Спрос на товары и их характеристика

Автор: Кристина Котова, 28 Сентября 2010 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге.
Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать,
что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и
услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и
предложения. Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного
механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей
(потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных
продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Методологические основы спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Основные понятия спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Эластичность: понятие; факторы, влияющие на эластичность спроса,
формы эластичности спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2. Взаимосвязь спроса и потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.1. Товар в системе маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2. Услуги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.3. Изучение потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 3. Спрос на молочную продукцию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 130.49 Кб (Скачать)

                                                        Введение. 
     В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. 
Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, 
что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.

    Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей 
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и 
услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

     Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и 
предложения. Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного 
механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей 
(потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных 
продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

         Изучение спроса потребителей, а  также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки,  — важнейшая задача фирмы в  условиях конкуренции. Спрос,  в свою очередь, зависит от  качества продукции, ее цены, доходов  покупателей, цен на аналогичные  товары, потребительских вкусов  и предпочтений и т.п. Трудно  перечислить все факторы, определяющие, почему та или иная продукция  покупается. От того, насколько качественно  составлен прогноз спроса на  продукцию фирмы, зависит ее  будущая выручка от реализации  и соответственно прибыль. 

Цель  курсовой работы: изучить спрос на товары.

Перед автором стоят следующие задачи:

  1. Узнать и изучить методологические основы спроса;
  2. Исследовать взаимосвязь спроса и потребителей;
  3. Проанализировать спрос на молочную продукцию.

 В качестве объекта курсовой работы автор выбрал: молочная продукция.

Предметом исследования является - спрос на товары.

Автор использовал  в работе метод анализа.

В работе подробно рассмотрен товар в системе  маркетинга, изучены факторы покупательского  поведения. Исследовано как происходит процесс выбора товара и принятие решения о покупке.

Структура: введение, 3 главы, заключение, список используемой литературы.

Актуальность  выбранной темы заключается в том, что обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке. 

 

Глава 1.  Методологические основы спроса  

1.1.Основные понятия спроса

        Спрос (demand, D) – желание потребителей приобрести определенные товары и услуги за определенную цену. Индивидуальный спрос – спрос на определенные товары и услуги. Например: спрос на автомобили, пшеницу и т.д. Совокупный спрос – спрос на все производственные товары и услуги. Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 15 тыс. долларов, однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует.

        Закон спроса (law of demand) – обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода.

Суть  его состоит в следующем: при  прочих равных условиях величины спроса будет больше при низких ценах  и меньше при высоких. 1

Закон спроса действует: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров  и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).

         Закон спроса не действует  в трех случаях:

  1. при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;
  2. для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия);
  3. при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).2

         Между ценой и величиной спроса  существует отрицательная, или  обратная, связь. Ее можно изобразить  в виде кривой спроса. Кривая  спроса (demand curve, DD) показывает, какое количество определенного товара или услуги покупатели готовы купить по разным ценам в пределах данного периода времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (величину спроса) – по горизонтальной оси.

                     Рис. 1

3

                                                         Кривая спроса

В общем  виде: Qd = F (P)

Где:        Qd – величина спроса  (demand)

                P – цена (price)

       Функция спроса – функция,  определяющая величину спроса  в зависимости от влияющих  на него различных факторов. Важнейшим  из них является цена на  единицу блага в данный момент. Мы выяснили, что чем ниже цена, тем выше величина спроса, и  наоборот. Изменение цен означает  движение кривой спроса.  
 

