Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 23:21, контрольная работа
Целью данной работы является исследование основных вех в развитии маркетинга в России и формировании представления об основных чертах этого вида деятельности.
В работе рассмотрен период истории страны с конца девятнадцатого века до настоящего времени, рассмотрены тенденции и события неразрывно связанные с маркетинговой деятельностью, а также события в мире, протекавшиее параллельно или сопряженно с событиями в России.
Введение ………………………………………………………………………………..…….. 3
Особенности развития маркетинга в России ……………………………………..………... 4
Зарождение маркетинга в эпоху Российской Империи (1880-1917) ..………………….… 4
Новая экономическая политика (04.1921 – 10.1929) ………………………………………. 4
Хрущевская оттепель …………………………………………………………..…………….. 5
Старт: перестройка (1986 – 1991) ……………………………………..……….……….…… 6
Эпоха рынка …………..………………………………………………………...…………… 11
Антимаркетинговые стереотипы …………………………………………………………… 15
Эволюция маркетинга на уровне фирм при переходе к рынку …………………………… 16
Отношение к маркетингу в современной России ………………………………...………... 19
Подходы к маркетингу в настоящее время ……………………………………...…..……… 20
Текущая ситуация на российских предприятиях ……………………………..……………. 26
Заключение ……………………………………………………………………………………. 28
Список источников …………………………………………………………………………… 29
Как через увеличительное стекло, антимаркетинговая ориентация экономики была видна на примере предприятий военно-промышленного комплекса, в ходе их конверсии. Они занялись не столько обновлением ассортимента, сколько лишь пассивной адаптацией имеющихся возможностей производства к гражданским нуждам. Процесс ценообразо-вания на оборонных предприятиях оставался ориентированным не на рынок, а на возможности бюджетного финансирования и благоволение вышестоящих командиров. Проблемы продвижения товаров, выбор посредников, организация рекламы оказались принципиально новыми для них. Добавьте сюда гипертрофированную концентрацию,
монополизацию
производства, его полную подчиненность
командным методам управ-ления -
и картина антимаркетингового мира
выглядит вполне законченной.
Характерен
в этом отношении пример работы авторов
по исследованию рынка в 1990 году в Санкт-Петербурге.
Проблема, стоявшая пред организацией,
по заказу которой про-водились исследования,
Международным акционерным объединением
«Научные прибо-ры» заключалось в значительном
уменьшении спроса на ее продукцию. Эта
организация (фирма) являлась монополистом
в своей области ранее. Проведенный анализ
показал, что до 1988 года количество заявок
на продукцию фирмы устойчиво превышало
объем выпус-ка в 1,5-2 раза. С отмеченной
даты начинается резкое падение числа
заявок, а с 1990 года пошли отказы от ранее
сделанных заявок на покупку. Проблема
сбыта объяснялась сле-дующим образом:
до 1988 года научные организации, являющиеся
основными клиентами фирмы, имели в своем
бюджете средства, которые выделялись
им из госресурсов или зак-ладывались
в смету по частным контрактам целевым
назначением на научное оборудова-ние
и которые они могли потратить на что-либо
другое. С переводом организаций на научные
условия хозяйствования (1988 год) появились
иные возможности расходования средств,
что сразу же отразилось на количестве
заявок на научную аппаратуру.
Эпоха
рынка
Упразднение традиционного общего политико-экономического пространства, резко изменив границы отечества и превратив традиционно «своих» партнеров в зарубежных, сделало тем самым невозможным продолжение и старых антирыночных традиций: партнера и тем более потребителя теперь приходилось искать, идти ему навстречу, учитывать его положение и возможности.
Впрочем,
возрастание потребности в
ходы к решению
многих экономических проблем, стал активно
и почти повсеместно проявляться близорукий
экономический эгоизм. Жертвами этого
стали наиболее принципиальные моменты
маркетинга: стратегия деятельности в
целом, качество товаров и услуг, ценообразование,
организация продаж.
