Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить и проанализировать эффективность использования наблюдения в проведении маркетинговых исследований.
Данная цель предполагает реализацию следующих задач:
1. выявить существующие формы проведения наблюдений.
2. дать характеристику необходимости применения наблюдений.
3. проведение метода наблюдения.
Введение……………………….………………………………………………………………
3-4
1.Методы наблюдения в маркетинговых исследованиях……………….....................
5
1.1.Формы проведения наблюдения в маркетинговых исследованиях……………………
5-8
2.Область применения наблюдения в маркетинговых исследованиях. Методы наблюдения…………………………………………………………........................................
9-11
2.1.Процесс наблюдения……………………………………………………………………..
12-16
3.Проведение наблюдения за поведением потребителей (на примере приобретения фирменной косметики в студии красоты «Magic Sun»)...............................................
17
3.1.Организационно-экономическая характеристика студии красоты «Magic Sun»…………………………………………………………………………………………….
17-21
3.2.Процесс проведения наблюдения и обработка результатов…………….....................
22-26
3.3. Предложения по совершенствованию процесса проведения наблюдения……………
27-29
Заключение……………………………………………………………………………………
30
Список использованных источников…………………
ЧУП «Мэджик сан» производит оказание различных услуг. Для осуществления реализации услуг и предлагаемой продукции необходимо предварительно изучить спрос потребителей на оказываемые услуги. Для изучения спроса в данной курсовой работе используется метод – наблюдения.
Метод наблюдения обладает рядом особенностей, достоинств и недостатков, которые необходимо учитывать при его применении.
Достоинства метода наблюдения как метода сбора первичной информации:
1. ход исследования не зависит от объекта наблюдения, его желания участвовать в этом процессе и способности словесно выражать свои мысли;
2. высокая объективность, так как наблюдению подвержены реальные события;
3. возможность восприятия неосознанного поведения людей;
4. естественность обстановки исследования.
Присущи также методу наблюдения и ряд недостатков:
1. сложность обеспечения репрезентативности исследования (так как в данном наблюдении задействованы только те, кто посетил данное заведение);
2. субъективность восприятия (наблюдатель поведение посетителей может быть неправильно воспринять и интерпретировать, в силу собственного мировоззрения и опыта)
3. невозможность однозначного поведения объекта наблюдения;
4. в процессе наблюдения не принимаются во внимание мотивы поведения посетителей, их установки, убеждения, а также факторы влияющие на поведение;
5. поведение объектов становится неестественным, если наблюдение проводится открыто.
Применение наблюдения за поведением посетителей Студии красоты «Мэджик сан» является достаточно эффективным, так как дает характеристику поведения объектов способствующее осуществлению приобретения продукции представленной в Студии. Однако не является совершенным.
Усовершенствование проведения маркетинговых исследований при помощи метода наблюдения в Студии красоты «Мэджик сан» возможно с помощью введения модернизации средств наблюдения (включить использование такого оборудования как видеокамеры, микрофоны), внедрить новую должность на предприятии (специалист, который будет заниматься вопросами маркетинга в общем и маркетинговых исследований в частности), максимально оградить исследования от влияния посторонних внешних факторов. Чтобы получить необходимую для целей исследования информацию, т.е. получить сведения о важных характеристиках изучаемого объекта, не пропустить каких-то важных фактов, связанных с его деятельностью, или значимых сведений о нем, следует заранее тщательно разработать план и программу наблюдения. При планировании необходимо четко установить сроки проведения наблюдения и определить средства сбора информации. Кроме того, исследователю важно решить вопрос об ограничении сферы наблюдений при имеющихся у него возможностях (время, финансы, число помощников и их квалификация), а также учесть возможные препятствия (административные или психологические затруднения, трудности, связанные с получением и фиксированием информации).
Практика выработала определенные требования к наблюдателю, которые в двух словах можно сформулировать как «умеренность и аккуратность», добавив внимательность, терпеливость, добросовестность, точность в регистрации данных. Наблюдение будет более эффективным, если проводить его будет квалифицированный специалист (наблюдатель), который обеспечивает высокий уровень качества информации. В идеальном случае объекты наблюдений не должны знать, что их поведение подвергается наблюдению. В ряде случаев наблюдение является единственным способом получения точной информации.
