Основы бизнес-планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Бизнес-план - инструмент предпроектных исследований, прединвести-ционная стадия формирования концепции проектного предложения, коммерческой целесообразности реализации проекта на конкретной территории в конкретные сроки на основе анализа конъюнктуры рынка и выработки стратегии маркетинга.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Теоретические основы бизнес-планирования

1.1.Роль бизнес-плана в современных условиях
1.2.Структура бизнес-плана
1.3.Типы бизнес-планов
ГЛАВА 2.Анализ хозяйственной деятельности предприятия
ГЛАВА 3.Бизнес-план на производство новой продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

plan.doc

— 268.83 Кб (Скачать)
ign="justify">                  ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ

                  В данном разделе необходимо дать краткое описание потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке.

                  Описание продукции включает в себя следующее:

  • наименование изделия и его спецификация;
  • функциональное назначение и область применения ( для каких потребителей предназначена продукция);
  • основные технические, эстетические и другие характеристики продукции;
  • показатели технологичности и универсальности продукции;
  • соответствие стандартам и нормативам;
  • стоимостная характеристика;
  • стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, серийное производство);
  • требования к продукции (к контролю качества, подготовке пользователей, обслуживанию);
  • возможности дальнейшего развития продукции;
  • концепция развития продукции следующих поколений;
  • сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности;
  • структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях в настоящее время;
  • перечень продукции, выпускаемой за последние 10 лет, но снятой с производства;
  • условия поставки продукции;
  • преимущества продукции перед аналогами;
  • экспортные возможности продукции.

                  ПЛАН МАРКЕТИНГА

                  В данном разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции (услуг) с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку анализ существующего рынка и политика формирования уровня и структуры спроса на продукцию определяют результаты реализации инвестиционного проекта.

                  Результаты исследования рынка являются также базой для разработки долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия и определяют его потребности в материальных, людских и денежных ресурсах.

                  Раздел состоит из нескольких частей.

                  Первая часть предполагает описание существующей ситуации на рынке: структура рынка, конкуренцию, других поставщиков аналогичной продукции или заменяющей, эластичность спроса по ценам, реакцию рынка на социально-экономические процессы, описание каналов распределения продукции, темпов роста потребления и т.д..

                  Основными количественными характеристиками рынка являются емкость рынка и спрос на продукцию предприятия. Определение спроса включает в себя оценку величины и структуры текущего спроса и перспективу его изменения. Текущий спрос определяется общим количеством продукции, проданной по определенной цене на конкретном рынке за какой-либо период времени (обычно 3-5 лет). Информация должна позволить оценить размеры и структуру текущего спроса, а также основные сегменты рынка по конечному пользователю, географическому делению и категориям потребителей.  

                  При описании предполагаемого рынка сбыта продукции предприятия следует указать:

  • основные предприятия, работающие на рынке;
  • продукцию конкурентов;
  • отличительные характеристики предполагаемых рынков и сегментов рынков (необходимая потребность в продукции и степень удовлетворения потребности с учетом демографических факторов, географического месторасположения, сезонных тенденций);
  • размеры предполагаемого рынка (общая численность покупателей, годовой объем  продаж продуктов и услуг, ожидаемый рост размеров рынка);
  • проникновение на рынок (доля рынка, охватываемая территория, обоснование масштабов проникновения);
  • важнейшие тенденции и ожидаемые изменения на основных предполагаемых рынках;
  • второстепенные рынки и их основные характеристики;
  • установление контактов с потенциальными покупателями, их готовность приобретать продукцию при различном уровне цен, предоставление информации покупателям;
  • цикл покупок продукции потенциальными клиентами, процесс оценки решений, ответственность и право выбора окончательного решения - администраторы, торговые агенты, инженеры и т.д.;
  • время между моментом размещения заказа и моментом поставки продукции (первичные заказы, повторные заказы, покупки больших партий продукции).

                  Желательно показать способы выявления партнеров (по справочникам, публикациям, правительственным документам и др.).

                  Во второй части раздела необходимо дать описание существующей конкуренции на рынке:

  • тип конкуренции (по ассортименту, обслуживанию или сегменту рынка); существующая конкуренция, доля рынка; потенциальная конкуренция (время существования «окна возможности» до возникновения новой конкуренции в результате появления конкурента);
  • конкурентные преимущества (сильные стороны предприятия) - способность удовлетворить потребности рынка, проникновение на рынок, репутация предприятия, устойчивость финансового положения, ведущие сотрудники предприятия;
  • важность предполагаемого рынка для конкурентоспособности предприятия;
  • препятствия при освоении рынка (затраты, время, технология, ведущие работники, консерватизм покупателей, существующие патенты и товарные знаки);
  • законодательные ограничения (подкрепленные законом требования потенциальных покупателей и правительства; способы удовлетворения требований, необходимое для этого время, издержки, связанные с удовлетворением требований) и прогнозируемые изменения в законодательных требованиях;
  • факторы обеспечения успеха на рынке (наилучшее удовлетворение потребностей, эффективность поставок продукции или предоставления услуг, подбор кадров, географическое месторасположение).

