Теоретические основы процесса бизнес-планирования. Роль анализа в составлении бизнес-плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данного исследования заключается в изучении методов экономического анализа при составлении бизнес-плана, какую роль играет экономический анализ в процессе составлении бизнес-плана и принятии решения по его реализации, а также определении степени использования экономического анализа при составлении бизнес-плана.
Исходя из общей цели, можно определить задачи данной работы:
изучить теоретические, экономические, методологические основы бизнес-планирования, менеджмента, инвестиционных процессов;
определить сущность, виды, функции, принципы, методы и классификация бизнес-плана;
исследовать и проанализировать эффективность инвестиционных бизнес-проектов.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы процесса бизнес-планирования
1.1. Сущность, функции, задачи и значение понятия «Бизнес-план»
1.2. Классификация и структура бизнес-плана
2. Роль анализа в составлении бизнес-плана
2.1. Экономический анализ в бизнес-планировании. Методы анализа
2.2. Эффективность инвестиционных бизнес-проектов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по бизнес-планированию(моя).docx

— 102.12 Кб (Скачать)

 

 

Содержание


 

Введение

1. Теоретические основы процесса бизнес-планирования

1.1. Сущность, функции, задачи и значение понятия «Бизнес-план»

1.2. Классификация и структура бизнес-плана

2. Роль анализа в составлении бизнес-плана

2.1. Экономический анализ в бизнес-планировании. Методы анализа

2.2. Эффективность инвестиционных бизнес-проектов

3

5

5

6

8

 

15

 

Заключение

Список литературы

28

29

     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

 

Введение

Достижение  целей бизнес планирования и в  первую очередь анализа эффективности  инвестиционных вложений в бизнес проект и обеспечения рентабельности прибыльности вложений невозможно без использования  широкого арсенала методов, приёмов  и процедур экономического анализа. Четкое проведение анализа позволяет  углубить, детализировать отдельные  стороны процесса формирования необходимой  информации для принятия управленческих решений.

Экономический анализ представляет собой самостоятельную  отрасль научных знаний, имеющую  свой предмет и объект исследования, целевую направленность, метод и  методику.

Планирование  деятельности любой организации, осуществление  хозяйственной деятельности и достижение определённых её результатов характеризируется  комплексом показателей, в совокупности составляющих содержание экономической  информации о предметах и объектах анализа.

            Основным инструментом планирования выступает бизнес-план.   Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, позволяющий выбрать из большого количества различных ситуаций, наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

      Основная цель данного исследования заключается в изучении методов экономического анализа при составлении бизнес-плана, какую роль играет экономический анализ в процессе составлении бизнес-плана и принятии решения по его реализации, а также определении степени использования экономического анализа при составлении бизнес-плана.

Исходя из общей цели, можно определить задачи данной работы:

  • изучить теоретические, экономические, методологические основы бизнес-планирования, менеджмента, инвестиционных процессов;
  • определить сущность, виды, функции, принципы, методы и классификация бизнес-плана;
  • исследовать и проанализировать эффективность инвестиционных бизнес-проектов.

Объектом является методика разработки бизнес-плана. Предметом исследования является оценка роли анализа при составлении бизнес-плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы бизнес-планирования


1.1. Сущность, функции, задачи  и значение понятия «Бизнес-план»

 

Особое  значение в российских условиях приобретают  разработка и реализация планов организации  и развития бизнеса – бизнес-план. Статистические данные о неудачах новых  предприятий указывают на то, что  риск достаточно велик. Для предвидения  и возможного предотвращения этих проблем  используется бизнес – план.

Бизнес-план  – это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого дела, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам:

  1. Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.
  2. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.

Основными целями разработки бизнес – плана являются:

  • приватизация объектов государственной и муниципальной собственности;
  • осуществление инвестиционных проектов;
  • реализация отдельных коммерческих операций;
  • эмиссия ценных бумаг;
  • определение перспектив развития фирмы;
  • проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство);
  • финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.

        Бизнес – план помогает решить 4 основные задачи:

  1. изучить емкость рынка;
  2. оценить затраты;
  3. обнаружить «подводные камни»;
  4. Определить финансово-экономические показатели.

        Также о бизнес-плане можно сказать, что это постоянно действующий документ, в который вносят изменения и дополнения, при  этом он имеет свою структуру, в которую включены следующие основные пункты: резюме; бизнес и его стратегия; рынок и маркетинговая стратегия; производство и эксплуатация; управление и процесс принятие решений; юридический план; финансовый план; учет возможных факторов риска.

