Позиционирование товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 05:41, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является разработка эффективной программы позиционирования продукции предприятия на примере фирмы «Орифлейм».
Поэтому основными задачами работы являются:
1. Обзор теоретических основ позиционирования.
2. Определение подходов к формированию направлений развития предприятия.
3. Анализ стратегии развития предприятия «Орифлейм».
5. Определение перспективных направлений развития «Орифлейм».
6. Разработка структуры программы позиционирования товаров предприятия.

Оглавление

Введение………………………………………………..…………………………………
Глава 1. Теоретические основы позиционирования…………………………………….
1.1. Определение, цель, задачи позиционирования………………………………………
1.2. Виды, методики позиционирования………………………………………………..
1.3. Этапы разработки стратегии позиционирования……………………………………
Глава 2. Анализ стратегии развития фирмы «Орифлейм»……………………………….
2.1. Общая характеристика организации и состояние аналитической работы………..
2.2. Оценка финансовых результатов деятельности «Орифлейм»…………….……….
2.3. Использование методов стимулирования сбыта в «Орифлейм»………….……….
Глава 3. Разработка программы позиционирования товаров фирмой «Орифлейм»...
3.1. Перспективные направлений развития фирмы «Орифлейм»…..………………..
3.2. Структура программы позиционирования товаров…………………………..…….
Заключение………………………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Позиционирование товара.doc

— 1.34 Мб (Скачать)

 

                        1.2. Виды, методики позиционирования

 

Позиционирование - это разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров конкурентов.

Позиционирование - это комплекс маркетинговых  элементов, с помощью которых людям необходимо внушить, что данный товар создан специально для них, и что он может быть идентифицирован с их идеалом.

Отметим основные стратегии позиционирования товара в целевом сегменте:

  • позиционирование, основанное на отличительном качестве товара;
  • позиционирование, основанное на выгодах от приобретения товара или на решениях конкретной проблемы;
  • позиционирование, основанное на особом способе использования товара;
  • позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей;
  • позиционирование по отношению к конкурирующему товару;
  • позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров.

Позиционирование - это  процесс обеспечения преимущественного положения предприятия на рынке.

Решив, на каком сегменте выступать, предприятию нужно на этот сегмент проникнуть. Если сегмент  уже устоялся, значит в нём есть конкуренция. Конкуренты там уже заняли свои позиции (в этом сегменте). Прежде чем решить вопрос о собственном позиционировании, необходимо определить положение конкурентов. С учётом позиций, занимаемых конкурентами, возможно два пути вхождения в сегмент:

1. Позиционировать себя  рядом с одним из конкурентов  и начать борьбу за увеличение доли рынка. Этот путь возможен, если:

* предприятие может  предложить товар, превосходящий  товар конкурента

* если рынок велик  и может вместить несколько  конкурентов

* предприятие располагает  большими, чем конкурент ресурсами

* если выбранная стратегия  в наибольшей мере отвечает особенностям  
сильных деловых сторон предприятия

2. Предложить товар,  которого ещё нет на рынке.  Этот путь возможен, если имеются  в наличии соответствующие технические  возможности, экономические возможности и достаточное число потребителей, предпочитающих новый товар.

Существует несколько  видов позиционирования:

- на основе потребительских преимуществ товара

- на основе расширения круга покупателей данного товара

- сегмент повышения престижности данного товара

- данного товара учёта слабых сторон конкурентов

Для сообщения о позиции  компании или товарной марки целевому рынку необходимо включить в маркетинговый  план «позиционное утверждение». Это утверждение должно иметь следующий вид: для (целевая группа и потребность) наша (торговая марка) является (концепция), которая (признак отличая).

По природе различают:

  1. позиционирование достигается за счет технических know-how. Оно базируется на модификации товаров и осуществляется в результате внедрения в производство достижений НТП. При таком позиционировании потребитель получает объект преимущества в данном товаре;
  2. позиционирование, основанное на маркетинговых know-how (модификация комплекса маркетинга, когда сам по себе товар не изменяется, но предлагается  оригинальные методы его продвижения, распределения или ЦО (ценообразования)).

