Сервисная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Эволюция маркетинга, как науки, так и практики не могла не сказаться на формулировках определения понятия маркетинг. В экономической литературе можно выделить классические и современные определения маркетинга. В классическом понимании он определяется либо как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю, либо как социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги путем их разработки, продвижения и реализации".

Оглавление

Введение…………………………………………………………………. 2
Определение маркетинга …………………………………………….. 2
Основные категории маркетинга ……………………………………… 7
Заключение …………………………………………………………... 14
Список использованной литературы ……………………………….. 15

Файлы: 1 файл

базовые категории маркетинга.docx

— 80.79 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………. 2

Определение маркетинга  …………………………………………….. 2

           Основные категории маркетинга ……………………………………… 7

Заключение …………………………………………………………...  14

Список использованной литературы ……………………………….. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эволюция маркетинга, как науки, так и практики не могла не сказаться на формулировках определения понятия маркетинг. В экономической литературе можно выделить классические и современные определения маркетинга. В классическом понимании он определяется либо как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю, либо как социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги путем их разработки, продвижения и реализации". Эти определения носят несколько ограниченный характер. Их генетические недостатки заключаются в преувеличении роли товародвижения и каналов сбыта, недооценке взаимодействия покупателей и продавцов и влияния на маркетинг различных социальных  групп    (профсоюзы, акционеры, объединения потребителей и т. д.).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАРКЕТИНГА

 

Современные определения  маркетинга содержат, как правило, более  широкий диапазон функций:

Маркетинг представляет собой процесс планирования и  воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров  и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.

Маркетинг это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена.

Маркетинг - процесс  планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и  реализация идей, товаров и услуг  посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.

Маркетинг - вид  деятельности, направленный на удовлетворение потребностей посредством обмена.

Маркетинг - осуществляемая крупными компаниями система мероприятий  по изучению рынка и активному  воздействию на потребительский  спрос с целью расширения сбыта  производимых ими товаров.

Маркетинг - совокупность планомерных организационно-технических  действий предприятия по изучению рынка, производству продукции с учетом рыночного спроса и продвижению  товаров к потребителю с целью  получения максимальной прибыли.

Маркетинг - предпринимательская  деятельность, связанная с направления  потока товаров и услуг от производителя  к потребителю.

Маркетинг - выявление, прогнозирование и удовлетворение потребительского спроса с прибылью для фирмы (организации).

Маркетинг - процесс  согласования возможностей компании и  запросов потребителя.

Это теоретическое  изобилие приводит к существенным разногласиям в отношении маркетинга. Так многие специалисты считают, что это  понятие должно включать и непредпринимательскую  деятельность. Их оппоненты делают акцент на традиционные области применения, т.е., на отношения купли - продажи  и считают; что маркетинг должен ограничиваться исследованием экономических  потребностей и желаний, а поскольку  не все отношения обмена носят  такой характер, то и принципы маркетинга не могут быть применимы ко всем ситуациям.

Маркетинг, как наука, оперирует  рядом социально-экономических категорий, а именно: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок, маркетинг, потребитель. Схема взаимосвязи  этих категорий представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Взаимосвязь  основных категорий маркетинга

 

Поскольку изучение маркетинга базируется на этих основных понятиях, рассмотрим каждое из них подробнее.

Человек в процессе жизнедеятельности  постоянно испытывает различные  нужды. Нужда, или иными словами, необходимость, нехватка чего-либо заставляет нас испытывать дискомфорт. Комфортное существование человека достигается удовлетворением нужд. Нужды разнообразны, но можно выделить три основных вида:

  • физиологические нужды, такие как пища, тепло и безопасность, являются основными. Без удовлетворения этих нужд человек существовать не может;
  • социальные нужды – влияние, духовная близость и привязанность – важны для человека, как существа социального;
  • необходимость знаний, навыков, самовыражения – это личные нужды, они присущи человеку в силу его разумности.

