Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 02:05, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть в чём заключается разработка концепции упаковки товара.
Задачи работы: изучить историю создания и развития упаковки, изучить подробно понятие упаковки и рассмотреть процесс создания упаковки товара. Объектом работы является упаковка товара. Предметом – разработка упаковки товара. А именно: основные аспекты упаковки товара, работа маркетолога над созданием упаковки и основные критерии оценки вариантов упаковки. А также сущность, функции, разновидности упаковки и история её создания и развития.
Введение………………………………………………………………………………………….….3
История создания и развития упаковки …………………………………………………...4
Понятие упаковки….………………………………………………………………………..5
Разработка упаковки товара................................................................................................13
Основные аспекты упаковки товара……………………………………………………...13
Сотрудничество дизайнера и маркетолога……………………….....................................15
Этапы работы маркетолога над созданием упаковки продукта………………………...19
Основные критерии оценки вариантов упаковки ……………..………………………..24
Заключение…………………………………………………………………....................................29
Список литературы……………………………………………………….......................................30
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что взаимодействие достаточно длительно, чтобы явно воздействовать на мнения потребителей о бренде. Эти мнения служат основой для решения о повторной покупке и, в конце концов, создают то, что называется индивидуальностью (узнаваемостью) бренда.
Упаковка также очень важный источник информации о продукте, т.е. о фирме - производители, о правилах пользования, о сроках хранения, составе изделия и т.д. Не меньшую роль играет реализованный в упаковке визуальный образ товара, представляющий собой определенное сочетание цветов, шрифта, геометрических форм и других элементов изобразительного ряда. Упаковка помогает рассеянному взгляду потребителя выхватить нужный товар среди пестрого многообразия прилавка. Толковая упаковка выделяет продукт из числа ему подобных и, при прочих равных условиях, обеспечивает продукт предпочтение потребителя.
Назначение упаковки принято считать наиболее существенным классификационным признаком. По этому критерию упаковка делится на:
· потребительскую;
· производственную;
· транспортную;
· специальную.
Потребительская упаковка предназначена для товаров массового потребления; она является частью товара, входит в его стоимость, а после реализации товара переходит в полную собственность покупателя.
Основными функциями потребительской упаковки являются защитная, маркетинговая и информационная.
Защитная функция потребительской упаковки заключается в предохранении товара от разрушения, деформаций, разливания, высыпания, усушки и других видов потерь.
Маркетинговая и информационная функции потребительской упаковки приобретают сегодня все большее значение. Качество выполнения упаковкой этих функций самым непосредственным образом влияет на судьбу товара на рынке.
Конструкция, размер, выбор материала, условия транспортирования и хранения потребительской упаковки зависят от свойств и конфигурации упаковываемой продукции. Обычно она имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. Наружные размеры потребительской упаковки должны быть увязаны с внутренними размерами транспортной тары с учетом требований логистики.
Потребительская упаковка бывает жесткой, полужесткой и мягкой.
Жесткая и полужесткая упаковка хорошо предохраняет товары от деформации, разрушений и потерь, то есть обеспечивает их сохранность. Наряду с механической прочностью упаковки должно обеспечиваться и ее удобство в обращении. Этот вид потребительской упаковки выполняется из стекла, металлов, пластиков.
Пластиковая тара может производиться из листовых материалов, растворов или суспензий, а также из гранул и порошка.
Тара из листовых материалов имеет простую конфигурацию - это кассеты, банки, стаканчики, коробки и т.д.
Пластиковая упаковка из гранул и порошков изготавливается методами литья, раздува, прессования и экструзии.
Выдувная потребительская упаковка отличается большим разнообразием форм и высокой функциональностью. Ее применяют для самых разнообразных продуктов: жидких, сыпучих, пастообразных и твердых; для газированных напитков, горюче-смазочных материалов, пищевых и химических продуктов, косметических и фармацевтических товаров.
Литьевая и
прессованная потребительская упаковка
изготавливается литьем под давлением
и прессованием и отличается точным
выполнением внешних
Тару из пенопластов применяют в основном для термоизоляции продукции, ее защиты от ударов и механических повреждений. Важными достоинствами пенопластовой упаковки являются ее малая масса, высокая долговечность и небольшая стоимость. Пенопластовую потребительскую тару выполняют в виде коробок, вкладышей, кювет, лотков, банок.
