Основные факторы макросреды функционирования фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод об актуальности исследования маркетинговой среды и ее влияния на деятельность фирм. Объектом исследования в данной работе является ОАО «МегаФон». А маркетинговая среда деятельности ОАО «МегаФон» выступает предметом исследования. Цель работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «МегаФон».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ
1.1 Понятие маркетинговой среды фирмы
1.2 Демографический, культурный и природный факторы
1.3 Научно-технический, политический и экономический факторы
2. ИССЛЕДОВАНИЕ МАКРОСРЕДЫ МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ОАО «МЕГАФОН»
2.1 Общая характеристика предприятия и основные показатели его деятельности
2.2 Влияние демографического, культурного и природного факторов на деятельность ОАО «Мегафон»
2.3 Влияние научно-технического, политического и экономического факторов
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МЕГАФОН»
3.1 Направления по увеличению эффективности маркетинговой деятельности
3.2 Нивелирование негативных эффектов демографического фактора маркетинговой среды для ОАО «МегаФон»

Файлы: 1 файл

Курсовик МАРКЕТИНГ.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

Родившиеся, умершие и естественный прирост населения

Го-ды

Всего человек

Человек на 1000 населения

 

Родившихся

Умерших

Естественный  прирост

Родившихся

Умерших

Естественный  прирост

1990

1988858

1655993

332865

13,4

11,2

17,4

1991

1794626

1690657

103969

12,1

11,4

17,8

1992

1587644

1807441

-219797

10,7

12,2

18,0

1993

1378983

2129339

-750356

9,4

14,5

19,9

1994

1408159

2301366

-893207

9,6

15,7

18,6

1995

1363806

2203811

-840005

9,3

15,0

18,1

1996

1304638

2082249

-777611

8,9

14,2

17,4

1997

1259943

2015779

-755836

8,6

13,7

17,2

1998

1283292

1988744

-705452

8,8

13,6

16,5

1999

1214689

2144316

-929627

8,3

14,7

16,9

2000

1266800

2225332

-958532

8,7

15,3

15,3

2001

1311604

2254856

-943252

9,0

15,6

14,6

2002

1396967

2332272

-935305

9,7

16,2

13,3

2003

1477301

2365826

-888525

10,2

16,4

12,4

2004

1502477

2295402

-792925

10,4

16,0

11,6

2005

1457376

2303935

-846559

10,2

16,1

11,0

2006

1479637

2166703

-687066

10,4

15,2

10,2

2007

1610122

2080445

-470323

11,3

14,6

9,4

2008

1713947

2075954

-362007

12,1

14,6

8,5


 

По данным таблицы 2.5 видно, что в России наблюдается превышение смертности над рождаемостью, что ведет к быстрому старению населения страны. Это оказывает отрицательное влияние на деятельность компании «МегаФон», так как сокращаются потенциальные потребители продукта.  Новейшие услуги ОАО «МегаФон» в большой степени предназначены для молодежи, так как старшее поколение придерживается консервативных взглядов  [7, с. 26].

Сложная демографическая ситуация в стране влияет также на кадровый рынок. Работоспособное население к середине прошлого года составило 75,2 миллиона человек – то есть  52% от общей его численности. Раньше компания «МегаФон» искала специалистов до 40 лет, а теперь рассматривают кандидатуры и до 50 лет.

В связи с  такой ситуацией в 2008 году компания “МегаФон-Северный Кавказ” запустила  образовательный проект для студентов  и молодых специалистов. В рамках проекта прошел цикл публичных лекций в крупнейших вузах Южного региона с участием ведущих российских и зарубежных специалистов-практиков в области экономики, политики и права. Данный проект был нацелен на появление у молодежи здоровых профессиональных амбиций.

Культурный  фактор. В настоящее время наблюдается усиление влияния культурного фактора на российские фирмы и ОАО «МегаФон» в том числе. В первую очередь это демонстрируется активным развитием социальной ответственности бизнеса.

 Большая  часть россиян  считает, что российские компании должны активно участвовать в реализации национальных социальных программ, даже если это снизит экономическую эффективность их деятельности. Такая точка зрения вызвана всеобщей уверенностью в том, что компании все равно всех налогов не платят, обязательств не выполняют, поэтому с них «не грех» потребовать что-то дополнительно - таков менталитет нашей страны.

Отчасти поэтому  «МегаФон» и является активным деятелем в данной сфере.  Среди проектов компании в области социальной ответственности есть спортивные, образовательные, экологические и  благотворительные акции.