По отношению к конкурентам:

    1. аналогичное;
    2. конкурентное;
    3. уникальное.

По степени новизны:

      1. позиционирование новых товаров;
      2. позиционирование существующего товара.

Позиционирование существующего  товара обычно носит форму репозиционирования – это процесс, с помощью которого компания пытается приспособить свой товар к изменяющимся требованиям потребителя и с учетом изменения внешней среды.

Методика позиционирование нового товара в умах покупателей  или репозиционирование существующего на рынке товара включает ряд шагов:

1. Определение соответствующий  набор конкурентных товаров, обслуживающих целевой рынок.

2. Установление набора  определяющих атрибутов, очерчивающих  «товарное пространство», в котором расположены позиции текущих предложений.

3. Сбор информации, исследовав  выборку покупателей и потенциальных клиентов о восприятии каждого товара по определяющим атрибутам.

4. Определение текущего  положения товара в товарном  пространстве (позиционирование) и силу его позиции.

5. Определение наиболее предпочтительную для покупателей комбинацию определяющих атрибутов.

6. Изучение соответствия  между предпочтениями рыночных  сегментов и текущей позицией  товара (рыночное позиционирование). Определите позиции, которые могут занять новые дополнительные товары.

7. Составление заключения  о позиционировании и выработайте  предложения по дальнейшей разработке и осуществлению маркетинговой стратегии.

Эти шаги применимы к  товарам и услугам, на внутренних и международных рынках, к новым и существующим товарам. Это не означает, что определяющие атрибуты товара и восприятие потребителями разных конкурентных предложений останутся неизменными в разных странах или других рыночных сегментах; для большинства товаров они скорее будут отличаться. После того как менеджеры выбрали соответствующий набор конкурентных предложений, обслуживающих целевой рынок (шаг 1), они должны сформулировать набор критических или определяющих атрибутов товара, важных для покупателей на этом целевом рынке (шаг 2).

Шаг 3 включает сбор информации у выборки покупателей относительно их восприятия разных предложений, а на этапе 4 исследователи анализируют эту информацию, чтобы определить текущее положение, которое товар занимает в умах покупателей, силу его позиции, а также позиции конкурентов.

После этого менеджеры  устанавливают наиболее предпочтительные для покупателей комбинации определяющих атрибутов, что требует сбора  дополнительных данных (шаг 5). Это делает возможным исследование соответствия между предпочтениями данного целевого сегмента покупателей и текущими позициями конкурентных предложений (шаг 6). И наконец, на этапе 7 менеджеры составляют краткое заключение, в котором сообщается, какое решение о позиционировании они приняли.

Далее рассмотрим методику процесса позиционирования более подробно.

Шаг 1: определение соответствующий  набор конкурентных товаров.

Анализ позиционирования полезен на многих уровнях: компании в целом, бизнес-единицы, товарной категории, определенной товарной линии или торговой марки. На уровне компании или бизнес-единицы такой анализ помогает определить, как компания в целом или бизнес-единица позиционирована относительно их конкурентов.

На уровне товарной категории  анализ исследует восприятие покупателями типов товаров, которые они могут считать заменителями, удовлетворяющими те же основные потребности. Предположим, например, что компания обдумывает выведение на рынок нового растворимого напитка для завтрака. Новому товару придется конкурировать с другими товарами для завтрака, такими как яичница с беконом, хлопья для завтрака и даже продукты быстрого питания. Чтобы оценить позицию нового товара на рынке, маркетолог должен получить представление о восприятии покупателями нового товара относительно вероятных взаимозаменяемых товаров по разнообразным определяющим его атрибутам, что соответствует этапам 3 и 4 процесса позиционирования.

Если конкуренты представляют на рынок несколько товаров в  одной товарной категории, может быть полезен анализ позиционирования на уровне товара или торговой марки, чтобы лучше понять, насколько различные торговые марки привлекательны для покупателей, позиционировать предлагаемые новые товары или торговые марки или репозиционировать текущие и определить источники новых конкурентных возможностей.

На каком бы уровне ни проводился анализ позиционирования, критически важным является выбор аналитиком конкурирующих товаров (товарных категорий, фирм). Компании, которые пренебрегают важными взаимозаменяемыми товарами или потенциальными конкурентами, рискуют получить удар исподтишка со стороны непредвиденных конкурентов.