4

                Рис. 2

Движение  кривой спроса 

     На изменение спроса влияют  не только цены, но и иные  факторы:

  1. увеличение (или сокращение) доходов потребителей. При росте доходов покупатели обычно предъявляют больший спрос на ранее недоступные им товары. Рост величины спроса вызывается и улучшение качества товара. Такова обычная логика поведения покупателей. Под влиянием роста доходов и качества товаров кривая спроса сдвинулась в положение вправо-вверх. Иными словами, теперь при тех же уровнях цен величины спроса стали выше, то есть покупатели готовы приобрести большее количество данного товара. Например, рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров – мебель, бытовую технику – при всех возможных ценах на них;
  2. изменение вкусов и предпочтений. Этот фактор формирования спроса, пожалуй, наименее предсказуемый, а часто самый изменчивый. Именно через него на спрос влияет такой мощный механизм современной экономики, как мода. К сожалению, закономерности проявления данного фактора настолько мало поддаются изучению методами экономической науки, что экономисты полностью предали эту проблематику психологам, но забывать об этом факторе нельзя, поскольку он постоянно оказывает мощное влияние на развитие товарных рынков. Например, в последнее десятилетия рост интереса людей к профилактике заболеваний породил огромные рынки «здоровой пищи», «товаров для аэробики и оздоровительной гимнастики». А возросшее внимание к проблемам экологии поставило на грань гибели производство одежды из натуральных мехов и вызвало расцвет индустрии искусственного меха.
  3. колебания расходов на рекламу;
  4. изменение цен товаров – субститутов;
  5. рост (или уменьшение) количества покупателей. Это самый простой из факторов формирования спроса. Его действие состоит в том, что даже при том же самом среднем уровне доходов абсолютное увеличение численности покупателей ведет к повышению спроса (кривая спроса сдвигается вправо-вверх)

Эти факторы  способствуют сдвигу кривой вправо или  влево.

        На графике влияние неценовых  факторов на спрос может быть  изображено как сдвиг кривой  спроса вправо (рост спроса) или  влево (снижение спроса).

                  Рис. 3

5

                                                 Влияние неценовых  факторов

        Например, увеличение денежных доходов  потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D  в положение D’. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, т.е. кривая перемещается из положения D в положение D’’.

        Рост цен на товар, который  является субститутом данного  товара, повышает спрос на данный  товар. Наоборот, повышение цен  на комплементарное благо сокращает  спрос на данное благо. На  изменение спроса влияют и  вкусы потребителей, однако их  влияние порой довольно трудно  определить однозначно. К тому  же один и тот же фактор  может оказывать разное влияние  на разные группы населения.6

Кривая  спроса позволяет ответить на два  вопроса:   

  1. Какова величина спроса при различных уровнях цен?
  2. Как изменится величина спроса при некотором изменении цены?
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Эластичность: понятие; факторы,  влияющие на эластичность  спроса.

          Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США). «Эластичность» в русском языке обозначает гибкость, плавность. Необходимость использования этого термина обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения, а на основе показателей, устанавливающих зависимость между относительными, процентными изменениями параметров, исключающих такие ограничения.

         Термин «эластичность» используется  в экономической науке для  измерения соотношения взаимообуславливающих  переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров.

         Наиболее удобной, унифицированной  единицей измерения эластичности  выступает процент. Процентное  исчисление способно показать  степень изменения любой экономической  переменной, независимо от того, какими были исходные единицы  измерения – в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской  практике чаще всего используют  процентное изменение одной переменной  в результате 1% - ного изменения другой.7

       Понятие эластичности связано  со спросом на товары в зависимости  от их цены. Мерой такого измерения  служит коэффициент эластичности спроса. А.Маршалл, развивший эту тему, писал в своих "Принципах экономической науки", что "эластичность” (responsiveness) может быть большей или меньшей в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает приобретаемое количество товаров при данном снижении цен и в большей или меньшей степени падает при данном повышении цен". 

На  степень эластичности спроса влияет целый  ряд факторов:

  1. Наличие товаров-субститутов (взаимозаменяемых товаров, например, чай и кофе); Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар. Этот фактор влияет на перекрестную эластичность спроса по цене;
  2. Размер дохода потребителя. В связи с этим мы говорим об эластичности спроса по доходу;
  3. Качество товара;
  4. Удельный вес товара в бюджете потребителя. Этот фактор влияет на ценовую эластичность спроса;
  5. Является ли товар предметом роскоши  или предметом первой необходимости; Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.
  6. Ожидание потребителя;

Информация о работе Спрос на товары и их характеристика