Мягкая потребительская упаковка позволяет надежно защитить продукцию от внешних воздействий и, как правило, полностью автоматизировать процесс упаковывания. Упаковка из полимерных пленок эстетична, имеет привлекательный внешний вид, отличается небольшой удельной массой и низкой стоимостью. Обычно она предназначена для разового использования. Процесс упаковывания продукции в пленочные материалы, как правило, состоит из следующих этапов: фасовки продукции, герметизации упаковки и ее укладки в транспортную тару.
Наиболее распространенной мягкой потребительской упаковкой являются пакеты. Пакеты различаются оформлением дна, наличием боковых сгибов или складок. Обычно вместимость пакетов не превышает 3000 см3. Основной способ их изготовления - сваривание, реже склеивание, сшивание скобами, зажимами и т.д. Закрываются пакеты различными затворами.
К мягкой потребительской упаковке относятся и термоусадочные пленки.
Для изготовления мягкой потребительской упаковки используются однослойные пленки из полиэтилена (ПЭ), полипропилена (ПП), поливинилхлорида (ПВХ), полиамидов (ПА), различные многослойные и комбинированные пленки. Комбинированная потребительская тара и упаковка включает комбинацию полимерных материалов с бумагой, картоном, фольгой.
Производственная упаковка предназначена для выполнения внутризаводских (внутри- и межцеховых), а также межзаводских перевозок, хранения изделий, полуфабрикатов, материалов и сырья.
Транспортная упаковка предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции, она образует самостоятельную транспортную единицу.
Транспортная тара выполняет в основном защитную и логистическую функции. С точки зрения логистики ее главная задача - обеспечение возможности рациональных складирования и транспортирования товаров.
Транспортную тару и упаковку можно классифицировать по следующим признакам:
· габаритам;
· кратности использования;
· стабильности размеров;
· компактности.
Транспортная упаковка делится по габаритам на малогабаритную (размеры до 1200Ч1000Ч1200) и крупногабаритную.
По кратности использования
транспортная упаковка делится на разовую
и многооборотную. Многооборотная упаковка
предназначена для
По стабильности размеров транспортная упаковка подразделяется на жесткую и мягкую.
Широкое применение в качестве жесткой транспортной тары находят разного рода лотки, ящики, бочки и т.д. В последнее время этот вид тары стал производиться из пластмасс. Жесткая транспортная полимерная тара обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением динамическим нагрузкам, не требует систематического ремонта, характеризуется длительным сроком эксплуатации, надежно сохраняет продукцию от внешних воздействий, имеет привлекательный внешний вид. Благодаря своей жесткости полимерная тара может легко штабелироваться в несколько ярусов, занимая при складировании минимальные площади.
Основные способы изготовления жесткой полимерной транспортной упаковки: литье под давлением, термоформование, штамповка и прессование с применением сварки.
К мягкой транспортной таре относятся мешки, чехлы, мягкие складные контейнеры и упаковка из термоусадочной пленки.
Достоинством мягкой транспортной тары из полимерных материалов является то, что пустая тара легко складывается и занимает мало места при перевозках.
В последнее время в качестве транспортной тары все более широкое распространение получают упаковки с использованием термоусадочных пленок. Эти материалы применяются в мясомолочной, рыбной, пищевой, медицинской и других отраслях промышленности. Основной способ получения такой пленки - экструзия либо соэкструзия.
Особым видом транспортной тары являются поддоны и контейнеры, называемые тарооборудованием. Тарооборудование используется для складирования и доставки товаров с предприятий-изготовителей и складов непосредственно на торговые предприятия. Использование тарооборудования очень удобно как при транспортировании продуктов, так и при их реализации, поскольку в торговом зале оно выполняет функции торгового оборудования и заменяет стеллажи, прилавки, полки. Это позволяет ускорить доставку товаров, снизить издержки обращения.
