Автор: Кристина Котова, 28 Сентября 2010 в 18:42, курсовая работа
В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге.
Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать,
что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и
услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и
предложения. Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного
механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей
(потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных
продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Методологические основы спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Основные понятия спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Эластичность: понятие; факторы, влияющие на эластичность спроса,
формы эластичности спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2. Взаимосвязь спроса и потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.1. Товар в системе маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2. Услуги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.3. Изучение потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 3. Спрос на молочную продукцию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Но в данный момент ситуация
совершенно другая. В России с
прошлого лета на треть
Основная проблема рынка, по мнению экспертов, заключается в том, что молочные продукты сегодня стали менее доступными населению из-за падения покупательной способности людей. Основная масса населения бедная, поэтому продажи ограничены, и возможности молочной промышленности в полной мере не реализуются.
Дестабилизация рынка возникла в прошлом году. С августа 2007-го цены на цельное молоко выросли на 30%. Потребитель отреагировал просто - в России стали меньше покупать молока и молочных продуктов.
«В 1999 году произошел резкий спад покупательского спроса на молочную продукции, и с тех пор он не слишком вырос, – признал он. – А с начала 2008 года он упал еще на 10% по всем видам молочной продукции». 23
Считают, что на это оказали влияние мировые тенденции: сначала резко взлетели цены на сыры и продукцию, изготовленную с добавлением сухого молока, а затем резко упали. Соответственно, их производство снизилось.
Среди базовых условий развития отрасли производители называют установление справедливой закупочной цены на молоко. Сейчас оно имеет среднеевропейскую цену. Однако половина молочных ферм отсталые в техническом отношении и требуют модернизации, поскольку не соответствуют европейским стандартам, и их молоко стоит дешевле.
В России работает около 1800 молочных заводов, из них 54 выпускают 50% всей продукции отрасли. Остальные предприятия относятся к мелким и средним. Доля крупных концернов в регионах не превышает 20–40%. 24
Другой вопрос – платежеспособность населения. Несмотря на устоявшееся мнение о растущих доходах россиян, факт остается фактом – молоко могут позволить себе не все.
Производители очень озаботились восстановлением спроса на молочную продукцию. Для этого, в первую очередь, нужно:
Но также проблема в том, что монополизация молочного рынка невозможна, так как молоко – продукт скоропортящийся и длительной транспортировке не подлежит.
В России много
мелких успешных хозяйств. Дело не в
размере, а в эффективности.
Заключение
Роль маркетинга заключается в том, что
он призван привести производство в соответствие
со спросом. Усилия маркетинговых служб
направлены на создание такого ассортимента
товаров, который соответствовал бы общественному
спросу.
Общепринятое определение товара - продукт труда, произведенный для продажи - остается, несомненно, справедливым и в маркетинге. Одной из важнейших характеристик товара является возможность его использовать, потреблять: товар - это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность или товар - это комплекс полезных свойств вещи. Поэтому он автоматически включает все составные элементы, необходимые для материального удовлетворения нужд потребителя. Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами. Эти свойства, так или иначе, предстают перед покупателем и определяют его намерение купить товар и стать постоянным клиентом данного производителя. И поскольку для стабильного успеха предприятия необходимо заботиться о формировании постоянной клиентуры, особое внимание на конкурентном рынке придается таким качествам, как: цвет, упаковка, дизайн, эргономические особенности (удобство пользования, обслуживания, ремонта), сопровождающая документация (описание, инструкции по эксплуатации).
Другое важное положение, связанное с товаром, с позиций маркетинга - это необходимость проектировать его с четкой ориентацией на заранее выявленную целевую группу потребителей.
В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственных контактов со своими клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает, как именно покупает, когда именно покупает, где именно покупает и почему именно покупает. Таким образом, в настоящее время особое внимание следует обратить на изучение динамики потребительского рынка, и в частности динамики требований покупателя к товару. На поведение покупателя оказывают влияние четыре основные группы факторов: факторы культурного уровня (культура, субкультура и социальное положение), факторы социального порядка (референтные группы, семья, роли и статусы), факторы личного порядка (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения). Все они дают представление о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя. Причем факторы индивидуальных различий потребителей складываются и определяют общую тенденцию в целом. Таким образом, формируется и вырисовывается динамика требований покупателя к товару, которую необходимо изучать, выявлять общие закономерности и учитывать в частности при разработке новых товаров.
Список
используемой литературы
1. Алексунин В. А. Маркетинг: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 200 с.
2. Беляев
В. И. Маркетинг: основы
3. Гордин
А. М. Маркетинг: Учебник. –
2-е изд., перераб. и доп. –
М.: Издательско-торговая
4. Зубко Н. М.
Экономическая теория – Мн.: «НТЦАПИ», 1998 – 311 с.
5. Крылова Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Те6ория и практика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 655 с.
6. Ф. Котлер
Основы маркетинга. АО «КОРУНА», Санкт – Петербург. 1994. – 698 с.
7. Нуреев Р. М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учеб. Для вузов. – М.: Высш. шк., 1996. – 447с.
8. Носова С. С.
Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 864 с.
9. Носова С. С.
Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2006. – 313 с.
10. Панкрухин А. П. Маркетинг: Учебник. – М.: Олига - Л, 2003. – 656 с.
11. Федько В. П., Федько Н. Г., Шапор О. А.
Основы маркетинга. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 512 с.
12. Экономика: Учебник / Под ред. Доц. А. С. Булатова – М.: Издательство
БЕК, 1995. – 632 с.
13. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д–ра экон. наук проф. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – 896 с.