Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:55, контрольная работа
Для характеристики социально-культурной сферы ( СКС) необходимо ее сопоставление с социальной сферой. Социальная сфера как экономическая категория представляет собой инфраструктуру общественной деятельности по удовлетворению социальных и духовных потребностей людей. Социальной сфере как области специфических экономических отношений свойственны некоторые общие экономические особенности , которые характеризуют определенные отрасли непроизводственной сферы
1.Характеристика социально-культурной сферы.
2.Классификация услуг по Ф. Котлеру.
3.Характеристика досуговых услуг.
3.Характеристика досуговых услуг.
В зарубежной практике принято выделять услуги отдыха и развлечений в отдельную группу, входящую в так называемые потребительские услуги. Например, отдых и развлечения включены в потребительские услуги населению ( сюда же включены личные услуги бытового обслуживания ). В среднем американцы тратят значительное количество средств на отдых и развлечения ( совокупные затраты на эти цели в 3 раза превышают расходы на здравоохранение). Предприятия различных видов развлечений, отдыха и культуры разделяются условно на три группы.
Первая группа: театры и студии, кинотеатры всех видов и рангов, музыкальное обслуживание и оркестры, танцевальные залы, студии, музыкальные автоматы в местах общественного пользования.
Вторая группа: предприятия, организующие активный отдых для населения: плавательные бассейны, роликовые и ледяные катки, тиры, школы верховой езды, клубы игры в гольф, бейсбольные и футбольные клубы, площадки для игры в кегельбан, парки отдыха, прокатные станции лодок и каноэ, пляжи, стадионы, легкоатлетические поля.
Третья группа: всякого рода азартные игры.
Первая группа предприятий по объёму затрат на их развитие наиболее значительна в обслуживании населения. На ее долю приходится 46% всей выручки предприятий и 50% занятых в сфере отдыха и развлечения. В культурном обслуживании населения главную роль играют кинотеатры, однако они теряют свои позиции. Общая выручка от демонстраций кинофильмов сокращается. На посещение театров, оперы, симфонических и прочих концертов население тратит почти в 1,5 раза меньше средств, чем на посещение кинотеатров.
Предприятия , предоставляющие услуги для активного отдыха, забирают у населения 45 % расходов, которые тратятся на все виды развлечения и отдыха. Для этой подгруппы услуг принято рассчитывать количество, приходящееся на 1 млн. жителей, плавательных бассейнов, пляжей , ледяных и роликовых катков, прокатных станций лодок и каноэ, клубов по игре в гольф, школ верховой езды, площадок для игры в кегельбан.
Кроме того, учитывается число спортивных сооружений, стадионов, легкоатлетических, бейсбольных и футбольных полей и других сооружений, рассчитанных на проведение массовых зрелищ.
Среди населения популярно времяпрепровождение , связанное с более или менее длительным пребыванием на лоне природы. В активном отдыхе большую роль играют национальные парки и заповедники, широкому пользованию которыми помогают хорошо развитые средства транспорта. Растет число посещений национальных парков и с целью лагерного, походного туризма, рыбной ловли, охоты, плавания по рекам, озерам и занятия зимними видами спорта. На долю разнообразных видов активного отдыха приходится около 50% всех посещений.
К сожалению, в России не принято выделять досуговые услуги в отдельную группу, но относящиеся к ним по своей сути услуги включены в те или иные группы платных услуг «Общероссийского классификатора услуг населению». Основным признаком или параметром отнесения услуги в группу досуговых принята ее принадлежность к развивающим или развлекательным услугам, потребляемым в свободное от работы и учебы время.
В подгруппу
развлекательных досуговых
услуг входят услуги дискотек,
ночных клубов, аттракционов, игорного
бизнеса, различные шоу и
Подгруппа развивающих услуг имеет более сложную структуру и дополнительные классификационные параметры. С целью выделения конкретных видов развивающих услуг досугового характера можно выбирать параметр, характеризующий направление или цель развития. Такими целями являются:
-тело ( спортивно-оздоровительные услуги);
-ум ( информационно- познавательные услуги);
-вкус (эстетические услуги);
-различные навыки (обучающие услуги), которые, в свою очередь, делятся на: профессиональные, хозяйственные, этические.
