Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 13:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность процесса сегментирования рынка, определить его основные этапы.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
- дать определение понятию «сегментирование рынка», определить его сущность;
- определить основные черты и признаки сегментирования рынка;
- выявить основные принципы, методы и объекты сегментирования рынка;
- показать особенности сегментирования рынка промышленных товаров.
Введение……………………………………………………..…………..…………...4
1 Понятие и сущность сегментирования рынка………...……..…………………..5
2 Основные принципы, критерии и методы сегментирования рынка……………9
2.1 Характерные черты и признаки сегментирования рынка…………………….9
2.2 Основные принципы сегментирования…….…………………………………10
2.3 Основные методы сегментирования…………………………………………..12
2.4 Сегментирование рынка по группам потребителей………………...………..16
2.5 Сегментирование рынка по группам товаров………………….……..………18
2.6 Сегментирование рынка по конкурентам……………………………..…...…19
2.7 Выбор целевого рынка…………………………………………………...…….21
2.8 Выбор целевого сегмента и позиционирование товара……………………...23
3 Особенности сегментирования рынка промышленных товаров…………...…27
Заключение………………………………………………………..………………...31 Список использованных источников…………………………...…...……….........33
Если сегментирование дает характеристики, которые должен иметь продукт с точки зрения желаний и предпочтений, то позиционирование убеждает потребителей, что им предлагается именно тот товар, который они хотели бы приобрести.
Факторами, определяющими позицию товара на рынке, являются не только цены и качество, но также производитель, дизайн, скидки, обслуживание, имидж товара и соотношение этих факторов.
Отметим основные стратегии позиционирования товара в целевом сегменте:
- позиционирование, основанное на отличительном качестве товара;
- позиционирование, основанное на выгодах от приобретения товара или на решениях конкретной проблемы;
- позиционирование, основанное на особом способе использования товара;
- позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей;
- позиционирование по отношению к конкурирующему товару;
- позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров. [4, с. 13]
Позиционирование
включает комплекс маркетинговых элементов,
с помощью которых людям
Существуют
методологические различия в подходах
к сегментированию рынка
Так, региональные критерии должны включать характеристики региона, где размещаются организации-потребители. «Демографические» критерии могут включать область специализации, ресурсы, существующие контракты, прошлые покупки, размер заказов, характеристики лиц, принимающих решения. Факторы стиля жизни включают способ функционирования организации, приверженность торговой марке, причины совершения покупки, социальные и психологические характеристики сотрудников. [1, с. 217]
В
самом общем случае критерии сегментации
промышленного рынка зависят
от типа производства и от конечного
использования конкретного
Для описания потребителей промышленных товаров переменные сегментирования делятся на три группы:
- описательные переменные;
- переменные, оценивающие выгоды потребителей;
- переменные, описывающие поведение потребителей.
Рассмотрим их подробнее.
Описательные
переменные используются для проведения
сегментации по одной переменной.
Такой уникальной переменной является
потребитель. При изучении промышленных
потребителей очень часто используются
их синонимические названия. Отсутствие
уникальности в названиях искажает
результаты исследований, а это приводит
к ошибкам в учете
Отраслевой признак переменной характеризует вид деятельности анализируемых потребителей через специальные коды, присваиваемые органами государственной статистики каждому юридическому лицу.
К описательным переменным относятся размер предприятия, численность персонала, объем выпускаемой продукции, размер производственных площадей, широта производимого ассортимента продукции, объем товарооборота, тип собственности, географическое размещение предприятия, территориальная близость предприятия к потребителям, изменение спроса, эластичность по ценам реализуемой продукции и способ доставки продукции потребителю.
Переменные,
оценивающие выгоды потребителей, построены
с учетом восприятия выгодности предлагаемого
продукта. Для потребителей товаров
промышленного назначения выгодность
воспринимается как функциональная
потребность. Применительно к промышленным
рынкам изучение функциональной полезности
товара позволяет разделить
Переменные
по типу производства анализируют использование
товара различными потребителями промышленных
товаров. При этом для каждого
потребителя необходимо установить,
какую технологию он применяет, какие
требования он предъявляет к сырью,
материалам и комплектующим изделиям.
