Спрос на товар и его характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 18:54, реферат

Краткое описание

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.

На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос, и наоборот.

Файлы: 1 файл

курсовая интернет.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

Спрос на товар и его  характеристика.

     Спрос – это одна из сторон процесса рыночного ценообразования.

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.

     На  спрос влияют многие факторы, главным  из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос, и наоборот.

     Обратная  связь между ценой и величиной  спроса называется законом спроса.

Эту зависимость  можно изобразить на графике в  виде кривой спроса , где P (price) - цена, Q (quantity) - количество, величина спроса, d (demand) - спрос.

     Каждая  точка на вертикальной линии означает конкретную цену, а на горизонтальной – количество продукта, которое потребитель может купить по этой цене.

     Кривая  наклоняется вниз и вправо, т.к. изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. Графически изменение величины спроса выражается в «движении по кривой спроса» (точки A, B, C). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса». «Движение самой кривой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса». Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от к . Желание приобрести меньше товара, уменьшить спрос и сдвинет кривую спроса влево: от к .

     Вывод:

    1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходит под влиянием цены товара.
    2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходит под влиянием неценовых факторов.

     К неценовым факторам относят:

      • Потребительские вкусы;
      • Число покупателей;
      • Доход покупателей;
      • Цены на сопряженные товары;
      • Ожидания.

     Рассмотрим их влияние на спрос:

  1. Потребительские вкусы очень субъективны, и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация снизит спрос и сместит кривую влево.
  2. Рост числа покупателей вызовет увеличение спроса (например, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на медикаменты). Обратная ситуация снизит спрос на медикаменты.
  3. Доход влияет сложнее. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары. По реакции (эластичности) потребителя на изменение дохода товары делят на:
    • «нормальные» товары (спрос увеличивается с ростом дохода);
    • Товары первой необходимости (темп роста спроса меньше темпа роста дохода);
    • Предметы роскоши (темп роста спроса больше темпа роста дохода);
    • Товары «низшего качества» (спрос снижается с ростом дохода).
  4. Цены сопряженные товары. Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос.

      Вывод: когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (например, рост цен на кофе увеличивает спрос на чай).

    В отличие  от взаимозаменяющих товаров взаимодополняющие сопутствуют друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки.

          Вывод: когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

  1. Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос. Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы.

    Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов  ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Для определения  чувствительности одного из рассмотренных  факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность».

Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствительность спроса на изменение цены или дохода и перекрестная (косвенная) эластичность.

      Эластичность  спроса по цене показывает, на сколько процентов, изменится спрос при изменении цены на 1%. Например, нужно определить, насколько изменится количество продаж телевизора, если его цена возросла на 10%.

      Эластичность  спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1%. Например, надо определить, как изменится спрос на телевизор, если доходы населения возрастут на 12%.

      Перекрестная  эластичность спроса позволяет измерить, насколько чувствителен спрос на продукт A к изменению цены на продукт B.

      Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности.

Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса (%) к снижению цен (%):

Реакция потребителей на изменение цены на товар может  быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичную эластичность.

  • Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы (предметы первой необходимости).
  • Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы (предметы роскоши).
  • Спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент равен единице.

Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет  знак «минус», т.к. цена и количество продаж изменяются в противоположном  направлении. Но для простоты анализа  Кед рассматривается как положительная величина.

      Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается следующей формулой:

Качественные  товары имеют положительную эластичность, т.к. рост доходов и спрос на них  изменяются в одном направлении. Некачественные товары – отрицательную, т.к. рост доходов снижает на них спрос.

Предложение товара и его кривая.

     Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке.

Чем выше цена, тем  большее количество продукции производители  захотят поставить на рынок, и наоборот.

      Прямая  зависимость между ценой и  количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

      Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой предложения  S, где S (supply) – предложение, P (price) – цена, Q (quantity) – количество.

      В отличие от кривой спроса кривая предложения  поднимается вправо вверх. Графически изменение объема предложения выражается в движении «по кривой предложения» SS. «Объем предложения» меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Кривая предложения сдвинется вправо от SS к , если при тех же затратах на рынке предлагается больше продукции. Уменьшение же предложения товара сместит кривую предложения влево от SS к . Движение кривой предложения происходит тогда, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении предложения».

     Вывод:

    1. Движение «по кривой предложения» и изменение «объема предложения» происходит под влиянием цены товара.
    2. Движение «самой кривой предложения» и «изменение предложения» происходит под влиянием неценовых факторов.

Рассмотрим  воздействие на предложение  неценовых факторов:

    1. Цены на ресурсы. Их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. Повышение цен на ресурсы окажет обратное воздействие.
    2. Технология. Ее совершенствование снижает цену на ресурсы и оказывает влияние, рассмотренное в п.1.
    3. Налоги и дотации. Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Кривая перемещается влево.
    4. Цены на другие товары. Фирма может сократить производство баскетбольных мячей, если повышается цена на футбольные.

Степень изменения  объема предложения в зависимости  от увеличения цены характеризует  эластичность предложения. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения ( ):

     Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения.

     Предложение считается абсолютно  эластичным, когда малейшее изменение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения.

      По  возможности фирмы отреагировать  на конъюнктуру рынка выделяют три  периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

      В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что в краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично.

      В среднесрочный период фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.

      В долгосрочный период фирма может перестроить производство за счет замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в этот период становится максимальной.

     Вывод: спрос растет, когда цена товара понижается, а предложение увеличивается с ростом цены.

      Общая закономерность изменения величин  спроса на рынке определенного товара в зависимости от величин цен  на него называется спросом. Эта закономерность проявляется в том, что какой  объем товаров покупатели готовы и способны купить при определенном уровне цены. Зависимость величины спроса от уровня цены описывается первым законом экономики – законом спроса: при повышении цен величина спроса уменьшается, а при снижении цен – возрастает. Спрос на товары зависит от их полезности и цены выбора.

      Общая закономерность изменения величин  предложения на рынке определенного  товара в зависимости от изменения  величин цен на него называется предложением. Эта закономерность проявляется  в том, какой объем товаров  продавцы (изготовители) готовы предложить на рынок при определенном уровне цены. Зависимость величины предложения от уровня цены описывается законом предложения: при повышении цен величина предложения возрастает, а при снижении цен – уменьшается.

  
 
 
 

      

Информация о работе Спрос на товар и его характеристика