Сервисная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:55, контрольная работа

Краткое описание

Для характеристики социально-культурной сферы ( СКС) необходимо ее сопоставление с социальной сферой. Социальная сфера как экономическая категория представляет собой инфраструктуру общественной деятельности по удовлетворению социальных и духовных потребностей людей. Социальной сфере как области специфических экономических отношений свойственны некоторые общие экономические особенности , которые характеризуют определенные отрасли непроизводственной сферы

Оглавление

1.Характеристика социально-культурной сферы.
2.Классификация услуг по Ф. Котлеру.
3.Характеристика досуговых услуг.

Файлы: 1 файл

конрольная работа по сервисной деятельности.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

3.Характеристика досуговых услуг.

    В зарубежной практике  принято  выделять  услуги  отдыха  и  развлечений в отдельную группу, входящую  в так  называемые потребительские услуги. Например, отдых  и  развлечения  включены  в потребительские услуги населению ( сюда же  включены  личные  услуги бытового обслуживания ). В среднем  американцы тратят  значительное  количество средств на отдых и развлечения ( совокупные  затраты  на эти  цели  в 3 раза превышают расходы на здравоохранение). Предприятия  различных  видов  развлечений, отдыха и культуры  разделяются условно на три группы.

Первая группа: театры и студии, кинотеатры всех видов  и рангов,  музыкальное обслуживание  и оркестры, танцевальные  залы, студии, музыкальные  автоматы  в местах  общественного пользования.

Вторая группа: предприятия,  организующие  активный отдых для населения: плавательные бассейны, роликовые  и ледяные катки, тиры, школы верховой езды, клубы игры  в гольф, бейсбольные и футбольные клубы, площадки для игры  в кегельбан, парки отдыха, прокатные станции лодок и каноэ, пляжи, стадионы, легкоатлетические поля.

Третья группа: всякого рода азартные игры.

      Первая группа предприятий  по объёму затрат  на их  развитие наиболее значительна в обслуживании  населения. На ее долю приходится 46% всей выручки предприятий и 50% занятых в  сфере  отдыха и развлечения. В культурном обслуживании населения главную роль  играют кинотеатры, однако они теряют свои позиции. Общая выручка от демонстраций кинофильмов сокращается.  На посещение театров, оперы, симфонических и прочих  концертов население тратит  почти в 1,5 раза  меньше средств, чем на посещение кинотеатров.

Предприятия , предоставляющие  услуги для активного отдыха, забирают у населения 45 % расходов, которые  тратятся на все виды развлечения  и отдыха. Для этой подгруппы услуг  принято рассчитывать количество, приходящееся  на 1 млн. жителей, плавательных  бассейнов, пляжей , ледяных  и роликовых  катков, прокатных станций лодок и каноэ, клубов по игре в гольф, школ верховой езды, площадок  для игры в кегельбан.

Кроме того, учитывается  число  спортивных  сооружений, стадионов, легкоатлетических, бейсбольных  и футбольных  полей  и других сооружений,  рассчитанных на проведение массовых зрелищ.

Среди населения  популярно времяпрепровождение , связанное  с более или менее длительным  пребыванием на лоне природы. В активном отдыхе большую роль играют  национальные парки  и заповедники, широкому пользованию  которыми  помогают хорошо развитые средства транспорта. Растет число  посещений национальных парков и с целью  лагерного, походного туризма, рыбной ловли, охоты, плавания по рекам, озерам и занятия зимними видами спорта. На долю  разнообразных  видов активного отдыха приходится  около 50% всех посещений.

К сожалению, в  России не принято выделять досуговые  услуги в отдельную группу, но относящиеся  к ним по своей  сути услуги включены  в те или иные группы  платных услуг «Общероссийского  классификатора услуг населению».  Основным признаком  или параметром  отнесения услуги  в группу досуговых принята ее принадлежность  к развивающим   или развлекательным услугам, потребляемым  в свободное  от работы и учебы время.

  В подгруппу   развлекательных  досуговых   услуг входят  услуги дискотек,  ночных  клубов,  аттракционов, игорного  бизнеса, различные шоу и спортивные  зрелища, спортивная охота, рыбалка.

Подгруппа  развивающих услуг  имеет более  сложную  структуру и дополнительные  классификационные  параметры. С целью  выделения  конкретных  видов  развивающих услуг  досугового  характера можно  выбирать параметр, характеризующий направление или цель развития. Такими целями  являются:

-тело ( спортивно-оздоровительные  услуги);

-ум ( информационно-  познавательные услуги);

-вкус (эстетические  услуги);

-различные   навыки (обучающие услуги), которые, в свою очередь, делятся на: профессиональные, хозяйственные, этические.