Шаг 2: установление определяющих атрибутов.

Позиционирование может  основываться на целом ряде атрибутов, которые включают желаемые характеристики пли выгоды. Ниже представлены наиболее распространенные типы оснований для позиционирования.

  • Характерные особенности часто используются при позиционировании материальных продуктов, а значит, и товаров производственно-технического назначения. Например, Amazon.com имеет уникальную систему заказа «1-click».
  • Искомые выгоды, подобно характерным особенностям, напрямую связаны с товаром. В качестве примеров можно привести акцент Volvo на безопасности и долговечности ее автомобилей.
  • Употребление включает конечное использование («Если это появится у вас на кухне, оно обязательно подойдет к вашим...» - заявление об универсальности), демографическое основание; психографическое или поведенческое основание и популярность.
  • Происхождение включает производителя («разлито французским виноторговцем».
  • Производственный процесс часто является объектом усилий фирмы по позиционированию.
  • Ингредиенты в качестве атрибута позиционирования иллюстрируются некоторыми производителями одежды, заявляющими, что их спортивные рубашки сделаны из чистого хлопка.
  • Поддержка бывает двух типов: подтверждение экспертов.
  • Распространенным является сравнение с продукцией конкурентов.
  • Позиционирование, основанное на защите окружающей среды, стремится изобразить компанию как социально ответственную.
  • Страна или географическая область (французские вина, русская водка).

Теоретически потребители могут использовать много атрибутов для оценки товаров или торговых марок, но число атрибутов, действительно влияющих на выбор потребителя, как правило, является небольшим, отчасти из-за того, что потребители могут рассматривать только те атрибуты, о которых они знают. Чем больше переменных используется при позиционировании данного товара, тем выше вероятность замешательства и даже недоверия со стороны части потребителей. Деятельность по позиционированию должна быть как можно проще, и следует любой ценой избегать сложности.

При использовании одного или нескольких атрибутов в качестве основы для позиционирования торговой марки важно осознавать, что значение, придаваемое этим атрибутам, часто различно. Например, хотя торговые марки мыла или шампуня, предоставляемого отелем, могут быть атрибутом, который некоторые потребители используют при оценке гостиниц, вряд ли большинство будет придавать ему много значения, решая, какой сетью отелей воспользоваться. Даже важный атрибут может не сильно влиять на предпочтения потребителей, если все альтернативные торговые марки воспринимаются как примерно равные по этому параметру. Сохранность депозита является важным атрибутом, который рассматривается при выборе банка, но большинство потребителей воспринимают все банки как одинаково безопасные. Следовательно, сохранность депозита не является определяющим атрибутом: она не играет важной роли в том, чтобы помочь покупателям дифференцировать альтернативы и определить, какой банк они предпочитают.

При определении товарного пространства в ходе анализа позиционирования маркетологи должны полагаться в первую очередь на определяющие атрибуты. Вопрос состоит в том, как маркетолог может выяснить, какие параметры продукта являются определяющими атрибутами? Эта задача, как правило, требует проведения какого-нибудь маркетингового исследования в соответствии с процессом маркетингового исследования, описанным в предыдущей главе. Это подводит нас к шагу 3.

Шаг 3: сбор информации относительно восприятия покупателями конкурирующих товаров.

Сформировав набор конкурирующих  продуктов, маркетолог должен узнать, какие атрибуты являются определяющими для анализируемого целевого рынка и товарной категории. Также он должен выяснить, как разные товары в наборе конкурентных товаров оцениваются покупателями по этим атрибутам. Обычно эти знания о рынке собираются прежде всего посредством качественного исследования, например интервью в фокус-группах, проводимого с целью выявления определяющих атрибутов. После этого следует количественный анализ, например опрос потребителей относительно их восприятия, с целью сбора информации о том, как конкурирующие продукты оцениваются по отдельным атрибутам. Позже в данной главе мы обсудим несколько статистических и аналитических инструментов, которые могут оказаться полезными в этой части процесса позиционирования.

Информация о работе Позиционирование товара