Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:55, контрольная работа
Для характеристики социально-культурной сферы ( СКС) необходимо ее сопоставление с социальной сферой. Социальная сфера как экономическая категория представляет собой инфраструктуру общественной деятельности по удовлетворению социальных и духовных потребностей людей. Социальной сфере как области специфических экономических отношений свойственны некоторые общие экономические особенности , которые характеризуют определенные отрасли непроизводственной сферы
1.Характеристика социально-культурной сферы.
2.Классификация услуг по Ф. Котлеру.
3.Характеристика досуговых услуг.
Контрольная работа.
1. Характеристика социально-культурной сферы.
Для
характеристики социально-
( культуру, образование, науку , здравоохранение).
В связи с разработкой ОКПД социальную сферу не совсем корректно стали отождествлять со сферой услуг. Существует и более узкое понимание социальной сферы , ограниченное деятельностью по социальному обеспечению и социальной защите определенных слоев населения.
Понятие СКС используется , как правило, для характеристики общественной деятельности тех структур общества, в рамках которых осуществляется социально-культурное воспроизводство, то есть в нее включаются разнообразные социальные институты, специализирующиеся на данной функции. Иначе говоря, это совокупность предприятий, учреждений, организации и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.
К СКС относят образование, культуру ,здравоохранение, физическое воспитание и спорт, социальное обеспечение, СМИ и коммуникации и другие виды и сферы социальной деятельности по развитию человеческого потенциала как источника и конечной цели общественного развития.
В отличие от социальной сферы в состав СКС не входят такие отрасли и виды деятельности как государственное управление и финансы, ЖКХ, пассажирский транспорт.
Услуги в сфере социально-культурного сервиса служат удовлетворению потребностей двух уровней общественно значимых и индивидуально необходимых. Как целое, общество не только представляет своим гражданам созданное усилиями предшествующих поколений культурное пространство и обеспечивает сохранение и умножение культурных ценностей прошлых времен и народов, но и стремится ввести эти ценности в сознание каждого индивида , так как от уровня индивидуальной культуры зависит и уровень культуры общества в целом. Культура здесь выступает как предельно широкая философская категория , воплощающая в себе и культуру производства и культуру бытия в целом во всех его взаимосвязях и отношениях в рамках исторически конкретной социальной действительности.
Слово «культура» в переводе с латинского означает «обработка, возделывание, совершенствование, образование, воспитание.» Культура характеризует как степень развития той или иной сферы жизнедеятельности человека, так и самого человека. Следуя Д.С. Лихачеву, определим культуру как «сотворенную человеком материальную и духовную среду обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей.» Таким образом, с культурой тесно связаны нормы и ценности, включая общечеловеческие ценности.
В рамках социально-культурного сервиса обеспечивается удовлетворение через систему здравоохранения индивидуальных потребностей граждан в сохранении на приемлемом для нормальной жизнедеятельности уровне здоровья, потребностей в активной рекреации в спортивной деятельности, в освоении культурного, экономического и социального пространства человеческого бытия в границах его мирового населения через систему общественно организованных и индивидуальных форм туризма и экскурсий.
В социально-культурный сервис входят также услуги дошкольных учреждений и различных форм социального обеспечения всех категорий граждан. Сфера культурной деятельности постепенно выделилась в самостоятельную отрасль. Функционирование этой отрасли направлено на создание продукта , способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей. Ее отличие от других отраслей, например, образования, связано с тем, что эта деятельность направлена на всестороннее ( интеллектуальное , эстетическое , нравственное) воспитание человека и удовлетворение его духовных потребностей. Образование же требует систематических занятий. В сфере культуры выделяют такие категории: культурное наследие, публикации и литература, музыка, исполнительское искусство , изобразительное искусство , кинематограф и фотография , радио и телевидение, спорт и игры, природа и окружающая среда. Требования профессиональной этики работников обслуживания фиксируются в специальном документе( кодексе) . Приведем основные положения такого кодекса:
-Каждый заказчик должен почувствовать , что ему в ателье ( мастерской) искренне рады.
-Каждый посетитель – потенциальный заказчик.
-Приветливый
взгляд, добрая улыбка в сочетании
с деловым поведением создают
-Принимайте заказчика таким, каков он есть. Не старайтесь его переделать за несколько минут общения с ним. Будьте тактичны , вежливы и радушны, но вежливость не должна переходить в угодливость. Вежливость – самое надежное средство в общении с людьми различного возраста, характера и темперамента.
-Внимательность
работника – одно из основных
условий благоприятного
-Умейте владеть собой, проявлять выдержку и терпение. Берегите себя, не позволяйте себе чрезмерно раздражаться.
-Отвечайте на грубость выдержкой и вежливостью .
-Никогда не оставляйте без внимания претензии и возражения заказчиков.
