Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:10, реферат
Цель данной работы заключается в развитии теоретических и методических аспектов оценки эффективности деятельности предприятия торговли, включая разработку системы показателей и ее структурирование в соответствии с интересами пользователей информации.
Введение
В период переходной экономики обостряются проблемы адаптации традиционных подходов экономики и управления к действующим условиям с учетом предпринимательского характера, начал профессионального менеджмента, информатизации торгового бизнеса, характера и содержания труда в действующих условиях функционирования. Без соответствующих механизмов оценки и управления эффективностью затрудняется определение возможностей дальнейшего развития предприятия.
Актуальность выбранной
темы заключается в решении
В условиях, когда предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия, их благополучие и коммерческий успех всецело зависят от того, насколько эффективна их деятельность.
Основной целью оценки эффективности деятельности торгового предприятия является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе комплексного анализа, который необходимо проводить при помощи системы показателей, всесторонне отражающих состояние и развитие субъекта оценки. В связи с этим вопросы построения системы показателей эффективности деятельности предприятия торговли приобретают особую значимость в современных условиях хозяйствования.
Цель данной работы заключается в развитии теоретических и методических аспектов оценки эффективности деятельности предприятия торговли, включая разработку системы показателей и ее структурирование в соответствии с интересами пользователей информации.
Современные подходы к оценке эффективности деятельности торгового предприятия
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности, конкурентоспособности на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предприимчивости, инициативы. В условиях, когда предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда, они несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия. Их благополучие и коммерческий успех всецело зависят от степени эффективности их деятельности.
Основной целью оценки эффективности деятельности торгового предприятия является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе всестороннего анализа, который необходимо проводить при помощи системы показателей, отображающих состояние и развитие субъекта оценки. В связи с этим вопросы построения системы показателей эффективности деятельности предприятия торговли приобретают особую значимость в современных условиях хозяйствования.
Вопросы методики оценки эффективности
деятельности вообще и оценки эффективности
деятельности предприятий торговли
в частности относятся к
Обзор экономической литературы
по вопросам оценки эффективности деятельности
предприятий торговли показал, что набор
показателей и методика их расчета представлены
достаточно широко по отдельным видам
ресурсов и отдельным обобщающим показателям
эффективности. При этом большинство показателей
построено на основе ресурсного подхода,
что приводит к ограниченности результатов
оценки в части эффективности затрат предприятия.
В настоящее время нет единства подходов
к определению эффективности, характеристике
ее видов в зависимости от различных признаков,
классификации показателей эффективности.
Несмотря на проведенные исследования,
в области определения эффективности
отсутствует обобщенная система показателей
оценки эффективности.
В связи с этим назрела необходимость
в систематизации видов эффективности
и разработке системы показателей ее оценки
в современных условиях.
Оценка эффективности деятельности предприятий торговли, осуществляется на основе определенных принципов. В экономической литературе предлагаются различные варианты сочетания принципов оценки эффективности. Это: системность, комплексность, достоверность, объективность, релевантность, научность, оперативность, сопоставимость, принцип древовидной структуры, принцип обозримости, принцип разумного сочетания абсолютных и относительных показателей, принцип адекватности.
На рисунке 1 представлена последовательность проведения оценки эффективности деятельности предприятий на основе существующих в экономической литературе методик проведения анализа ее эффективности.
Рисунок 1 - Блок-схема оценки эффективности деятельности предприятия торговли
Для получения системной
оценки деятельности предприятия нами
предлагается комплексный подход к
оценке результатов деятельности организации
с позиций различных
- руководства предприятий;
- владельцев предприятий;
- коммерческих партнеров, кредиторов,
поставщиков;
- налоговых и таможенных служб;
- потребителей.
С этой точки зрения необходимо
выделить основные элементы предприятия
как системы экономических
Существование двух основных подходов
к формированию показателей оценки эффективности
деятельности предприятий торговли (ресурсного
и затратного) предопределяет необходимость
соответствующего деления основных видов
ресурсов, входящих в экономический потенциал
торгового предприятия, на две группы:
примененные ресурсы и потребленные ресурсы.
Наглядно такое деление представлено
на рисунке 2.
Рисунок 2 - Показатели, характеризующие ресурсы торгового предприятия
Обзор имеющихся в экономической литературе точек зрения и методик показал, что в настоящее время преобладает ресурсный подход, при котором рассчитываются, в основном, общие показатели эффективности основных фондов (фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность) и реже - частные показатели эффективности (коэффициенты использования площадей, оборудования и т.д.). На наш взгляд, при комплексной оценке эффективности использования основных фондов для более глубокого и качественного анализа необходимо использовать как ресурсный, так и затратный подходы к построению показателей эффективности использования основных фондов.