Поэтому следует выяснить, как
товар удовлетворяет
Переменные
сегментирования по конечному использованию
товара рассматриваются как основное
оборудование, вспомогательное оборудование,
полуфабрикаты, комплектующие и
расходные материалы. При этом следует
различать потребителей, которые
используют преимущественно инструменты
и оборудование, агрегаты, и потребителей,
использующих преимущественно сырье
и полуфабрикаты для своего производства.
В первом случае можно более четко
выделить потребителей, приобретающих
конкретный вид оборудования; во втором
случае имеется более широкий
спектр потребителей, которые используют
одно и то же сырье для производства
различных видов товаров. Эта
особенность товара должна быть учтена
при сегментировании
Таким образом, формирование переменных сегментирования, оценивающих выгоды потребителей, сводится к определению функциональных потребностей покупателей, сопоставлению их с функциональными возможностями предлагаемых товаров и определению критериев выгодности по показателям функционального качества товара.
Переменные,
описывающие поведение
Потребитель сталкивается с высокой степенью формализованности в случаях, когда осуществление закупки требует многочисленных согласований со структурными подразделениями (при крупных закупках) либо принятия единоличных решений.
Существуют и другие показатели процесса закупки товаров: длительность принятия решения, технология проверки необходимой документации, проба образцов. Технология применимости товара для последующей его закупки осуществляется работниками, которые вырабатывают решение о целесообразности закупки предлагаемого товара.
Как показали исследования российских ученых, в качестве критериев сегментации на рынке средств производства чаще всего используются факторы, приведенные в таблице 3.1.
Факторы, чаще всего используемые в качестве критериев сегментации рынка средств производства, которые были получены в результате исследований российских ученых представлены в приложении Г.
Потребителей
товаров промышленного
- индустриальные потребители;
- перепродавцы;
- государственные потребители.
Каждая
из групп потребителей выполняет
соответственно функции по закупке
товаров для последующего производства
и получения прибыли. Перепродавцы
(посредники) приобретают товар для
последующей перепродажи и
При формировании переменных сегментирования следует учитывать и лояльность промышленного потребителя при смене поставщика. Различают высокую лояльность (отсутствие желания смены поставщика) и конкурентную лояльность (предпочтение отдается только одному поставщику). Учет лояльности является одним из факторов приобретения товаров.
При
сегментировании потребителей важно
также анализировать
При
сегментировании потребителей с
учетом поведенческих переменных необходимо
анализировать также общую
К
другим составляющим сегментирования
потребителей промышленной продукции
следует также отнести
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам выполнения данной курсовой работы можно сделать следующие выводы и предложения:
Следуя стратегии целевого маркетинга, фирма изучает отдельно взятый сегмент на рынке и разрабатывает конкретные маркетинговые мероприятия с учетом требований данного сегмента. Целевой сегмент – это однородная группа потребителей целевого рынка фирмы, обладающая схожими потребностями и покупательскими привычками по отношению к товару фирмы.
Соответственно, процесс сегментирования рынка представляет собой деятельность по разделение существующего рынка на целевые сегменты, что позволяет аккумулировать средства предприятия на определенном направлении своего бизнеса.
Основными этапами сегментирования рынка являются:
-
установление принципов
-
установление методов и
- выбор целевого рынка;
-
выбор целевого сегмента и
позиционирование товара на
Объектами сегментации на рынке сбыта являются группы потребителей, группы товаров и услуг, а также компании-конкуренты.
Сегментирование рынка по категориям покупателей – это группирование покупателей в соответствии с определенными признаками, которые определенным образом определяют мотивы их действий на рынке.
Сегментирование рынка по категориям товаров и услуг – это производная от рыночного сегментирования по категориям покупателей. Такое сегментирование берет в учет нужды и предпочтения покупателей, основанные на качественных характеристиках товаров или услуг.
Сегментирование по конкурирующим организациям – это оценка способности конкурентов к продвижению на рынок, и объединение их в группы на основании полученной информации.