При использовании метода наблюдений надо стремиться преодолеть два следующих недостатка. Первый заключается в стремлении “высосать” всю мыслимую и немыслимую информацию из нерепрезентативных наблюдений. Второй – в стремлении бездумно использовать количественные характеристики. Путь к успеху – продуманное использование как количественных, так и качественных методов; проведение как крупномасштабных обследований, так и наблюдений в малых группах. [18, с. 110-112]
Поэтому совершенствование метода наблюдения возможно с помощью дополнения другими методами исследования, такими как опрос, анкетирование, эксперимент. Полученные в этом случае результаты дополняют и контролируют друг друга. Тогда маркетинговое исследование станет комплексным. При осуществлении комплексного исследования гарантируется получение более полной, и никак не избыточной информации о поведении объекта и решения проблем. Наблюдения в отличие от опросов и анкетирования позволяют получать более достоверную информацию о поведении клиентов, поскольку они не допускают никаких вымыслов, никакого притворства. Однако ограничиваться одними наблюдениями, как бы квалифицировано они ни были проведены, не рекомендуется, ибо это может привести к получению ограниченной информации. Любое маркетинговое исследование, даже самое маленькое, должно быть комплексным, сочетающим в себе несколько методов. Только такой подход, может обеспечить полную взвешенную информацию о состоянии дел на рынке, о положении фирмы, настроениях покупателей, динамике их вкусов и предпочтений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Точность наблюдения в маркетинговом исследовании, или его соответствие фактическому значению изучаемого явления/процесса, зависит прежде всего от соблюдения правил и требований методики сбора и анализа данных. Чтобы избежать ошибок, выявить или предупредить их, необходимо постоянно осуществлять логический и арифметический контроль собираемых данных.
Несмотря
на указанные выше недостатки, наблюдение
является эффективным методом
Наблюдение
проведенное в данной работе позволило
получить важные аналитические результаты
для последующей разработки маркетинговых
действий, к примеру таких как:
где лучше расположить
Подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать вывод, что наблюдение является довольно трудоемким методом сбора информации. Оформление итогов наблюдения занимает в два раза больше времени, чем само наблюдение. Только при совмещении данного наблюдения в Студии красоты с другими методами маркетинговых исследований, может позволить составить прогноз общего потребления и вкусов, и планировать мотивацию потребления.
В данной работе был применен метод наблюдения, так как информация, необходимая исследователю, не могла быть получена никакими иными способами, то есть люди не хотели или не могли достаточно точно и подробно описать последовательность своих действий, действия людей приобрели «автоматический» характер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беляевский И.К ; Учеб пособие. – Финансы и статистика, Минск, Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз/ 2001. – 320с
2. Божук С.Г., Ковалик Л.Н. – Маркетинговые исследования / СПб.: Санкт-Питербург, 2003. – 304 с.
3. Герасимов Б. И.; под ред. Б.И. Герасимов. – Маркетинговые исследования рынка/ Москва, 2009. – 165 с.
4. Голубков Е.П. – Маркетинговые исследования: теория, методология и практика/ Финпресс, 1998, 230 с.
5. Дашкевич Р.А. – Маркетинговое исследование: пошаговый процесс/
Минск, 2009.
6. Дубровин И.А.: Учебное пособие. – Маркетинговые исследования/ Москва, 2007. .
7. Дурович А.П.; под ред. А.П. Дурович. – Маркетинговые исследования потребителей/ Минск, 2010.
8. Дурович А.П.; под ред. А.П. Дурович. – Практика маркетинговых исследований/ Минск, 2008.
9. Карачун В.В. – Прикладной маркетинг: Маркетинговые исследования в торговле/ Минск 2006, 236 с.
10. Малхорта Нэреш К; Маркетинговые исследования/ Вильямс, 2003. – 226 с.
11. Платонова Л.А. Маркетинговые исследования потребителей / – Минск, 2009. – 140 с.
12. Суслова И.М.– Маркетинговые исследования/ Минск, 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
КАРТЫ НАБЛЮДЕНИЯ
1 Пример. Лист наблюдения.
Ж______ М______
Возраст __________
Время оказания услуги
Предварительная запись да / нет
Совершена ли услуга да / нет
Какого мастера выбрали________
Выбор стрижки по каталогу да / нет
Довольствие от оказанной услуги да / нет
2 Пример. Лист наблюдения.
Ж______ М______
Возраст __________
Время совершения услуги
Предварительная запись да / нет
Совершена ли услуга да / нет
Какого мастера выбрали________
Использование дополнительных средств по уходу да / нет
Получение рекомендации по уходу
Использование возможности опробования предлагаемых организацией продукции да / нет
Выбор продукции
Довольствие от оказанной услуги да / нет
3 Пример. Лист наблюдения.
Ж______ М______
Возраст __________
Время посещения клуба
Предварительная осведомленность об оказываемой услуги да / нет
Совершена ли покупка да / нет
Необходима ли возможность опробования продукции да / нет
Опробования продукции да / нет
Какой товар выбрали
Информация о работе Проектирование и осуществление наблюдения в маркетинговом исследовании