Показательной в этом отношении является судьба многих совместных предприятий (СП) в странах СНГ. Многие из них, только родившись, почти сразу же оказались на грани распада. Причины на первый взгляд - в расхождении партнеров-соучредителей по отдельным позициям, конкретным маркетинговым проблемам; на самом деле они коре-
нятся гораздо глубже - в нестыковке стратегий учредителей. Есть, в частности, примеры того, как недовольство учредителя, вложившего долларовую часть уставного фонда совместного предприятия, бывало вызвано специфической позицией и поведением «рублевого» партнера в отношении использования причитающейся доли прибыли СП, особенно когда прибыль материализована в виде дефицитной на отечественном рынке продукции. Соучредители СП с отечественной стороны норовили продать такой товар через коммерческие структуры по ценам, существенно превышающим заранее оговорен-ные учредителями, а то и попросту реализовать дефицитный товар отчасти среди сотруд-ников предприятий-учредителей, отчасти - своим партнерам по кооперации, другим «нужным людям». При этом, естественно, речь не идет о завоевании отечественного рынка, о налаживании взаимоотношений с потребителями (включая обратную информа-цию о товаре), о гарантиях качества и др. Отечественные соучредители СП решали свои проблемы: как удержать кадры своего завода, как расположить к себе традиционных поставщиков, как уплатить старые долги и удержаться на плаву и т.п. Понятно, что западных партнеров, заинтересованных в развитии самого СП, в рыночной экспансии и укреплении рыночной позиции, такая стратегия не устраивала. Далеко не случайно, что при этом в первую очередь страдали качество, ассортимент, сервис - все то, в чем прежде всего заинтересован потребитель. Гарантия качества товара долгое время имела у нас
смысл не столько
как срок безотказной работы, сколько
как эфемерное право на бесплатный
ремонт или замену (если повезет!), и
при прохождении через
непродовольственных
товаров так называемого
ситуации с
его оценкой, сертификацией.
Причин тому
было несколько: это и
ческой, информационной,
технической и кадровой базы сертификации
качества, в том числе без использования
конкурентных листов.
В плену
антимаркетинговой логики
тех или иных товаров и услуг, в сравнении с внешним рынком. В условиях доминиро-вания монополистов наше государство было вынуждено играть в ценообразовании роль, весьма экзотичную для развитых рынков. Если на них верхний уровень цен определяет сам рынок, а государство в основном защищает своих товаропроизводителей от необос-нованно заниженных цен, то у нас правительству пришлось поступать прямо наоборот.
В многократно
выросших «освобожденных» ценах
преимущественно оказались
Несформированность
рынка наложила свою печать
и на развитие у нас сферы
коммуни-каций, прежде всего
Полнокровный
маркетинг немыслим без
Антимаркетинговый
путь вел сферу обмена в
тупик практически с самого
начала. Изъятие из свободной
продажи фондов для покрытия
«карточек» сразу же создавало
на рынке искусственный
Внедрение
единых норм потребления для
регионов и коллективов с
не принимали
аналогичных мер, т.е. в течение
весьма небольшого времени, характери-зующего
инерционность их реакции. Самым тревожным
здесь было то, что средняя норма потребления
провоцировала усреднение эффективности
труда, когда и тунеядец, и высококлассный
работник имели право на один и тот же
минимум потребления, а чтобы приобрести
товары по договорным ценам, нужно было
трудиться непропорционально много.
Отрицая
экономические рычаги и методы
управления, карточная система в
любом ее варианте отрицала
и маркетинг. В конечном счете
она противоречила и
ла эти условия. Радикальный маркетинговый путь фактического решения данной пробле-мы - это путь наращивания производства. Известна первая заповедь маркетинга: если у вас нет товара, значит, у вас нет ничего. Но если мы стремимся обогатить маркетинговые возможности распределения, нельзя не использовать и вторичные, боковые пути: возможности привлечения дополнительных ресурсов, в том числе активизацию импорта, глубокую переработку сырья, что позволило бы не только увеличивать количество това-ров, но и расширять, наращивать их ассортимент, дифференцировать товары и цены в соответствии с платежеспособным спросом. Формированию эластичного спроса помогли бы также меры по вовлечению денежных средств населения и предприятий в оборот путем создания акционерных обществ по передаче в собственность вкладчика незавер-шенного строительства домов и других строений, сверхнормативных запасов сырья и материалов, неиспользуемого оборудования, по продаже квартир в домах государ-
ственного жилого
фонда и т.п. Предварительная оплата
будущих покупок в форме
Однако отечественная хозяйственная практика начала 1990-х гг. была далека от марке-тинговых установок. Созданные на базе главков и территориальных органов централи-зованного снабжения коммерческие посреднические структуры в определенной степени изменили лишь формы работы, преимущественно содействуя развитию бартерных по-
ставок - наиболее
архаичной формы обмена. Некоторые
льготы были при этом адресованы потребителям
при условии их согласия на дополнительные
отчисления в фонды развития посредника
или поставщика, на доплаты наличными
деньгами, на прямые товарные пожертвования,
на зачет векселей и других ценных бумаг
на невыгодных для себя услови-ях. По своей
сущности это были лишь слегка завуалированные
формы отъема, вымога-тельства средств,
противостоящие маркетинговым методам
работы. При этом посредники оказались
практически не заинтересованы договариваться
о снижении цен на товары; их главной заботой
оставалось достижение большей величины
объемных показателей продаж.
Пока маркетинговые
услуги посредниками не
Информация о работе Особенности развития маркетинга в России