Особенности потребительских свойств продовольственных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:33, реферат

Краткое описание

Потребительными свой-ствами - называют свойства (объективные особенности) продовольственной продук-ции, обусловливающие её общественную полезность и проявляю-щиеся в процессе её потребления.

Файлы: 1 файл

Особенности потребительских свойств продовольственных товаров.doc

— 54.00 Кб (Скачать)

Особенности потребительских  свойств продовольственных  товаров.

Потребительными свой-ствами - называют свойства (объективные особенности) продовольственной продук-ции, обусловливающие её общественную полезность и проявляю-щиеся в процессе её потребления.

Определение номенклатуры и значений показателей потре-бительных свойств -- необходимое условие установления уровня качества продукции.

Потребительные  свойства можно разделить  на утилитарные, эстетические и пригодность  к использованию. 
 
Утилитарные ("утилис" -- полезный) относятся свойства, обусловливающие пригодность продукции удовлетворять мате-риальные- потребности людей. В процессе материального потребления расходуются ресурсы (возможности) изделия или сам продукт. Утилитарные свойства в зависимости от их роли в процессе использования подразделяют на функциональные и эргономические. 
 
Функциональные ("функция" -- дело, назна-чение) свойства характеризуют соответствие продукции назна-чению. Они могут быть простыми и сложными. Простые харак-теризуют природу продукции, её химические, физические, меха-нические, биологические и другие свойства. 
 
Эргономические ("эргоп" -- работа, "номос" -- закон) свойства характеризуют взаимодействие человека и изделия в определенной среде. К ним относят удобство пользования, гиги-еничность, безопасность и безвредность. 
 
Удобство в употреблении -- комплексное свойство продукции, характеризующее ее способность быть пригодной к использованию с учетом особенностей строения и свойств человеческого организма. 
 
Удобная в употреблении продукция имеет определённую фор-му, массу, размеры и другие параметры, соответствующие размерам и форме тела человека и его частей (антропометрическим свойствам челове-ка), силовым возможностям человека (физиологическим свой-ствам), особенностям и возможностям функционирования орга-нов чувств (психофизиологическим свойствам). Оценивая удобство для употребления, учитывают удобство подготов-ки к состоянию готовности продукта. 
 
Гигиенические свойства определяют способность продукции обеспечивать нормальную жизнедеятельность человеческого организма. Оценивая гигиенические свойства, определяют также содержание или отсутствие в продукции вредных для человека веществ. 
 
Безвредность продукции -- необходимое усло-вие для определения возможности использования продукции при её потреблении человеком. При оценке безвредности опреде-ляют вероятность токсикологического (отравляющего), конце-рогенного, аллергического (раздражающего), радиационного, и других воздействий, а также степень (допусти-мости) такого воздействия. 
 
Эстетические свойства характеризуют способность продук-ции удовлетворять духовные потребности людей. Эстетическое достоинство продукции определяется формой, цветом, оформлением. 
 
Сохраняемость -- способность продукции сохранять утилитарные и эстетические свойства в течение установленного срока хранения и транспортирования, а также по его истечении. Гарантийный срок хранения -- это час, в течение которого изготовитель гарантирует сохранение установленных ГОСТОМ свойств товара.
 
 
 
 
 
 
 
 

Свойства  товаров - это его объективная особенность, т.е. то, что отличает один товар от другого. Каждому товару присущи многие свойства, которые могут проявляться при его формировании, эксплуатации или потреблении. Свойства товара, обусловливающие его полезность в процессе эксплуатации и потребления, называют потребительскими. Номенклатура потребительских свойств и их показателей определяется особенностями и назначением товара. В зависимости от особенностей и удовлетворяемых потребностей потребительские свойства и показатели качества подразделяют на следующие группы:

  • назначения — функционального, социального, классификационного, универсального;
  • надежности — долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость;
  • эргономические — гигиенические, антропометрические, психологические, психофизиологические;
  • эстетические;
  • безопасности — химическая, механическая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная.

  Назначение— одно из определяющих потребительских свойств, характеризует способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в классификации товаров. Свойства функционального назначения обусловливают использование изделия по назначению. Показатели функциональных свойств характеризуют техническую сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Показатели функциональных свойств зависят от специфики продукции; их можно подразделить на следующие группы:

  • показатели совершенства выполнения основной функции;
  • показатели универсальности;
  • показатели выполнения вспомогательных функций.
 

Свойства  социального назначения — соответствие товаров общественно-необходимым и индивидуальным потребностям населения. Показатели свойств социального назначения зависят от многих факторов, например направления моды, стиля, сезонности товара. В этой связи существует зависимость изменения показателей социальных свойств одних товаров от изменения свойств других изделий.  

Классификационное назначение — возможность использования некоторых свойств и показателей в качестве классификационных признаков.  

Универсальное назначение — способность некоторых свойств и показателей товаров удовлетворять различные потребности.  

Надежность — свойство изделия сохранять во времени в установленных пределах все значения параметров, характеризующих способность изделия выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях. 

 Показателями  надежности являются показатели  безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. По существу, показатели надежности дополняют характеристику товаров показателями функционального назначения, так как характеризуют продолжительность или полноту проявления эффекта от использования потребителем.  

Безотказность — способность изделия выполнять заданные функции в течение определенного времени без вынужденных перерывов.  

