Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 23:21, контрольная работа
Целью данной работы является исследование основных вех в развитии маркетинга в России и формировании представления об основных чертах этого вида деятельности.
В работе рассмотрен период истории страны с конца девятнадцатого века до настоящего времени, рассмотрены тенденции и события неразрывно связанные с маркетинговой деятельностью, а также события в мире, протекавшиее параллельно или сопряженно с событиями в России.
Введение ………………………………………………………………………………..…….. 3
Особенности развития маркетинга в России ……………………………………..………... 4
Зарождение маркетинга в эпоху Российской Империи (1880-1917) ..………………….… 4
Новая экономическая политика (04.1921 – 10.1929) ………………………………………. 4
Хрущевская оттепель …………………………………………………………..…………….. 5
Старт: перестройка (1986 – 1991) ……………………………………..……….……….…… 6
Эпоха рынка …………..………………………………………………………...…………… 11
Антимаркетинговые стереотипы …………………………………………………………… 15
Эволюция маркетинга на уровне фирм при переходе к рынку …………………………… 16
Отношение к маркетингу в современной России ………………………………...………... 19
Подходы к маркетингу в настоящее время ……………………………………...…..……… 20
Текущая ситуация на российских предприятиях ……………………………..……………. 26
Заключение ……………………………………………………………………………………. 28
Список источников …………………………………………………………………………… 29
И, наконец, в четвертой ячейке находятся предприятия с низким уровнем развития планирования и слабой организацией.
Необходимо отметить, что три упомянутых подхода к маркетингу не являются взаимоис-ключающими. Использование положений Сетевого подхода вовсе не исключает планиро-вания. На практике данные подходы могут сосуществовать.
Сотрудниками журнала «Маркетинг в России и за рубежом» было исследовано пять российских компаний. Посредством проведения глубинных интервью с менеджерами предприятий были исследованы вопросы стратегии и организации на них маркетинговой деятельности. Интервью проводились на основе предварительно составленного опросного листа, отражающего три различных подхода к маркетингу, охарактеризованных выше. Все предприятия расположены в Северном экономическом регионе. Были собраны как количественные данные, так и информация, базирующаяся на суждениях менеджеров, связанных с их представлениями о маркетинговой деятельности компании и ходе экономических реформ в целом.
Предприятия представляют различные отрасли (химическая, пищевая, машиностроитель-ная) и отличаются по размерам. Два из них сравнительно небольшие по размеру и ориен-тированы на местный рынок. Одно - достаточно крупное предприятие, ориентированное на международный рынок. Между ними располагаются средние по размеру предприятия, одно из которых ориентировано на внешний рынок, а другое - на региональный.
Все пять компаний были основаны относительно давно в качестве госпредприятий. На начальном этапе реформ предприятия подверглись процедуре привати-зации, после чего их главными собственниками стали менеджеры и рабочие, хотя были привлечены и неко-торые частные инвесторы. Предприятия имеют типичную функциональную организа-ционную структуру и вследствие финансовых трудностей ориентированы на выживание.
Результаты исследования пяти предприятий могут быть суммированы следующим образом. Навыки маркетингового персонала предприятий, нестабильность окружения, нежелание использовать посредников и необходимость установления тесных взаимоот-ношений с потребителями для организации схем взаимных зачетов объясняют отсутствие в работе предприятий планового подхода к маркетингу. Вместо этого предприятия поста-рались установить более близкие персональные взаимоотношения с потребителями. Кро-ме того, они совмещают сбыт с деятельностью по сбору информации о рынке.
Проведенное исследование ясно показывает, что предприятия по-разному реагируют на проводимые реформы. Некоторые пассивно приспосабливаются к изменениям окружения, в то время как другие активно участвуют в создании рынка.
Плановый подход к маркетингу в традиционном его понимании не был обнаружен ни на одном из исследуемых предприятий. Лишь на двух наиболее крупных предприятиях менеджеры рассматривают плановый подход в качестве идеала, к которому они должны стремиться. Вместе с тем, все пять предприятий находят планирование трудно осуществимым в условиях турбулентной окружающей среды. Если использовать Таб. 1 для их классификации, то исследуемые предприятия попадают в разряд организаций, характеризуемых низким уровнем планирования.
Предприятие, производящее пиво, практически однозначно может быть отнесено к приверженцам Подхода, ориентированного на действие. Оно полностью совмещает сбытовую деятельность с процессом получения маркетинговой информации. Сетевой подход, в той или иной степени, используется всеми предприятиями. Это выражается в развитии личных контактов и попытках установления долговременных отношений с клиентами, особенно посредством образования новых организационных подразделений.
Хотя отсутствие активной деятельности в области маркетинга довольно предсказуемо, исследователи были в значительной мере удивлены большим количеством организацион-ных изменений, происходящих на предприятиях. Это особенно относится к изменениям маркетинговых служб. Данное явление объясняется целым рядом причин:
организации перестали существовать, либо преобразовались в частные структуры.