 Включение   услуг библиотек  и читальных  залов  в структуру  платных  также  обусловлено  объективными  причинами: как показывают  различные  исследования, в условиях  снижения  государственного финансирования,  многие  библиотеки  вынуждены   переходить  на платный характер  обслуживания  читателей.

Нужно отметить, что досуговые услуги  являются  важнейшей составляющей так называемой  социальной экономики, категории чрезвычайно многогранной,  охватывающей  обширный  круг  экономических объектов  и процессов.  В связи с этим  изучение  потребностей  людей  в области  проведения  досуга является частью  социальной  экономики, которая изучает,  исследует, анализирует природу возникновения потребностей  в тех или иных  досуговых услугах, потребительские  запросы,  структуру потребления услуг,  выделяет  потребности различных социальных  групп, регионов  с учетом разнообразия  самих потребностей  и потребителей  услуг досуга.  Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана  способствовать  удовлетворению  его запросов, интересов, потребностей, то о ее состоянии и развитии  судят по тому, как живут люди, а, соответственно,  и по тому, как они работают  и проводят свой досуг. При всем многообразии  жизненных проявлений  можно сформировать  общее представление  об условиях , в которых  работают  и отдыхают  люди, о том,  насколько они  довольны этими  условиями. Все это вместе  взятое  определяет качество жизни.  Качество жизни  охватывает  и характеризует  весь диапазон  ее свойств, распространяется  на все ее стороны, отражает  удовлетворенность  людей представленными  им материальными  и духовными благами , отражает  обеспеченность , комфортность, удобство  жизненных условий, их приспособленность  к современным  требованиям, безболезненность  и продолжительность жизни. 

«Качество жизни»  измеряется  качественными показателями, в отличие от «уровня  жизни». Понятие  «уровень жизни»  в большей  степени  характеризует  количественную меру  благосостояния  людей и  чаще всего определяется  количественными, числовыми показателями.

Каковы главные, наиболее  широко используемые  в  экономической практике измерители  уровня  жизни,  характеризующие  и уровень  проведения досуга? Структура  и уровень  потребления  основных видов  благ и услуг  в натуральном  выражении  в расчете  на одного человека или на одну  семью за год, либо мера  обеспеченности  человека и семьи  потребительскими благами служат  важнейшими  показателями уровня  жизни населения страны, региона, или определенных социальных групп (городское и сельское население, молодые и престарелые, мужчины и женщины, работающие и неработающие.) Собственно, при оценке уровня  проведения досуга используются такие показатели, как количество библиотек, театров, концертных залов, спортивных сооружений, а также  относительные  показатели, такие как  число книг и  журналов в массовых  библиотеках  на 1000 населения, число мест  в клубных  учреждениях  на 1000 жителей, количество посещений киносеансов одним  жителем.  К числу показателей, характеризующих уровень жизни  и, следовательно, уровень проведения досуга, относят денежные  доходы  населения  в расчете  на одного человека или семью.

  Наряду  с  денежными доходами  на уровень  жизни и уровень  проведения  досуга влияют общественные  фонды  потребления, к которым относят  блага и услуги, предоставляемые  государством  населению  бесплатно или за ограниченную плату. Это такие досуговые услуги как: услуги  культуры и физической  культуры, услуги по обеспечению массового отдыха в парках, заповедных местах , на общественных пляжах. В условиях  рыночной экономики такие услуги бесплатны  или частично  платны только для отдельных  категорий  потребителей , имеющих  низкие доходы.

В качестве  определяющего  показателя уровня жизни  и проведения досуга можно использовать  также количество  свободного времени. Возможно его сопоставление  с рабочим  или полным временем.

Если судить  об уровне проведения  досуга людей  по их  текущему  потреблению  досуговых услуг, то самое  существенное  влияние на него в условиях  рынка оказывают  доходы и цены.  Потребности населения в досуговых  услугах очень тесно  связаны  с  образом и уровнем жизни.  

Во-первых, сам  круг потребностей  характеризует  жизнь людей  с позиций  их  желаний, устремлений, интересов. Потребности  могут быть  как рациональными, так  и иррациональными. Во-вторых, уровень  жизни - это, прежде всего, уровень  удовлетворения наших потребностей.

 По степени  важности  досуговых услуг   можно выделить  первостепенные (социально значимые) и второстепенные  услуги (в основном развлекательного характера).

Сфера досуговых  услуг  сегодня  должна рассматриваться   не только как фактор, снижающий  социальную напряженность,  но и  как важный сектор экономики, обеспечивающий рост  занятости, развитие  наукоемких  отраслей, значительных  приток  доходов и новых  налоговых  платежей  в государственные  бюджеты. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Сервисная деятельность