Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 23:21, контрольная работа
Целью данной работы является исследование основных вех в развитии маркетинга в России и формировании представления об основных чертах этого вида деятельности.
В работе рассмотрен период истории страны с конца девятнадцатого века до настоящего времени, рассмотрены тенденции и события неразрывно связанные с маркетинговой деятельностью, а также события в мире, протекавшиее параллельно или сопряженно с событиями в России.
Введение ………………………………………………………………………………..…….. 3
Особенности развития маркетинга в России ……………………………………..………... 4
Зарождение маркетинга в эпоху Российской Империи (1880-1917) ..………………….… 4
Новая экономическая политика (04.1921 – 10.1929) ………………………………………. 4
Хрущевская оттепель …………………………………………………………..…………….. 5
Старт: перестройка (1986 – 1991) ……………………………………..……….……….…… 6
Эпоха рынка …………..………………………………………………………...…………… 11
Антимаркетинговые стереотипы …………………………………………………………… 15
Эволюция маркетинга на уровне фирм при переходе к рынку …………………………… 16
Отношение к маркетингу в современной России ………………………………...………... 19
Подходы к маркетингу в настоящее время ……………………………………...…..……… 20
Текущая ситуация на российских предприятиях ……………………………..……………. 26
Заключение ……………………………………………………………………………………. 28
Список источников …………………………………………………………………………… 29
Постепенно
маркетинг вышел из-под
Решающий момент
- переход маркетинга на предприятии из
утилитарно-инструмен-тальной фазы в фазу
общей концепции, объединяющей все функции,
связанные с выходом предприятия на рынок.
При этом руководителю, ответственному
за маркетинг, отводятся первые роли: он
становится не только главным арбитром
между фактом продажи и действиями подразделений,
которые могли на эту продажу повлиять,
но и ответственным за рыночные цели предприятия
и их достижение. А тот, кто отвечает за
цели, отвечает и за средства их достижения.
Отношение
к маркетингу в современной
России
Пожалуй,
наиболее заметные сдвиги в
отношении к маркетингу
Особенно злободневными для современной России представляются вопросы практичес-кого осуществления прав потребителей в отношении качества товаров и проблемы сер-
тификации продукции,
структурная перестройка
продукции - в пользу
высококачественной наукоемкой продукции,
а также услуг.
Политика ценообразования на российском рынке испытывает сложное влияние со сторо-ны ряда факторов, в том числе нетрадиционных для развитых рынков, важнейшие среди которых инфляция, отставание в темпах роста заработной платы от цен, замораживание оборотных средств предприятий в связи с неплатежеспособностью потребителей, резкое расслоение потребителей по уровню доходов. До сих пор определяющей в отношении факта купли-продажи на российском рынке выступает не цена потребления, а чистая
цена продажи.
В ней заложены не только весьма
высокие претензиина прибыль
со сторо-ны предпринимателей и многочисленной
армии посредников, но и компенсационные
над-бавки по целой группе мощных факторов
риска. Но в цену постепенно перестают
закла-дываться инфляционные ожидания,
риски неуплат и недопоставок со стороны
партнеров, компенсации возможных изменений
налоговой политики государства, а также
поборов со стороны криминальных структур.
Несовершенство информационных связей, транспортные проблемы в условиях больших российских расстояний, региональная автаркия пока еще создают почву для неоправданно большого разброса цен на одинаковые товары, для различного рода спекулятивных дейст-вий по завышению цен. Вместе с тем действие этих факторов и вызываемые ими неблаго-приятные последствия постепенно идут на убыль. По большому ряду товарных групп цены уже практически выровнялись. Конкуренция все чаще переходит в сферу борьбы за качество товаров, на методы их продвижения на рынок, в сферу сопутствующих услуг. Предприниматели все чаще используют различные скидки с цены. Правда, пока эти скидки не блещут разнообразием и предлагаются в основном либо за количество (оптовые скидки), либо - за постоянство, либо - за предварительную оплату. Функциональные скидки (за осуществление маркетинговых функций, например, за анализ рынка, за рекла-му товара, за дополнительный сервис) пока еще не получили достаточного распростране-ния. Другими словами, маркетинговая информация стала разнообразнее, оперативнее, доступнее. Сформировались, определились с позициями и приоритетами, частично специализировались медиа-каналы - в периодической печати, на радио и телевидении. Появились специализированные агентства, не только выполняющие полный комплекс услуг по созданию и размещению рекламных материалов и проведению рекламных кампа-
ний, но и ведущие
регулярный мониторинг, анализ тенденций,
действующих на рынке коммуникационных
услуг. Особенно радикальные изменения
произошли в сфере сбыта и продаж.
С распространением «челночничества»
она стала поистине всенародной сферой
деятельности. Личное участие многих миллионов
граждан в процессах закупки, транспор-тировки
и продаж товаров индивидуального потребления
стало формой самозащиты населения от
безработицы, роста цен и упадка производства.
Любой «челнок» оказался вынужден на себе
самом осваивать определенные аксиомы
и элементарные приемы формирования товарного
ассортимента, ценообразования, рекламы,
сервиса. В этом смысле Россия по иронии
судьбы снова оказалась «впереди планеты
всей»: населению маркетинг стал ближе
и роднее, чем многим производителям.