-Искренне и своевременно извиниться – это не унижение, а достойное признание определенной вины; это и признак культуры.
-Каждый поступок работника должен быть мотивирован и не вызывать у заказчика сомнения в его справедливости.
-Придерживайтесь согласованного с заказчиком времени его прихода.
-Держитесь прямо , не опускайте голову вниз, когда вы на виду, а тем более разговариваете с заказчиком.
Старайтесь равномерно распределять свои физические и психические нагрузки , не забывайте о часах основного потока посетителей.
Работнику бытового
обслуживания недостаточно только
выучить положения этого
2.Классификация услуг по Ф.Котлеру.
Один из наиболее распространенных видов деятельности – это оказание услуг. Уже в древности существовали люди и целые организации, которые на профессиональном уровне предоставляли сложные , порой дорогостоящие услуги, требующие специальных знаний , профессиональных навыков и соответствующего оборудования.
Согласно Ф.Котлеру, «услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.» Существуют различные классификации типов и видов услуг, каждая из этих классификаций отражает специфический подход к анализу сервисной деятельности.
Услуги структурируются в укрупненные группы по ряду оснований.
В частности:
- по назначению
и пользователям, при этом
1)Услуги производственного назначения;
2) потребительские услуги
3)Деловые услуги
4)Социальные услуги.
По формам собственности выделяются три уровня:
1) государственные
2)частные услуги
3) услуги, оказываемые
структурами , основанными на
совместно- долевой
-По мотивам оказания услуг выделяются:
1) Мотивы приобретения услуги –удовлетворение личных или деловых нужд;
2) мотивы поставщика услуг;
По форме предоставления услуги:
1) обслуживание отдельных лиц или;
2) услуга общественного характера;
-По источнику предоставления услуги – люди или машины ;
-по обязательности или необязательности присутствия клиента при оказании услуги.
При этом критерий дифференциации по назначению и пользователям является, с одной стороны - определяющим, с другой – их связующим.
Услуги производственного назначения , являющиеся его необходимой функциональной составляющей, очень часто отождествляются непосредственно с производством. Одна из важнейших составляющих – услуги по эксплуатации и ремонту. Наряду с ними выделяются деловые консультационные услуги, связанные с обслуживанием производства – по управлению , маркетингу, юридические услуги. Эти услуги – плод современного этапа развития. Они требуют высокого качества и профессионализма. Часто приобретаются по контракту. В настоящее время включены в классификационную группу деловых услуг. К числу услуг производственного назначения постиндустриального уровня можно отнести лизинг, инжиринг, по существу представляющих консенсус деловых и производственных составляющих.
Потребительские услуги – это различного рода услуги, прежде всего связанные с реализацией личных интересов. Как правило, это услуги с принадлежащими товарами , требующими переделки, ремонта, например , ремонт автомобиля , часов, одежды, достройка дома. В современных условиях реализация потребительских услуг достаточно многопланова и разнообразна , определяется спецификой сфер, удовлетворяющих многообразные конкретные потребительские предпочтения.
Деловые услуги до недавнего времени рассматривались как вспомогательные по отношению к производству. С 70-х гг. выделились в самостоятельную группу. В нее входят: управленческие, юридические услуги, услуги с недвижимостью, услуги в финансовой, кредитной, страховой сферах, услуги, связанные с книгопечатанием, информационным обслуживанием , научными разработками, в свою очередь подразделяемые на деловые услуги производству и деловые услуги населению. Исключительную важность представляет блок услуг социальной сферы.
Это услуги в области культуры, науки, образования, здравоохранения, пенсионного обслуживания, благотворительности. Трансформационные процессы, происходящие в условиях современного постиндустрианализма,
обусловили выдвижение на первый план потребительских и деловых услуг.
Услуги же производственного характера, как и сама сфера промышленного производства, сокращаются и относительно и абсолютно. Наряду с предметной значительное развитие, в частности , в западной практике получила ориентация на фактор осязаемости или неосязаемости услуг. При
этом выделяются следующие пять категорий услуг, предоставляемые потребителям:
1) В виде осязаемого товара, например, продажа мыла, зубной пасты.
2) дополнения осязаемого товара услугами, например, доставка, ремонт, гарантии при покупке автомобиля, домашней техники.
3)гибрида – одновременного получения и товара и услуги, например, при посещении ресторана.
4)основная услуга
сопровождается получением
5)чистая услуга , например, психотерапевта, няни.
Исключительно
важное значение имеют такие характеристики,
как непостоянство, обеспечивающее не
только различное качество услуг, предоставляемых
различными субъектами, например врачами,
но и возможность выбора; несохраняемость
услуги, требующая особого порядка ценообразования,
которые важно учитывать при определении
маркетинговой стратегии.