Спрос на товары и их характеристика

Автор: Кристина Котова, 28 Сентября 2010 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге.
Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать,
что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и
услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и
предложения. Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного
механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей
(потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных
продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Методологические основы спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Основные понятия спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Эластичность: понятие; факторы, влияющие на эластичность спроса,
формы эластичности спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2. Взаимосвязь спроса и потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.1. Товар в системе маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2. Услуги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.3. Изучение потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 3. Спрос на молочную продукцию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 130.49 Кб (Скачать)

                                                                                                                        вспомогательные

                                                                                                                             материалы

                   

                                                                                                                     производственные

                                                                                                                             услуги 

                                                     

                                                          интеллектуальные                                      сырье,

                                                    товары                                             комплектующие 

      Товары личного пользования могут  допускать и индивидуальное, и  семейное, и групповое пользование  и классифицируются в следующие  группы:

     Товары длительного  пользования – например, автомашины, пылесосы, садово-огородный инвентарь, средства вычислительной техники, электронные игры. Это обычно наукоемкая продукция, достаточно сложная в употреблении (пользовании). Ассортимент этих товаров постоянно растет, что определяет, с одной стороны, новыми возможностями научно-технического прогресса, с другой стороны, новыми потребностями людей.

    Товары краткосрочного  пользования. К их числу можно отнести одежду, обувь, косметику, моющие средства, продукты питания.

    Товары особого  спроса – товары с уникальными свойствами, например коллекции, раритеты.

    Услуги – действия, результатом которых является некоторый предполагаемый эффект. К ним относятся не только пошив обуви, ремонт мебели, уборка помещения, размножение информации, доставка товаров, но и качественно новые, например, наем телохранителей, частные детективные услуги.

    Товары производственного назначения подразделяются на следующие группы:

  1. основное оборудование. Оно предназначено для производства основных видов продукции. Например, токарные, фрезерные, шлифовальные станки, электротехнологическое оборудование, вычислительная техника.
  2. вспомогательное оборудование. К нему могут быть отнесены, например, воздуховоды, распределительные устройства, лифты, трубопроводы.
  3. узлы и агрегаты. Они включают в себя сборку, комплектующие соединения, обладающие конструктивной и технологической завершенностью: коробки передач, блоки автоматики, дисплеи.
  4. основные материалы. Это материалы, которые образуют основную объемную или массовую составляющую долю и выпускаемой продукции (мука, древесина, пластмасса)
  5. вспомогательные материалы, необходимые для производственного процесса (смазка, упаковочные материалы)
  6. сырье – природный материал, нуждающийся в переработке и необходимый для производства.
  7. услуги – это предлагаемые к продаже товары, которые состоят из действий, преимущества или возможности удовлетворения. Примерами подобных товаров могут служить стрижка в парикмахерской, оформление налоговой декларации и ремонт жилья.
  8. производственные услуги – осуществление разнообразных технологических операций, например, обеззараживание территории. Сфера оказания производственных услуг за последнее время значительно выросла.
  9. интеллектуальные товары, к которым можно отнести методики испытаний, наблюдений, проведение технологических операций, а также программы для ЭВМ. За последнее время рынок этих товаров выявляет тенденцию к значительному расширению ассортимента.

     Классификационная схема позволяет  достаточно четко систематизировать  многообразие товаров. Однако  и она, как любая другая, все-таки  достаточно условна. В частности,  персональный компьютер может  служить не только как товар  личного потребления, но и одновременно  использоваться для производственных  целей (сбор деловой информации, ее переработка и использование).13

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Услуги

    Услуги, поскольку они производятся  за деньги и имеют в полнее  определенные потребительские свойства, также являются товарами. Услуги  существенно отличаются от товаров,  имеющих материальное воплощение. Основное их отличие заключается  в том, что очень многие услуги  являются не осязаемыми, довольно  часто оказываются потребителем  в процессе их производства, а  не после, как это бывает  с материальными товарами, то  есть они не отделимы от  субъекта, оказывающего услуги. Кроме  того, они не передаются в собственность,  их невозможно накапливать и  хранить, они не постоянны по  качеству. Услуги как товары отличаются  чрезвычайным разнообразием, что  обуславливает их неоднозначный  характер: то, что хорошо при указании  одного вида услуг, может оказаться  совершенно неприемлемым и даже  вредным (разрушительным для бизнеса)  при оказании другого вида  услуг.

     Неосязаемость может выражаться  в том, что услуги нельзя  увидеть, почувствовать, попробовать,  услышать или уловить запах,  пока они не будут приобретены.  Другими словами, неосязаемость  услуги означает, что нечто приобретаемое  нельзя потрогать, четко и однозначно  определить качество, полезность.

     Поскольку многие услуги потребляются  в процессе производства, их нельзя  вернуть, как материальный товар,  если у потребителя вдруг возникнут  претензии. Вместе с тем некоторым  услугам присуще характеристики  материальных товаров. К их  числу относятся сервисные услуги  и услуги по ремонту бытовой  техники, автомобилей. Так, услуги  оказываются в отсутствии потребителя,  они довольно часто имеют материальную основу (замена некоторых деталей), а значит, потребитель получает право на гарантию, что исключено при оказании услуг в парикмахерской. Следовательно, многие услуги представляют собой комбинацию осязаемых и неосязаемых элементов.