Включение
услуг библиотек и читальных
залов в структуру платных
также обусловлено
Нужно отметить, что досуговые услуги являются важнейшей составляющей так называемой социальной экономики, категории чрезвычайно многогранной, охватывающей обширный круг экономических объектов и процессов. В связи с этим изучение потребностей людей в области проведения досуга является частью социальной экономики, которая изучает, исследует, анализирует природу возникновения потребностей в тех или иных досуговых услугах, потребительские запросы, структуру потребления услуг, выделяет потребности различных социальных групп, регионов с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей услуг досуга. Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о ее состоянии и развитии судят по тому, как живут люди, а, соответственно, и по тому, как они работают и проводят свой досуг. При всем многообразии жизненных проявлений можно сформировать общее представление об условиях , в которых работают и отдыхают люди, о том, насколько они довольны этими условиями. Все это вместе взятое определяет качество жизни. Качество жизни охватывает и характеризует весь диапазон ее свойств, распространяется на все ее стороны, отражает удовлетворенность людей представленными им материальными и духовными благами , отражает обеспеченность , комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни.
«Качество жизни» измеряется качественными показателями, в отличие от «уровня жизни». Понятие «уровень жизни» в большей степени характеризует количественную меру благосостояния людей и чаще всего определяется количественными, числовыми показателями.
Каковы главные, наиболее широко используемые в экономической практике измерители уровня жизни, характеризующие и уровень проведения досуга? Структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью за год, либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами служат важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона, или определенных социальных групп (городское и сельское население, молодые и престарелые, мужчины и женщины, работающие и неработающие.) Собственно, при оценке уровня проведения досуга используются такие показатели, как количество библиотек, театров, концертных залов, спортивных сооружений, а также относительные показатели, такие как число книг и журналов в массовых библиотеках на 1000 населения, число мест в клубных учреждениях на 1000 жителей, количество посещений киносеансов одним жителем. К числу показателей, характеризующих уровень жизни и, следовательно, уровень проведения досуга, относят денежные доходы населения в расчете на одного человека или семью.
Наряду с денежными доходами на уровень жизни и уровень проведения досуга влияют общественные фонды потребления, к которым относят блага и услуги, предоставляемые государством населению бесплатно или за ограниченную плату. Это такие досуговые услуги как: услуги культуры и физической культуры, услуги по обеспечению массового отдыха в парках, заповедных местах , на общественных пляжах. В условиях рыночной экономики такие услуги бесплатны или частично платны только для отдельных категорий потребителей , имеющих низкие доходы.
В качестве определяющего показателя уровня жизни и проведения досуга можно использовать также количество свободного времени. Возможно его сопоставление с рабочим или полным временем.
Если судить об уровне проведения досуга людей по их текущему потреблению досуговых услуг, то самое существенное влияние на него в условиях рынка оказывают доходы и цены. Потребности населения в досуговых услугах очень тесно связаны с образом и уровнем жизни.
Во-первых, сам круг потребностей характеризует жизнь людей с позиций их желаний, устремлений, интересов. Потребности могут быть как рациональными, так и иррациональными. Во-вторых, уровень жизни - это, прежде всего, уровень удовлетворения наших потребностей.
По степени важности досуговых услуг можно выделить первостепенные (социально значимые) и второстепенные услуги (в основном развлекательного характера).
Сфера досуговых
услуг сегодня должна рассматриваться
не только как фактор, снижающий
социальную напряженность, но и
как важный сектор экономики, обеспечивающий
рост занятости, развитие наукоемких
отраслей, значительных приток
доходов и новых налоговых платежей
в государственные бюджеты.