Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить и проанализировать эффективность использования наблюдения в проведении маркетинговых исследований.
Данная цель предполагает реализацию следующих задач:
1. выявить существующие формы проведения наблюдений.
2. дать характеристику необходимости применения наблюдений.
3. проведение метода наблюдения.
Введение……………………….………………………………………………………………
3-4
1.Методы наблюдения в маркетинговых исследованиях……………….....................
5
1.1.Формы проведения наблюдения в маркетинговых исследованиях……………………
5-8
2.Область применения наблюдения в маркетинговых исследованиях. Методы наблюдения…………………………………………………………........................................
9-11
2.1.Процесс наблюдения……………………………………………………………………..
12-16
3.Проведение наблюдения за поведением потребителей (на примере приобретения фирменной косметики в студии красоты «Magic Sun»)...............................................
17
3.1.Организационно-экономическая характеристика студии красоты «Magic Sun»…………………………………………………………………………………………….
17-21
3.2.Процесс проведения наблюдения и обработка результатов…………….....................
22-26
3.3. Предложения по совершенствованию процесса проведения наблюдения……………
27-29
Заключение……………………………………………………………………………………
30
Список использованных источников…………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ЖЕНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНВИЛА»
Кафедра экономики и естественнонаучных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Маркетинговые исследования»
тема: «Проектирование и осуществление наблюдения в маркетинговом исследовании»
Минск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………….……………………………… |
3-4 |
1.Методы наблюдения
в маркетинговых исследованиях………………........... |
5 |
1.1.Формы проведения наблюдения в маркетинговых исследованиях…………………… |
5-8 |
2.Область применения
наблюдения в маркетинговых исследованиях.
Методы наблюдения…………………………………………………… |
9-11 |
2.1.Процесс наблюдения…………………………………………………… |
12-16 |
3.Проведение наблюдения
за поведением потребителей (на примере
приобретения фирменной косметики в студии
красоты «Magic Sun»).........................
|
17 |
3.1.Организационно- |
17-21 |
3.2.Процесс проведения наблюдения
и обработка результатов…………….............. |
22-26 |
3.3. Предложения по совершенствованию процесса проведения наблюдения…………… |
27-29 |
Заключение…………………………………………………… |
30 |
Список использованных источников…………………………………………………… |
31 |
Приложение А……………………………………………… |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
Одним из методов в проведении маркетинговых
исследований является – наблюдение. Наблюдение
в маркетинговых исследованиях представляет
собой метод сбора первичной маркетинговой
информации об изучаемом объекте путем
наблюдения за выбранными группами людей,
действиями и ситуациями. Наблюдение относится к качественным
методам сбора информации. Наблюдение в маркетинговом исследовании
может быть направлено на достижение различных
целей. Оно может быть использовано как
источник информации для построения гипотез,
служить для проверки данных, полученных
другими методами, с его помощью можно
извлечь дополнительные сведения об изучаемом
объекте. Наблюдение является весьма трудоемким
методом. Оформление итогов наблюдений
занимает порой в два раза больше времени,
чем само наблюдение.
Предметом в данной работе является наблюдение
в проведении маркетинговых исследований
в студии красоты «Magic Sun» (ЧУП «Мэджик
сан»).
Объект исследования: поведение потребителей услуг.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что применение наблюдения в проведении маркетинговых исследованиях позволяет провести предварительный анализ действий потребителя по отношению к определенному товару, то есть проанализировать предпочтения различных потребителей. Применение наблюдения является единственным способом сбора информации, так как лучший способ понять людей (в данном случае потребителей услуг) – наблюдение за ними в естественной обстановке.
Цель курсовой работы – выявить и проанализировать эффективность использования наблюдения в проведении маркетинговых исследований.
Данная цель предполагает реализацию следующих задач:
1. выявить существующие формы проведения наблюдений.
2. дать характеристику необходимости применения наблюдений.
3. проведение метода наблюдения.
4. проанализировать эффективность использования наблюдений в проведении маркетинга на предприятии, выявить пути совершенствования метода наблюдения.
Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, c его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. С помощью наблюдения можно исследовать не только поведение покупателей в магазине, персонала, предоставляющего услуги потребителям, но и другие процессы. Например, как люди используют те или иные товары (укладывают прическу, готовят завтрак, подстригают газоны и т. д.). Результаты могут быть использованы для создания новых модификаций товаров, улучшения сервиса, системы распределения и продвижения (новые темы для рекламных кампаний).