Таким образом, нужды человека проистекают из его природы и  не могут быть привнесенными «извне» (ухищрениями маркетологов, например). Человек, испытывающий нужду в чем-либо, ищет способ удовлетворения нужды или  пытается подавить ее. Нужды всех людей  сходны, они не зависят от уровня развития личности или общества, национальности, вероисповедания, стереотипов поведения. Чего не скажешь о потребности.

Одна и та же нужда у  различных людей рождает разные потребности. Они меняются с течением времени, зависят от обычаев и  культурного уровня общества, личностных качеств человека и многих других факторов. Голодный первобытный человек  испытывал потребность в куске  сырого мяса, на заре цивилизации эта  нужда выражалась в потребности  того же мяса, например, но уже термически обработанного, и куска хлеба, современный  же человек испытывает потребность  в пище, не только приготовленной на огне, но и разнообразной, полезной, вкусной. Нужду в белковой пище грузин предпочтет удовлетворить шашлыком, украинец – киевской котлетой, американец съест хот-дог, а вегетарианец любой  национальности не испытывает потребности  в мясе.

Чем более развито общество, тем больше потребностей у его  членов, тем разнообразней и сложней  эти потребности. Менее актуальные потребности человек может подавлять  некоторое время, более насущные побуждают человека искать пути их удовлетворения. Маркетологами создано  множество теорий мотивации потребностей, наиболее популярной из которых является теория А. Маслоу.

Теория состоит в построении своеобразной иерархической лестницы человеческих потребностей. Наиболее значимыми для человека являются физиологические потребности –  они в основании лестницы (рисунок 2). Удовлетворив их, человек чувствует  потребность в самосохранении, т. е. в одежде, крыше над головой, безопасной и чистой среде обитания. Следующими по значимости являются социальные потребности, потребность в самоутверждении. Наиболее развитым индивидам присущи  также потребности в самопознании и принесении пользы обществу, венчающие собой пирамиду иерархии.…………………………………………………. 
 
 
 
 

         Рисунок 2 – Иерархия человеческих потребностей

 

Теория А. Маслоу, как и  любая другая, не отражает положение  вещей абсолютно объективно. Воздействие  потребностей на человека не бывает только последовательным. Человек может  одновременно (параллельно) испытывать потребности всех уровней иерархии. Например, высокодуховный человек, даже будучи голодным, может думать о  пользе общества. То есть неудовлетворенность  даже низшей (физиологической) потребности  не мешает ему испытывать потребность  наивысшую.

Маркетолог не может повлиять на нужды людей, но он может создать  неограниченное число потребностей, соответствующих этим нуждам. Основная цель деятельности маркетолога – создание условий, гарантирующих абсолютное удовлетворение любых нужд и потребностей людей. Основными этапами реализации этой цели являются: определение потенциальных потребителей; анализ факторов, влияющих на формирование и развитие в будущем конкретных потребностей; разработка и налаживание производства товаров, удовлетворяющих эти потребности.

Развитие человеческого  общества приводит к постоянной трансформации  уже существующих и появлению  новых потребностей. Таким образом, потребности беспредельны, ограниченными могут быть только возможности их удовлетворения. Например, каждый конкретный потребитель выбирает товары в рамках определенного ценового сегмента, соответствующего его материальному положению. Иными словами можно сказать, что запросы потребителей ограничиваются их финансовыми возможностями.

Итак, потребность, обеспеченная покупательной способностью, – это  уже запрос. Запросу всегда соответствует  определенный товар. Сумма всех запросов представляет собой рыночный спрос.

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МАРКЕТИНГА

 

Сущность системы маркетинга раскрывается через совокупность социально-экономических  категорий, представленных на рис. 1.1.

 

Рис. 1.1. Основные категории  маркетинга

 

Рассмотрим краткую характеристику этих категорий, которые будут постоянно  использоваться в дальнейшем изложении  материала.

В основе маркетинга, лежат  нужды людей. Нужда - это испытываемое индивидуумом чувство нехватки чего-либо, необходимости чего-то.