Долговечность — способность изделия выполнять заданные функции в течение длительного времени до предельного состояния.

Показателями  долговечности являются срок службы изделия, ресурс и др. 

  Ремонтопригодность — способность изделия к предупреждению, выявлению и устранению дефектов с помощью ремонта. Все изделия можно подразделить на ремонтопригодные и ремонто-непригодные.

 Показатели ремонтопригодности: вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления, трудоемкость ремонта.

Сохраняемость — способность товара сохранять потребительную стоимость при хранении и транспортировании в течение установленных сроков хранения и транспортирования, а также после них.

 Показатели сохраняемости: срок календарной продолжительности хранения и транспортирования изделий (в днях, месяцах и т.д.), потери, выход товарной (стандартной) продукции.  

Эргономические  свойства товаров характеризуют их приспособленность к использованию человеком в производственных и бытовых процессах. К эргономическим свойствам и показателям относятся гигиенические, антропометрические, психофизиологические и психологические.  

Гигиенические — свойства товаров, влияющие на организм и работоспособность человека. Гигиенические свойства определяются условиями эксплуатации изделия: температурой и влажностью воздуха, шумом, вибрацией и другими, а также природой материала.  

Показатели  гигиенических свойств: гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, пылеемкость и др.

Антропометрические  свойства — способность изделия или его деталей соответствовать размерам, форме и массе потребителя.  

Показатели  антропометрических свойств: размеры одежды, обуви, мебели; форма посуды; размеры и форма бытовой техники и т. п.  

Психофизиологические  свойства — способность товаров обеспечивать соответствие особенностям органов чувств человека: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых.  

Психологические свойства — способность товаров соответствовать психике потребителя (восприятию, мышлению и памяти).  

Эстетические  свойства — способность выражать чувственно воспринимаемые признаки социально-культурной значимости товаров, степени их полезности и целесообразности, технического совершенства.

К показателям эстетических свойств относят: форму изделия, цвет, ценностность композиции, стиль, моду, оригинальность изделия, совершенство производственного исполнения.  

Форма — одна из основных характеристик эстетического восприятия. Форма изделия должна соответствовать его назначению, культурным запросам и вкусам потребителя. 

 Цвет всегда  был и остается основным средством  оформления изделий; цветовое  оформление должно подчеркивать  его красоту. Выбор цветового  решения основывается на законах цветоведения.  

Целостность композиции — гармоничное единство частей и целого, взаимосвязь элементов формы изделия. 

 Целостность  композиции предполагает подчиненность  второстепенного элемента главному, простоту композиции и единство  стиля всех частей изделия.  

Стиль — устойчивая целостность и общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приемов. Стилем также называют систему признаков, по которым такая общность может быть опознана. С понятием стиля связывают весь комплекс явлений содержания и формы. Стиль отражает индивидуальную манеру, художественные особенности в творчестве, обозначает периоды истории искусств. 

 Мода — проявление вкусов потребителей в какой-либо сфере жизни. В более узком смысле модой называют смену форм и образов одежды, обуви, мебели, бытовой техники и других товаров, которая происходит в течение сравнительного короткого промежутка времени. В отличие от стиля мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм товаров.  

Оригинальность  изделия — совокупность признаков, позволяющих отличить конкретное изделие от моделей-аналогов;

  • проявляется в характерных приемах графического, цветового и фактурного решения;
  • зависит также от выполнения упаковки и сопроводительной документации.

 Совершенство  производственного исполнения—  это чистота исполнения контуров  и соединений отдельных элементов,  качество покрытий и отделки  поверхности, качество и четкость  исполнения фирменных знаков, сопроводительной  и информационной документации.

  Экологические свойства  характеризуют степень вредного воздействия продукции на окружающую среду, возникающего при производстве, потреблении или эксплуатации товаров, а также при их хранении и утилизации. Свойства безопасности потребления — это обеспечение биологической, механической, электрической, пожарной и других видов безопасности при эксплуатации или потреблении товаров. В стандартах предусматриваются обязательные требования, обеспечивающие безопасность. На товары, использование которых по истечении определенного срока представляет опасность, должны устанавливаться сроки годности. Показатели безопасности характеризуют особенности товаров, обеспечивающие безопасность потребителя во всех режимах их потребления или эксплуатации, а также транспортирования, хранения и утилизации. Номенклатуру показателей безопасности устанавливают в зависимости от специфики продукции и условий ее использования. Показатели безопасности товаров группируют по однородности характеризуемых ими свойств и с учетом различных видов опасностей.

Различают следующие виды безопасности: химическая, механическая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная.  

Химическая  безопасность означает, что продукция не выделяет токсические вещества, опасные для потребителя и его имущества.  

Механическая  безопасность характеризует степень  защиты потребителя от различных  механических воздействий (от ударов выступающих  и быстроврашающихся деталей  изделий, трения и др.).

  Биологическая безопасность  означает отсутствие недопустимого риска вследствие воздействия на потребителя микроорганизмов (бактерий, микромицетов), макроорганизмов (насекомых, грызунов) и продуктов их жизнедеятельности.

  Радиационная безопасность характеризует степень защиты потребителя и его имущества от воздействия радиоактивных элементов.

Информация о работе Особенности потребительских свойств продовольственных товаров