                  В третьей части раздела необходимо привести результат анализа конкурентных качеств продукции (услуг) предприятия, которые оказывают значительное влияние на разработку ценовой и сбытовой стратегии маркетинга и используются при формировании плана производства. Анализ конкурентоспособности продукции проводят, как правило, по показателям потребительских качеств и стоимостным показателям в соответствии с общепринятыми в России методикам. Сопоставление продукции с имеющимися аналогами определяет ее место среди них. На этом этапе может быть определена в первом приближении цена на продукцию (услуги). В следующей части приводится описание ценовой стратегии предприятия. Определение исходной цены на продукцию базируется на результатах анализа спроса, цен конкурентов и оценка издержек предприятия на производство и реализацию продукции.

                  Ценовую стратегию и выбор методики ценообразования определяют, в основном, два фактора:

  • тип рынка ( рынок свободной конкуренции, олигополистический рынок, монополистический рынок);
  • характер целей предприятия, основными из которых являются: максимизация текущей прибыли, завоевание определенной доли на рынке, завоевание лидерства по качеству продукции.

                  На базе результатов анализа состояния и тенденций развития рынка, описанных выше, формируется план сбыта продукции (услуг) предприятия.

                  В данной части раздела описывается:

  • стратегия проникновения на рынок;
  • стратегия роста;
  • стратегия приобретения ( других предприятий);
  • стратегия предоставления марки и прав другим предприятиям;
  • каналы распределения продукции;
  • условия оплаты продукции: процент продаж в кредит, с авансовым платежом, по факту с указанием уровней скидок, надбавок к цене и т.д.;
  • величина запаса готовой продукции на складе;
  • время задержки платежей за реализованную продукцию;
  • инфляционные характеристики и др.;
  • сводные данные по объему продаж и цене продукции на внутреннем и внешнем рынке.

         ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

                  Данный раздел бизнес-плана представляется только предпринимателями, занимающимися производством. Главная задача раздела - показать потенциальным партнерам, что предприятие в состоянии реально производить определенное количество товаров в необходимые сроки и с требуемым количеством.

                  Данные этого раздела бизнес-плана желательно приводить в перспективе на 2-3 года, а для крупных предприятиях - на 4-5 лет.

                  Производственный план (по объему продукции и смете затрат) формируется на основе плана сбыта продукции  и расчета производственных мощностей предприятия, а также прогноза производственных  запасов и потерь.

                  Для описания структуры производственного процесса необходимы следующие данные:

  • структура производства, планируемого к использованию в рамках инвестиционного проекта;
  • технологическая схема;
  • схема распределения производственного процесса в пространстве и времени;
  • инфляционные характеристики;
  • трудоемкость выполнения операций, тарифы по оплате труда основных производственных рабочих;
  • данные о квалификации персонала;
  • структура персонала и виды затрат на персонал;
  • перечень исходных материалов и комплектующих изделий, их количество и стоимостные характеристики;
  • основные поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, объемы и условия поставок;
  • потребное количество энергии, газа, сжатого воздуха, пара и т.д. и стоимость единицы их потребления;
  • перечень услуг сторонних организаций, необходимых для осуществления процесса производства и реализации продукции;
  • объем внутренних и внешних перевозок по всем видам транспорта, тарифы по перевозкам;
  • затраты по перечисленным позициям.

                  Предприятие несет, помимо прямых, также  издержки обеспечения процесса производства и реализации продукции. Такого рода издержки учитываются по местам их возникновения (в цехе, общезаводские, издержки по реализации продукции) в определенный период времени. Необходимо также предусмотреть затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды, учесть вмешательство правительственных органов и общественности. 

                  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

                  В данной части бизнес-плана дается описание концепции и структуры управления проектом (или организационная схема по структуре предприятия), а также характеристика состава группы управления.

                  Для описания организационной структуры предприятия необходимо иметь:

  • Устав предприятия;

         -    Положение о Совете директоров (собственников);

  • перечень основных подразделений предприятия, участвующих в реализации проекта, их функции;
  • взаимодействие подразделений между собой;
  • распределение обязанностей в группе управления;
  • подробное описание членов группы управления - Ф.И.О., квалификация, вклад в достижения предприятия, опыт, принципы, лежащие в основе оплаты труда данного управляющего.                                                                                                                                                          

                  В разделе может быть также дано описание правовой (юридической) формы организуемой в рамках реализации проекта, структуры (предприятия) с четким обозначением прав собственности и распределения прибыли.

                  ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

                  Данный раздел бизнес-плана является итоговым и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. Здесь наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениям и выплатам) должно быть подробно описано текущее финансовое состояние предприятия (рои условии, что проект реализуется на действующем предприятии). Обычно финансовый раздел представлен тремя основными документами:

Информация о работе Основы бизнес-планирования