Основы бизнес-планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Бизнес-план - инструмент предпроектных исследований, прединвести-ционная стадия формирования концепции проектного предложения, коммерческой целесообразности реализации проекта на конкретной территории в конкретные сроки на основе анализа конъюнктуры рынка и выработки стратегии маркетинга.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Теоретические основы бизнес-планирования

1.1.Роль бизнес-плана в современных условиях
1.2.Структура бизнес-плана
1.3.Типы бизнес-планов
ГЛАВА 2.Анализ хозяйственной деятельности предприятия
ГЛАВА 3.Бизнес-план на производство новой продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

plan.doc

— 268.83 Кб (Скачать)

                  Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и при создании товарищества. С помощью бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая распределяется в виде дивидендов между акционерами. Бизнес-план используется для обоснования мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.

                  Бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовать, совместное планирование развития фирм, связанных кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов. В этом случае может иметь место встречный процесс. Либо изменение готового продукта определяет необходимость развития у фирм-партнеров, изготовляющих в порядке кооперирования узлы, детали, являющиеся частями технологического процесса. Либо обоснование изменения отдельного элемента готового продукта, обеспечивающее повышение его ресурсов, определяет необходимость соответствующего изменения операции по производству конечного продукта. В любом случае фирмы-участники одного процесса, как правило, осуществляют общее финансирование.

                  Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсорских вложений и т.д. Помогает бизнес-план крупным предпринимателям и предприятиям, которые собираются расширить дело, купив акции существующего предприятия или организовав новую организационно-производственную структуру.

                  Бизнес-план предусматривает  решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

  • организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия;
  • выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, акцентируя внимание на сильных сторонах и не скрывая слабых;
  • формирования инвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период.

                  В бизнес-плане обосновываются:

                  - общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях конкретного рынка;

         -  выбор стратегии и тактики (методов) конкуренции;

         -  оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

                  Бизнес-план дает объективное представление о стратегии и тактике развития производства и организации производственной деятельности, способах продвижения товара на рынок, прогнозирует цены, будущую прибыль, основные финансово-экономические результаты деятельности предприятия и вместе с тем определяет так называемые зоны риска, предлагает пути снижения этих рисков или по крайней мере их влияние на будущую прибыль.

                  Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей предприятия. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана. Включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если определены источники его финансирования.

                  Многие инвесторы предпочитают краткое содержание бизнес-плана, что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ носит название бизнес-предложение. Оно используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, приглашении ключевых сотрудников, подписании контрактов с персоналом предприятия. Бизнес-предложение является не только внутренним документом предприятия, но и используется при установлении контрактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.

                  Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое  представление о существе дела, степени своего участия в нем. Объем и степень конкретизации разделов бизнес-плана определяются спецификой и областью деятельности.

                  Таким образом, бизнес-план используется независимо от  сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно-правовой формы предприятия. В любом случае решаются как внутренние, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими предприятиями и организациями.  

          1.2. Структура бизнес-плана

                  Бизнес-план выступает основой бизнес-предложения при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, используется при приглашении ключевых сотрудников, при подписании контрактов с персоналом фирмы. Он является не только внутренним документом фирмы, но и используется при установлении контактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.

                  Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. Поэтому не существует жестко регламентированной формы его представления и структуры. Однако, как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых  раскрывается основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта фирмы и удовлетворение им потребностей рынка,  дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяются организационная и производственная структуры, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста фирмы. Объем и степень конкретизации разделов плана определяется спецификой компании и области ее деятельности. 

                  Бизнес-план может иметь следующую структуру:

  • аннотация;
  • резюме;
  • описание предприятия и отрасли;
  • описание продукции;
  • план маркетинга;
  • производственный план;
  • организационный план;
  • финансовый план;
  • график выполнения работ (календарный план);
  • анализ рисков (анализ чувствительности) проекта;
  • приложения.

                  Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия- инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана.