Наблюдение является достаточно гибким методом сбора информации, так как может осуществляться исследователями в различных формах. Для группировки различных вариантов осуществления процесса наблюдения могут использоваться следующие классификационные признаки: характер окружающей обстановки; место исследователя в изучаемом процессе; способ восприятия объекта наблюдения; степень стандартизации наблюдения; степень открытости процесса наблюдения; характер наблюдаемых событий; регулярность проведения наблюдения. [2, с. 228-230]
Таблица 1 - Формы проведения наблюдений
Классификационный признак |
Формы наблюдения |
Характер окружающей обстановки
|
Полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации. |
Лабораторное наблюдение — проводят в искусственно созданных условиях, это позволяет сохранять стабильность обстановки, в условиях которой происходит исследование. Позволяют исследователям полностью контролировать условия проведения исследования, а также предоставляют больше возможностей для использования специальной аппаратуры. Создавая наиболее благоприятные условия для осуществления наблюдения, исследователи сокращают сроки и стоимость его проведения | |
Лабораторно-полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающими недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения | |
Место исследователя в изучаемом процессе |
Наблюдения с непосредственным участием
исследователя (включенное наблюдение)
— наблюдатель сам участвует
в ситуации, он одновременно сам
влияет на ситуацию и, в свою очередь,
подвергается ее влиянию. Такая форма
позволяет скорректировать |
Место исследователя в изучаемом процессе |
Наблюдение осуществляется наблюдателем
со стороны без участия в |
Способ восприятия объекта наблюдения |
Персональное наблюдение — наблюдаемые
события фиксируются |
Степень стандартизации наблюдения |
Не персональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов, что позволяет снизить субъективность восприятия событий. Структурированное (контролируемое) наблюдение — в этом случае используются бланки наблюдения с четко заданной структурой фиксируемых элементов (аспектов) процесса или ситуации, остальные элементы поведения игнорируются |
Степень открытости процесса наблюдения |
Свободное (неструктурированное) наблюдение
— осуществляется наблюдение всех
элементов поведения без |
Скрытое наблюдение — наблюдаемым
не известно о проводимом исследовании.
Скрытое наблюдение не предполагает
раскрытия инкогнито | |
Характер наблюдаемых событий |
Прямое наблюдение — наблюдение проводится непосредственно за поведением. |
Непрямое (косвенное) наблюдение — наблюдение проводится за результатами поведения. | |
Регулярность проведения наблюдения |
Систематическое наблюдение — проводится на регулярной основе, что позволяет выявить тенденции процессов. |
Эпизодическое наблюдение — в качестве частного случая эпизодического наблюдения можно рассматривать единичное наблюдение, проводимое повторно без четко спланированного регламента. Не имеет четко установленного регламента регистрации событий. | |
Однократное наблюдение — исследование выполняется в соответствии с поставленными целями однократно, более эта схема исследования не используется. | |
Случайное наблюдение — наблюдение заранее незапланированного явления, как самостоятельная процедура сбора первичной информации обычно не планируется. Между тем зачастую становится уникальным поводом для пересмотра маркетинговых решений предприятия |
Примечание – Источник: [3,таблица 1]
Необходимость контролировать внешние условия проведения наблюдения определяет вариант формы наблюдения в соответствии с характером окружающей обстановки. Представленная классификация, как и любая типология условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому учитывая цель и характер планируемого исследования и решая вопрос о применении метода наблюдения, необходимо соотносить возможности и ограничения, позитивные и негативные характеристики его различных форм.
В общей
структуре методов
1) непосредственно
в ходе изучаемого процесса, явления,
ситуации (для качественного анализа),
например, когда исследуется процесс выбора
товара покупателем;
2) для
получения предварительного
3) для
подтверждения данных, полученных
с помощью других методов,
4) для пояснения
результатов, полученных с
5) для описания распространенности явления или ситуации (ассортимент товаров в розничных торговых предприятиях, выбор товарной марки);
6) о поведении потребителей, в особенности такого, которое потребители не имеют желания запоминать;
7) о партнерах
и поставщиках (изучение
8) о выставках (изучение маршрутов движения посетителей, у каких стендов посетителей больше, чем больше всего интересуются);
9) о конкурентах
(изучение опыта организации
Метод наблюдения
эффективен и для анализа организации
работы персонала предприятия:
– оценка интенсивности работы сотрудников;
– выделение «горячих» периодов и пиков активности;
–выявление
основных источников потери времени, ресурсов
(поиск необходимой информации)
– определение наиболее «загруженного» и «незагруженного» персонала;
– установление требований к различным материалам, литературе, документам для более эффективного их размещения на рабочих местах.
В большинстве случаев наблюдение используется совместно с другими методами сбора первичной информации. Полученные таким образом данные дополняют и контролируют друг друга.
Методы наблюдения можно классифицировать по способу их проведения: личное наблюдение, наблюдение с использованием технических средств, аудит, контент-анализ, анализ следов.
При личном наблюдении наблюдатель записывает все происходящие с объектом события по мере их поступления. Он не пытается контролировать или направлять события, происходящие с объектом наблюдения. Он просто записывает все, что происходит в естественных (например, в магазине) или в искусственных условиях (в исследовательском центре). Например, наблюдатель может записывать число посещений и наблюдать за потоками покупателей в универмаге.
При наблюдении с использованием технических средств запись результатов производится техническими устройствами. При этом может потребоваться, а может и не потребоваться участие респондентов. Из технических устройств, не требующих участия респондентов, наиболее известен аудиометр. Он подсоединяется к телевизору и постоянно регистрирует, какой канал включен. В последнее время появились так называемые «счетчики людей». Они не только регистрируют, какой именно канал включен, но и сколько человек смотрят передачу. Другой широко известный пример – турникеты, регистрирующие количество человек, входящих и выходящих из помещения. Технические достижения, такие как штрих коды товаров, значительно расширили сферу применения наблюдений с использованием технический средств.
Информация о работе Проектирование и осуществление наблюдения в маркетинговом исследовании