     В отличие от материального  производства индустрия услуг  имеет еще одну особенность,  суть которой заключается в  широком вовлечении клиентов  в процесс производства услуг.  В силу этой причины действия  одних людей (специалистов по  оказанию услуг) для других (клиентов) приводят к различным результатам,  неодинаковым и непохожим на  предшествующие. Другими словами,  качество одинаковых по типу  и содержанию услуг может колебаться  довольно в широких пределах. Качество же при этом во  многом зависит от того, кто  представляет услуги, когда и  где.

     Услуги, как правило, несохраняемы. Их нельзя изготовить заранее,  хранить на складе, чтобы предложить  рынку в момент повышенного  спроса на них. Услуги нельзя  ставить на витрину. Все это  формирует особые требования  к бизнесу по оказанию услуг.

     Очень важно для повышения  удовлетворенности потребителей  продажу материальных товаров  сопровождать услугами, которые  называются сервисными. Здесь речь  идет о послепродажном обслуживании  сложной бытовой техники, телевизоров,  автомобилей. Пока покупатель  не освоил приобретенное дорогое  и сложное оборудование, ему надо  помочь в его применении, чтобы  новая покупка доставила ему  истинное удовольствие, а не породило  новые проблемы. Более того, ему  нужно так предложить материальный  товар и так обслужить при  покупке, чтобы у него на  долго сохранились самые приятные  воспоминания. В связи с этим  появилось понятие пакета товаров.  Пакет товаров агрегирует в  себе как потребительные свойства  материального товара, так и предпродажное  и послепродажное обслуживание  покупателе.14  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Изучение потребителей.  

     Маркетинговый подход к решению задач, стоящих перед современными организациями, фирмами и индивидуальными предпринимателями, основан на изучении, формировании, развитии и удовлетворении потребностей тех экономических субъектов, которые выбраны в качестве потенциальных клиентов.

Клиентами могут быть отдельные граждане, семьи, фирмы, общественные организации и  государственные учреждения, которые  испытывают различные потребности. Под потребностью же понимается нужда, принявшая специфическую, конкретную, предметную форму в соответствии с  культурным уровнем и личностью  индивида.

     Потребности бывают и классифицируются  как: первичные и производные;  материальные и духовные; физиологические,  психологические и интеллектуальные; индивидуальные (в одежде, отдыхе) и  коллективные, трудно делимые (права  человека, безопасность, стабильность, правопорядок, мир); насыщаемые (еда,  сон, уважение) и ненасыщаемые (в  отношении денег, знаний, власти, славы, безопасности, наркотиков).

     Ученые установили, что поскольку  различные товары способны удовлетворять  потребности различных людей,  они (товары) содержат некое общее  качество. Способность товара удовлетворять  потребности была названа полезностью. Различают совокупную полезность, получаемую потребителем от всего количества потребляемых товаров (или услуг) и предельную полезность – удовлетворение, получаемое потребителем от последней единицы потребляемого блага.

     Чем больше потребитель потребляет  товара, тем больше его совокупное  удовлетворение, но каждая дополнительная  единица приносит меньшее удовлетворение, чем предыдущая.

Потребление того или иного блага прекращается тогда, когда субъективная оценка его  полезности становится меньше его рыночной цены. Из множества субъективных оценок какого-либо блага рождается объективная  общественная оценка товара и формируется  его рыночная цены. При этом оценки потребителей первичны, а цены вторичны. Именно оценки предлагаемой предельной полезности того или иного блага  формируют спрос на товар или  объем спроса на него. Связь между  оценкой предельной полезности (рыночной ценой товара) и объемом спроса на него может быть представлена графически как кривая спроса – функция, показывающая зависимость между ценой и  величиной спроса на товары или услуги.

     Потребности безграничны и многие  из них не насыщаемы, но ресурсы  потребителей ограничены как  минимум пространством, временем  и особенно бюджетом – государственным,  корпоративным, семейным; им приходится  выбирать из всех имеющихся  на рынке благ такую комбинацию, которая принесет им наибольшую  полезность.15             

                        Рис.6                                              

             График предельной полезности 

16

           График совокупной полезности

Классификация потребителей.

     Потребители резко отличаются  друг от друга возрастом, уровнем  доходов и образования, вкусами,  характерами. Одной из важнейших  задач маркетинга является изучение  важных вопросов: кто, как, где,  когда и почему именно покупает? Аргументированные ответы на  эти ключевые вопросы составляют  содержание вопроса «покупательское  поведение»

По стратегии  поведения на рынке обычно выделяют пять типов потребителей:

  1. индивидуальные потребители, которые приобретают товары исключительно для своего личного потребления. Это  одинокие и живущие отдельно от семьи люди. В России их доля составляет около 1/5 всего взрослого населения.
  2. семьи или домохозяйства – основной тип потребителей продуктов питания и непродовольственных товаров, за исключением одежды и личных вещей. Решения принимаются либо супругами совместно, либо главой семьи, фактически же ей часто является женщина. Родители принимают решения о покупках за детей, не достигших 12 лет. Мнения детей в возрасте 12 - 18 лет учитывается, а по отдельным вопросам могут стать решающими.
  3. посредники осуществляют закупку в целях следующей перепродажи. Их в основном интересуют не потребительские качества товара, а его обменные характеристики – спрос, цена, рентабельность, срок хранения.
  4. снабженцы закупают промышленные товары (товары производственного назначения). Это, как правило, профессионалы узкого профиля, очень хорошо знающие  определенную товарную группу.
  5. представители государственных и общественных учреждений – это обычно профессионалы широкого профиля. Особенность их поведения заключается, прежде всего, в том, что чиновники расходуют не собственные, а общественные средства, процедура закупок формализована и не лишена бюрократизма.17

Информация о работе Спрос на товары и их характеристика