.

Прежде  всего, товары могут быть, классифицированы на товары личного пользования и  производственного назначения.

Рис. 5 12                     Упрощенная схема классификации товара

Товары  

              Товары личного                                            товары производственно     

                потребления                                                         потребления       

                    товары длительного                                                                   основное

                              пользования                                                                     оборудование 

                      

                                 товары                                                                            вспомогательное

                           краткосрочного                                                                    оборудование

                              пользования 

                            товары особого                                                                  узлы и агрегаты                                                                               

                                 спроса 
 

                                                                                                                    основные материалы

                                    услуги                                                                    

                                                                                                

Информация о работе Спрос на товары и их характеристика