С точки зрения ресурсного подхода предлагается следующая система показателей оценки эффективности использования основных фондов:
1. Показатели, характеризующие
степень использования
- товарооборот на 1 м2 торговой
площади;
- прибыль на 1 м2 торговой площади;
- коэффициент использования торговой
площади;
- коэффициент установочной площади магазина;
- доля торговой площади в общей площади
предприятия.
2. Показатели, характеризующие
степень использования
С точки зрения затратного подхода система показателей оценки эффективности использования основных фондов выглядит следующим образом:
1. Показатели, характеризующие
степень использования
- отдача затрат по аренде и содержанию
торговых площадей;
- рентабельность затрат по аренде и содержанию
торговых площадей;
- доля затрат на содержание торговых площадей
в общей сумме затрат на аренду и содержание
площадей предприятия.
2. Общие показатели
а) рассчитанные на основе амортизационных
отчислений:
- амортизациоотдача;
- амортизациоемкость;
- амотизациорентабельность
б) рассчитанные на основе полной суммы
затрат по содержанию основных фондов:
- отдача затрат на содержание
основных фондов;
- емкость затрат на содержание основных
фондов;
- затраты на содержание основных фондов
на 1 работника предприятия;
- рентабельность затрат на содержание
основных фондов.
Обобщение
существующих методик оценки эффективности
использования оборотных средств торгового
предприятия позволяет выделить следующие
основные показатели, рассчитанные на
основе ресурсного подхода:
- время обращения оборотных средств;
- скорость обращения оборотных средств;
- коэффициент эффективности использования
оборотных средств ;
- коэффициент участия (загрузки) оборотных
средств в каждом рубле оборота.
Так как стоимость оборотных средств авансируется на период одного оборота, и относится на текущие затраты предприятия, то, на наш взгляд, возможен расчет дополнительных показателей, с позиций затратного подхода, а именно:
1) производительность
потребленных оборотных
2) рентабельность
потребленных оборотных
Существующие методики оценки эффективности
использования трудовых ресурсов предприятия
торговли включают ряд показателей рассчитанных
в основном с позиций ресурсного подхода.
Реже в практике экономического анализа
встречается оценка эффективности использования
трудовых ресурсов на основе затратного
подхода. Следует отметить, что в настоящее
время в исследованной авторами экономической
литературе отсутствует системный комплексный
подход к оценке эффективности использования
трудовых ресурсов с позиций как ресурсного,
так и затратного подходов.
По мнению авторов, применение
затратного подхода построения показателей
эффективности использования
Традиционный набор показателей эффективности использования трудовых ресурсов предприятия торговли можно дополнить такими показателями, как зарплатоемкость и емкость затрат на содержание трудовых ресурсов предприятия. Эти показатели характеризуют объем затрат на оплату труда, или на содержание трудовых ресурсов, необходимый для получения единицы товарооборота, и учитываются при обосновании планового совокупного уровня затрат предприятия под плановый объем оборота предприятия. Методика расчета этих показателей представлена в табл. 1.
Таблица 1 - Система показателей эффективности использования трудовых ресурсов предприятия торговли и методика расчета
ТОП* - торгово-оперативный персонал;
ЗТР** - затраты
на содержание трудовых ресурсов.
Таким образом, предложенная
система показателей
Изучение, критическое переосмысление
методик оценки эффективности деятельности
предприятий торговли, предложенных разными
авторами советского периода, современными
экономистами и зарубежными учеными показало,
что при расчете комплексных показателей
эффективности деятельности предприятия
основное внимание уделяется экономической
эффективности функционирования предприятия,
и основные интегральные показатели построены
именно на экономических показателях.
Поэтому, на наш взгляд, необходимо и возможно
включение интегрального показателя оценки
качества торгового обслуживания учитывающего
мнение покупателей, как социальной составляющей
комплексных показателей эффективности
деятельности предприятия торговли. Авторами
разработана методика определения интегрального
показателя оценки качества торгового
обслуживания по мнению покупателей.
Для получения такой оценки можно использовать традиционный интегральный показатель качества обслуживания, основанный на показателях устойчивости ассортимента, охвата покупателей покупками, полноты дополнительных услуг, доли товарооборота, приходящегося на прогрессивные формы продажи, которые определяются путем наблюдений за покупателями и очень трудоемкой проверки соответствия фактического ассортимента утвержденному ассортиментному перечню. Но можно и представить потребителей в качестве источника информации и рассчитать показатель уровня торгового обслуживания по результатам анкетирования покупателей. Методику расчета интегрального показателя оценки покупателями качества торгового обслуживания конкретного предприятия можно представить в следующем виде:
Информация о работе Современные подходы к оценке эффективности деятельности торгового предприятия