В этой
связи профессиональным
Появились сети специализированных магазинов, объединенные в торговые дома (системы) и другие близкие им формы. В них реализуется единая товарная и сервисная, ценовая и сбытовая политика. Само поведение таких систем и их элементов стало хорошо прогнозируемым, понятным, что ведет к формированию контингентов постоянных кли-
ентов.
Подходы
к маркетингу в
настоящее время
В результате процессов, которые шли в России за последние 20 лет сформировались, в основном, 3 различных подхода (характера) этой деятельности:
Плановый подход к маркетингу является общепризнанным. Большая часть маркетинго-вой литературы написана в рамках именно этого подхода. Маркетинговое планирование включает два основных этапа: проведение маркетинговых исследований и формулирова-ние маркетинговых планов. Общая цель планирования - найти баланс между внутренней средой фирмы и часто неблагоприятным окружением, являющимся “внешним” по отно-шению к предприятию. Если окружение фирмы дружественно и стабильно, планирование не является необходимым. С другой стороны, если окружающая среда слишком неблаго-приятна и турбулентна, планирование невозможно. Таким образом, планирование осу-ществимо лишь при выполнении определенных условий.
Большинство исследований, посвященных изучению маркетингового планирования, показывают, насколько в действительности маркетинговое планирование и маркетин-говые исследования используются в деятельности фирм. Многие компании, как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах с переходной экономикой, в незначи-тельной степени склонны к планированию.
Сетевой подход. Согласно Сетевому подходу рынок представляет собой совокупность конкретных, автономных субъектов (участников рынка), которые посредством ежеднев-ного взаимодействия создают долговременные связи с потребителями, характеризую-щиеся наличием взаимного доверия, позволяющего снизить трансакционные издержки и создать основу для совместного использования ресурсов. В соответствии с Сетевым подходом, маркетинговая стратегия и организация не являются результатом планиро-вания. Они создаются в результате ежедневного взаимодействия (событий и эпизодов), происходящего в контексте долговременных отношений. Являясь частью одной сети, участники рынка конкурируют за более выгодные позиции, обеспечивающие доступ к ресурсам и информации. Внешняя конкуренция заключается в готовности новых компа-ний вступить в сеть при ослаблении в ней отдельных связей.
“Сетевое” понимание рынка исходит из особой роли специалистов, рассматриваемых как “человеческий капитал”. Персонал, занимающийся сбытом продукции предприятия, дол-жен участвовать в повседневной деятельности потребителей, и наоборот. Вместо наблю-дения и анализа посредством формальных рыночных исследований организация получает необходимую информацию из опыта своей повседневной деятельности. Менеджеры по продукции или региональные менеджеры становятся менеджерами по взаимоотношениям (связям) с партнёрами. На макроуровне реструктуризация сетей составляет основу новой экономической реальности.
Подход, ориентированный на действие используется по двум причинам. Во-первых, часто компании, и особенно предприниматели, неохотно занимаются планированием. Они предпочитают действие, основанное на интуитивных идеях, посредством реализации которых менеджеры обретают необходимый опыт. Во-вторых, нынешняя ситуация в России характеризуется нестабильностью, что делает долговременное планирование трудно осуществимым. Развитие способности к действию является возможной альтер-нативой, оно позволяет компании реагировать на любую возникшую рыночную возмож-ность и справиться с любой проблемой.
Достаточно сложно точно охарактеризовать менеджера, ориентированного на действие. Данное понятие более близко к понятию предприниматель в понимании Австрийской эко-номической школы. Предприниматель характеризуется высокой способностью использо-вать возникающие на рынке возможности, нетерпеливостью, развитой интуицией и высо-кой способностью к действию. Если одна идея оказывается невыполнимой, он переходит к следующей. Согласно Подходу, ориентированному на действие, планирование в организа-ции играет незначительную роль. В крупной фирме способность к действию должна обес-печиваться стратегическим менеджментом, который, в отличие от стратегического плани-рования, характеризуется следующими чертами:
Взаимосвязь трех подходов для маркетинга. Соотнесение маркетингового планирования (проведение исследований и разработка планов) и организации маркетинговой деятельности способствует более ясному пониманию обозначенных различий (см. Таб.1).
Таблица 1. Взаимоотношения между маркетинговой организацией и планированием
|
Существуют предприятия (ячейка 1), для которых характерно наличие сильной организации и интенсивного процесса разработки и реализации планов. Эти предприятия ставятся в пример большей частью учебников по управлению.
Во второй ячейке находятся предприятия, успешно осуществляющие планирование, но имеющие трудности с реализацией выработанных планов. На таких предприятиях разра-ботанные отчеты залеживаются на полках. Эта ситуация возникает, если предприятие имеет сильные плановые подразделения и слабое подразделение, занимающееся сбытом продукции, либо в случае, когда маркетинговый план был подготовлен сторонней организацией без учета характеристик данной компании.
К третьей ячейке относятся предприятия, характеризуемые низким уровнем планирова-ния и сильной организацией. Сила организации может заключаться в способности пред-приятия создавать долговременные отношения с другими фирмами, т.е. в наличии большого человеческого капитала. Сила организации может также обеспечиваться высо-кой способностью к действию. Это означает, что люди, занятые в организации, способны быстро реагировать на возникающие возможности и угрозы.
Информация о работе Особенности развития маркетинга в России