Тарооборудование может выполняться складным, легко штабелируется как в рабочем, так и в сложенном виде, отличается малой массой, высокой долговечностью, разнообразием конструкций и размеров. Полимерное тарооборудование изготавливается литьем под давлением.
Эффективным способом
повышения экономичности
Специальная упаковка предназначена для защиты от внешних воздействий, влияний климатических факторов при транспортировании и хранении различных изделий. Как правило, специальной упаковке подвергаются крупногабаритные установки, машины, механизмы и приборы.
По материалу тару и упаковку разделяют на выполненную из бумаги или картона, пластмассы, металлов, стекла, керамики и дерева.
Бумага и картон являются наиболее часто используемыми упаковочными материалами. Главные их достоинства - низкая стоимость и экологическая чистота.
Пластмассы отличаются хорошими механическими характеристиками, универсальностью и дешевизной.
Металлы (преимущественно стали и алюминий) обладают высокой прочностью и термоуcтойчивостью и применяются для упаковки напитков, консервированных продуктов, аэрозолей.
Стекло является
химически нейтральным
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению использования пластмасс и сокращению применения дерева, металлов, стекла.
Выбор материала упаковки определяется требованиями к ее физическим, химическим, гигиеническим, биологическим и другим свойствам, обусловленными особенностями товара, экономическими и маркетинговыми факторами, а также технологическими требованиями к процессу упаковывания.
Классификация тары и упаковки по конструкции осуществляется по ряду признаков.
По конструктивной форме тара и упаковка делится на коробки, банки, бутылки, ящики, фляги, бочки, тубы, стаканчики, ампулы, пакеты, сумки, мешки, пеналы, пробирки и т.д.
По конструктивному исполнению (компактности) тару и упаковку подразделяют на разборную, неразборную, складную и разборно-складную. Разборная тара может разбираться на составляющие части и вновь собираться посредством соединения сочленяющих элементов. Складная тара отличается способностью складываться без нарушения сочленения элементов и вновь раскладываться.
По жесткости конструкции, или стабильности формы, упаковку делят на жесткую, полужесткую и мягкую. Стабильность формы определяется как свойствами материалов, так и особенностями конструкции.
Жесткая упаковка не изменяет своей формы и размеров при заполнении продукцией, способна выдержать внешние механические воздействия при хранении и транспортировке. К жесткой упаковке относят тару из металлов, стекла, дерева, некоторых полимеров.
Полужесткая упаковка сохраняет формы и размер только при незначительном нагружении. Полужесткая упаковка изготавливается из плотной бумаги, картона, пластмасс.
Мягкая упаковка может менять свои размеры и форму при наполнении продукцией. Она изготавливается из бумаги малой плотности, синтетических пленок.
По герметичности конструкции упаковка подразделяется на негерметичную и герметичную. Негерметичная упаковка выполняется открытой либо закрывается крышкой или затвором. Герметичная отличается конструкцией, которая обеспечивает непроницаемость для газов и жидкостей. Герметичная упаковка может быть изобарической и изотермической. Герметичная изотермическая упаковка предназначена для хранения продукции при заданной температуре в течение установленного времени. Внутри изобарической упаковки поддерживается заданное давление.
Видов упаковки очень много, и каждая играет как для потребителя, так и для самого товара очень важную роль.
3. Разработка упаковки товара
3.1. Основные элементы упаковки товара
К основным элементам упаковки относятся следующие.
Упаковка как инструмент маркетинговой коммуникации.
Упаковка является одним из важнейших элементов маркетинговой коммуникации - процесса передачи информации о товаре целевой аудитории. Профессионально разработанная, она способствует достижению значительной части целей коммуникативной программы. Помимо основных своих функций - предохранение товара от порчи, облегчения его перевозки и хранения, идентификации продукта у производителя - упаковка служит местом расположения маркетингового коммуникационного обращения. Поэтому разработкой упаковки товара занимаются как технологи и дизайнеры, так и специалисты по планированию маркетинговых коммуникаций. Поскольку именно маркетинговое обращение на упаковке посетитель магазина видит перед собой в момент принятия решения о покупке, оно играет исключительно важную роль в процессе убеждения потребителей.