Нужды людей многообразны и сложны, и заложены в самой  природе человека. Они могут быть классифицированы на:

    • физиологические нужды (пища, одежда, тепло, безопасность);
    • социальные нужды (духовная близость, влияние, привязанность);
    • личные нужды (знания, самовыражение).

Каждый из нас неоднократно переживал подобные чувства и, чем  большее значение имела та или  иная нужда, тем глубже оказывались  переживания. Из подобной ситуации могут  быть только два выхода - либо найти  средство удовлетворяющее нужду, либо подавить ее.

Потребность - это специфическая форма удовлетворения нужды, соответствующая культурному уровню и личности индивида. Испытываемое многими в жаркую погоду чувство жажды может быть удовлетворено жителем России хорошим холодным квасом, Германии - пивом, экваториальных островов где-нибудь в Индийском океане - молоком кокосовых орехов и т.д.

Общественный прогресс способствует развитию потребностей его членов. В свою очередь производители  предпринимают целенаправленные действия по созданию товаров и продуктов, способных удовлетворять эти  потребности, а также стимулированию желания приобретать их. Потребности  людей практически безграничны, а вот возможности для их удовлетворения ограниченны. Часто главным ограничителем  выступают финансы, поэтому индивид  будет выбирать те товары, которые  доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Возможность удовлетворить потребность  подводит нас к следующей базовой  категории запросу.

Запрос представляет собой потребность, подкрепленную покупательной способностью.

Запросы конкретного общества или региона в конкретный момент времени могут быть определены с той или иной степенью точности. Для примера можно взять статистический справочник и посмотреть объемы потребления тех или иных продуктов или услуг. Однако запросы населения являются не вполне надежными показателями. Людям надоедают вещи, которые сегодня не в моде или они ищут разнообразия для того, чтобы отличаться от основной массы. В памяти лиц среднего и старшего поколения Советского Союза еще памятны времена, когда прилавки обувных магазинов были завалены кирзовыми сапогами и валенками разных размеров, а люди испытывали потребность в более модных и современных товарах. Что же такое товар?

Товар - все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Между потребностью и товаром  могут быть различные степени  соответствия или может приносить  потенциальному потребителю различную  степень удовлетворения Рис. 1.2.

               Рис. 1.2. Степень удовлетворенности потребности товаром

 

Все товары, удовлетворяющие  нужду, называются товарным ассортиментом  выбора. В приведенном выше примере  об удовлетворении жажды - квас, пиво, молоко кокосовых орехов и будут ассортиментным выбором. Попадая в супермаркет  и испытывая целый комплекс нужд, связанных с организацией какого-либо торжественного мероприятия мы сталкиваемся самыми различными вариантами товарного  ассортимента выбора.

По мере развития общества увеличиваются и расширяются  потребности его членов. Отдельные  из потребностей становятся нас только актуальными, что побуждают (мотивируют) человека искать пути и способы их удовлетворения. Существует целый ряд  теорий мотивации потребностей. Наиболее известна теория мотивации потребностей Абрахама Маслоу.

Маслоу считает, что человеческие потребности располагаются в  определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для  человека. Сначала удовлетворяются  физиологические потребности, которые  имеют более высокую степень  значимости (рис. 1.3), а затем появляются побуждения к удовлетворению потребностей самосохранения. После удовлетворения этих потребностей движущими мотивами в деятельности человека последовательно  являются: социальные потребности, потребности  в уважении и потребности в  самоутверждении.

Задача маркетологов создать  условия, обеспечивающие полное удовлетворение реальных нужд и потребностей. Для  этого в каждом конкретном случае необходимо отыскать потребителей и  установить факторы, влияющие на формирование соответствующих потребностей, провести анализ и определить, как данные потребности будут развиваться  в будущем. На основе этого следует  обосновать и наладить производство соответствующих товаров, призванных более полно удовлетворить выявленные потребности.

Информация о работе Сервисная деятельность