 

1.2. Классификация и структура бизнес-планов

 

В рыночной экономике существует множество  версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рис. 1. Возможны и другие классификации типов бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса.

Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако по нашему мнению, его разработка может оказаться полезной для всех российских предприятий, большинство из которых испытывают значительные финансовые трудности.

Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит:

  1. для выработки стратегии выживания предприятия;
  2. составления плана проведения реорганизационных процедур;
  3. организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;
  4. обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

В рамках одной организации может разрабатываться  и общий стратегический план,  включающий весь комплекс целей, и отдельные  бизнес-планы по приведённой ниже типологии. Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, в отличие  от стратегического плана имеют  четко очерченные временные границы  с конкретными проработками, в  то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.

         Особенности, которые необходимо учитывать при разработке различных типов бизнес-планов: специфика отрасли; общая стратегия предприятия; концепция продукта и др.

Опыт  практической работы авторов в области  планирования деятельности организаций  позволил выработать оптимальную структуру бизнес-плана:

    1. титульный лист;
    2. содержание;
    3. аннотация;
    4. введение;
  1. резюме;
  1. сущность предлагаемого проекта;
  2. оценка рынка сбыта;
  3. план маркетинга;
  4. план производства;
  5. организационный план;
  6. финансовый план;
  7. оценка риска и страхования;
  8. приложения.

Разделы, связанные с управлением, маркетингом  и финансированием проекта, обязательно  присутствуют в любом бизнес-плане. Другие разделы могут меняться в  зависимости от специфики деятельности фирмы и проекта.


 

2. Роль анализа в составлении бизнес-плана

2.1. Экономический анализ в бизнес-планировании. Методы анализа

 

Как составление  бизнес-плана, так и сам процесс планирования невозможен без использования экономического анализа, можно даже сказать, что основой планирования является экономический анализ. При составлении плана используются практически все виды анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, анализ относительных показателей, сравнительный анализ.

В основе планирования лежат в основном экономико-математические методы экономического анализа, в том  числе моделирование, используются все типы моделей.

Особенно  важен экономический анализ при  составлении плана производства, при исследовании и анализе рынка  и конкурентной среды, при составлении  финансового плана и финансовой стратегии.

Метод факторного анализа.

Целью экономической  деятельности предприятия всегда является некий результат, который зависит  от многочисленных и разнообразных  факторов. Очевидно, что, чем более детально будет изучено влияние факторов на величину результата, тем точнее и достовернее будет прогноз о возможности его достижения. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать бизнес-план и принять управленческое решение. Факторным анализом, по определению, является методика, включающая в себя единые методы измерения (постоянного и системного) факторных показателей, комплексного изучения их воздействия на величину результативных показателей, теоретические принципы, лежащие в основе прогнозирования.

Различают следующие типы факторного анализа:

  • анализ функциональных зависимостей и корреляционный анализ (вероятностных зависимостей);
  • прямой и обратный;
  • одноступенчатый и многоступенчатый;
  • статический и динамичный;
  • ретроспективный и перспективный.

Факторный анализ функциональных зависимостей представляет собой методику исследования влияния  факторов в том случае, когда результативный показатель может быть представлен  в виде произведения, частного или  алгебраической суммы факторов.

Корреляционный  анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем является вероятностной (корреляционной). Например, производительность труда на разных предприятиях при одном и том же уровне капиталовооруженности может зависеть и от других факторов, воздействие которых на этот показатель предсказать сложно.

При прямом факторном анализе исследование ведется от общего к частному (дедуктивным способом). Обратный факторный анализ осуществляет исследование от частных, отдельных факторов, к обобщающим (способом индукции).

Одноступенчатый факторный анализ используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у=А·В. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов А и В: разделение их на составные элементы с целью изучения взаимозависимостей.

Статический факторный анализ применяется при  изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату.

Динамический  – представляет собой методику исследования взаимосвязей факторных показателей в динамике.

Ретроспективный факторный анализ изучает причины  изменений результативных показателей за прошлые периоды, перспективный - прогнозирует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

Основными задачами факторного анализа являются следующие:

  • отбор, классификация и систематизация факторов, которые влияют на исследуемые результативные показатели;
  • определение формы зависимости между факторами и результативным показателем;
  • разработка (применение) математической модели взаимосвязей между результатом и факторными показателями;
  • расчет влияния различных факторов на изменение величины результата;
  • показателя и сравнение этого влияния;
  • составление прогноза на основе факторной модели.

Информация о работе Теоретические основы процесса бизнес-планирования. Роль анализа в составлении бизнес-плана