В результате этого образовался “разрыв” между производителями и потребителями
продукции.
Данное положение обуславливает необходимость внесения изменений в Таблицу 1. Выяснилось, что сила организации заключается не только в планировании. Организация, обладающая высокопрофессиональными людьми, имеющими предпринимательские способности и способности к действию, может быть сильной. Ориентация на действие может быть как pro-active (в этом случае организация вовлечена в создание рыночного окружения), либо re-active (предприятие реагирует на возникающие проблемы и возможности). В Таблице 2 приведена новая классификация исследуемых предприятий.
Химическое
предприятие в попытке
Таблица 2. Взаимосвязь между маркетинговой организацией, предпринимательством и планированием
|
Природа
экономических реформ
Однако данный процесс замедляется несколькими обстоятельствами:
над компаниями.
менеджеры и другие) препятствовали проведению
изменений на предприятиях.
стабильности) сделала планирование невозможным.
ориентированную на выживание, в условиях которой большее значение
придавалось управлению долгами фирмы и схемам взаимозачетов, нежели
долговременной реорганизации и стратегическому планированию.
Таким образом, успешным менеджером считался тот, кто мог успешно приватизировать предприятие, обеспечить выживание компании и рационально управлять портфелем дол-гов. Чтобы это осуществить, менеджеры пытаются развить маркетинговую деятельность и реорганизовать предприятие. Как выяснилось, это делается посредством использования различных идей, таких как интеграция сбытовой деятельности, проведение маркетинго-вых исследований и расширение маркетинговой организации за счет образования новых подразделений, а не в соответствии с четко разработанным планом. В итоге, предпочтение отдается Сетевому подходу и Подходу, ориентированному на действие.
Текущая ситуация на российских предприятиях
За истекший
после начала рыночных преобразований
период сделано немало. На предприятиях
появились маркетинговые службы, осуществляющие
в той или иной степени комплекс маркетинговых
исследований. Функционируют специализированные
маркетинговые фирмы, изучающие отдельные
рынки товаров и услуг. Государственные
и коммерческие учебные заведения экономического
профиля, в том числе Финансовая академия
при Правительстве РФ, активизировали
подготовку специалистов в области маркетинга.
В 1995 г. создана
Российская ассоциация маркетинга, в составе
учредителей которой государственная
структура (Российский фонд федерального
имущества) и десятки коммерческих организаций,
в том числе такие известные, как АО "Ноябрьскнефтегаз",
"Автобанк", АК "Алмазы России –
Саха", АО "Фармимекс" и др. Уставные
задачи ассоциации – содействие развитию
финансового, товарного рынка и рынка
труда – соответствуют интересам реализации
государственной экономической политики.
Ассоциация взяла на себя обязательства
оказывать содействие властям в выработке
экономической и социальной политики
посредством маркетинговых исследований.
Главным сейчас
для российских предприятий, фирм, банков
является их способность дать потребителю
товар (продукт) более высокого качества
или обладающий какими-то новыми свойствами,
причем за умеренную цену. Во все большей
степени начинает работать основное требование
современного рынка – выпуск необходимой
потребителю продукции. Естественно, возможности
производителя и состояние маркетинга
российских предприятий существенно различны.
С этих позиций
можно выделить четыре основных типа
предприятий.
Первый не занимается
маркетингом, а порой и не представляет,
что это такое. Руководители таких предприятий
ведут работу по примитивной схеме – они
пытаются продать продукцию, полагая,
что ее наличие у предприятия уже есть
гарантия повышен-ного интереса к этой
продукции со стороны покупателей. Однако
в развитых странах принято, что поставщик
сам ищет покупателя. Зарубежный опыт
показывает, что найти покупателя – одна
из самых ответственных операций для любой
фирмы.
Во втором случае
на предприятии реализуются лишь отдельные
элементы маркетинга (например, реклама
или сервис). Изучение рынка, конкурентов
просто игнорируется.
Наглядным примером
в этом отношении может быть ситуация,
сложившаяся на рынке чая. Закупки этой
продукции в Шри-Ланке за последние годы
достигли уровня, характер-ного для конца
80-х годов. Тогда СССР был одним из основных
импортеров цейлонского чая. Однако в
настоящее время российские фирмы предпочитают
заключать контракты на покупку низких
сортов этого чая. По мнению экспертов,
поставки низкосортного чая в Россию вызовут
отрицательную реакцию российских потребителей,
и в долгосрочной перспективе цейлонский
чай потеряет репутацию одного из лучших
сортов.
Третий вариант
предполагает использование группы взаимосвязанных
элементов маркетинга (например, изучение
рынка и производство продукции под потребности
покупателя).
Информация о работе Особенности развития маркетинга в России