                 РЕЗЮМЕ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана и является наиболее важным из разделов. Это связано с тем, что банкиры или другие финансисты очень занятые люди и предпочитают не тратить на знакомство с планом более 5 или 10 мину, причем большинство из них зачастую ограничиваются прочтением только титульного листа и резюме. Таким образом, резюме должно быть кратким, не более трех страниц. Именно первое знакомство потенциального инвестора с планом является определяющим для судьбы проекта и поэтому резюме должно быть проработано таким образом, чтобы вызвать к нему интерес. Пишется резюме в последнюю очередь, причем следует подбирать наиболее доходчивые выражения, сохраняя деловой стиль  и не используя жаргонные фразы.

                  Резюме должно включать следующую информацию:

  • полное название, адрес и телефон предприятия- инициатора проекта;
  • описание предприятия, его специфических черт, какой путь развития прошло предприятие на сегодняшний день;
  • кратки сведения о квалификации управленческого персонала, какими способностями, применительно к данному проекту, обладает управленческий персонал;
  • долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
  • тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
  • краткая характеристика конъюнктуры рынка;
  • преимущество продукции или услуг предприятия, ресурсы  компании и ее финансовое состояние;
  • совокупная стоимость проекта, объем средств, которые инициатор инвестирует в проект;
  • потребность в финансировании, желательные формы и условия инвестирования, гарантии по возврату заемных средств;
  • ключевые экономические показатели эффективности проекта.

                  ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ

                  Описание предприятия и отрасли имеет целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта.

                  Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:

  • описание предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;
  • краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, занимаемая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время);
  • уставный капитал предприятия;
  • учредители и распределение капитала между ними;
  • организационная структура предприятия;
  • дочерние предприятия;
  • состав звена управления ( сведения о руководителях: занимаемая должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы), персонал предприятия и его структура;
  • структура активов (основной и оборотный капитал); характеристика материальных ресурсов: зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного строительства, материальных запасов;
  • описание текущего состояния предприятия , анализ баланса;   
  • специализация предприятия, объем выпускаемой продукции, доля экспорта;
  • доля рынка продукции, представляемой предприятием;
  • потребители продукции предприятия, их местонахождение и объемы потребления;
  • позиционный анализ (качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификация персонала, месторасположения источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и т.д.);

                  -     при необходимости - согласие органов местной власти на реализацию проекта.      

                  Описание и анализ состояния и перспектив развития отрасли в бизнес-плане решает две задачи:

                  а) изучение состояния и тенденции развития отрасли как объекта инвестирования;

                  б) получение исходной информации для прогноза объема производства и реализации продукции и услуг предприятия с учетом конкуренции.

                  Для решения первой задачи целесообразно провести анализ состояния отрасли и описать возможные тенденции ее развития. А также описать предприятия отрасли и развития соответствующих производств в планируемых регионах сбыта продукции внутри страны и за рубежом.

                  При описании отрасли необходимо отразить следующую информацию:

  • определение экономического сектора отрасли (наука, производство, распределение, услуги и т.п.);
  • перечень основной продукции и услуг, предлагаемых данной отраслью промышленности;
  • сезонность;
  • географическое положение отраслевого рынка (локальный, региональный, национальный, международный);
  • описание сегмента рынка, на котором работает или предполагает работать предприятие;
  • характеристика имеющихся основных клиентов;
  • характеристика потенциальных клиентов;
  • наиболее перспективные клиенты.

                  Для решения второй задачи необходимо проанализировать основных конкурентов на внешнем  и  внутреннем  рынке  по следующим  позициям:

  • номенклатуре  и  объемам  выпускаемой  продукции;
  • конкурентоспособности  продукции;
  • рынки, на  которых  работают  конкуренты, и  их  доли  на  этих  рынках;
  • состояние  производственной  базы  конкурентов;
  • ценовая  политика и  политика  в области  сбыта;
  • сильные и слабые стороны конкурентов (их продукция и потребители, рекламный пакет, цены, объемы продаж, имидж, местонахождение и т.д.).

Информация о работе Основы бизнес-планирования