В рамках первой Национальной благотворительной программы  «Миллиард мелочью» Союз благотворительных  организаций России вместе с оператором сотовой связи «МегаФон» уже не один год проводит благотворительную SMS-акцию по сбору средств на неотложные платные операции, медикаменты и иную медицинскую помощь детям, больным раком. «МегаФон» — единственный мобильный оператор России, который поддержал этот проект.

МегаФон активно поддерживает не только масштабные культурные проекты, но и инициативы ведущих вузов северокавказского региона, направленные на развитие творческой молодежи. В мае 2009 года компания в очередной раз поддержала интересный проект и организовала студенческую фотовыставку  на площадке ДГТУ в г. Ростове-на-Дону.

В апреле 2010 года компания провела открытый конкурс  студенческих работ в сфере маркетинга, рекламы и PR «МегаPRоект». МегаФон  выступил с инициативой проведения конкурса, чтобы вовлечь в исследовательскую деятельность наиболее одаренных и ориентированных на работу в коммерческой сфере студентов ВВАГС, а также укрепить имидж студенчества как наиболее активной части молодежи [12].

Природный фактор. Природная среда оказывает малое влияние на деятельность компании, так как связь работает в любых погодных условиях. Действительно, в связи с наличием у компании качественного и высокотехнологичного оборудования, устойчивого к негативным воздействиям природы, за время существования компании еще ни разу не было зарегистрировано отрицательного влияния природных и климатических условий на качество связи [6, с.17]. В этой связи возможно только выдвинуть предположения о возможном влиянии природно-климатического фактора на деятельность «МегаФон».

На деятельность компании могут оказывать влияние  погодные условия. К примеру, очень  сильный ураган или гроза могут  вывести из строя базовые станции. Также сильный урон компании могут нанести различные стихийные бедствия (наводнения, землетрясения и т.д.).

К природным  факторам можно отнести также  возникающее у людей опасение о влиянии радиочастотных сигналов, излучаемых базовыми станциями и телефонами, на экологию и здоровье человека.

Во всем мире существует стандарт допустимой нормы  электромагнитного излучения – 10 микроватт на кв.см. Следят за соблюдением этих норм органы государственного санитарного надзора. Даже исходя из  технологических требований построения  системы сотовой связи,  направленность антенн в вертикальной плоскости рассчитана таким образом,  что основная энергия излучения (более 90 %)  сосредоточена в довольно узком луче. Он всегда направлен в сторону от сооружений,  на  которых находятся антенны базовых станций, и выше прилегающих построек,  что является необходимым условием для нормального функционирования системы.

Следовательно, можно сделать вывод, что единственное влияние, которое способна оказывать  базовая станция мобильной связи  на здоровье человека - это психологическое, вызванное опасениями чего-то нового.

2.3 Влияние научно-технического, политического и экономического факторов

Научно-технический  фактор. Главной приметой рынка мобильной связи в последние годы стало нарастающее развитие технологий, которые превращают мобильный телефон в универсальное коммуникационное устройство.

В 2007 г. МегаФон стал обладателем первой в России лицензии на предоставление услуг мобильной связи «третьего поколения». Это дало возможность компании предоставить потребителям возможности нового поколения мобильной связи, среди которых доступ в Интернет на скорости в десять раз превышающей привычную скорость передачи. Развитие мобильного интернета увеличивает общую прибыль компании, но в свою очередь она требует огромных капиталовложений (около 250млн. долларов).

Так же развитие 3G сетей дало возможность компании наладить производство Нетбуков с встроенным 3G модемом. Это позволит работать не только в уже существующих 2G сетях (GPRS/EDGE), но и в   высокоскоростных сетях третьего поколения [5, с. 12].

В недавнем времени  компанией был выпущен «Мобильный фотоальбом» — это цифровая фоторамка, которая умеет принимать ММС с фотографиями. Что позволяет сделать любой снимок на мобильный телефон и отправить его в виде ММС сразу на рамку.

В августе 2008 года компания «МегаФон» объявила о приобретении RBT-провайдера ЗАО «ИнКор» для развития услуги RBT (замена гудка вызова). В России услуга RBT приносит почти 20% доходов от контентных услуг. По итогам 2009 г. эффективность этой услуги выросла с 48 до 59%. Компания «МегаФон» является лидером по выручке, полученной в связи с предоставлением данной услуги в 2009 году (так же см. рис. 2.3) [13].


Рис. 2.3 – Структура выручки от RBT по операторам, 2009 г.

Повсеместное  использование интернета натолкнуло компанию на идею создания  проекта  «Общероссийский интернет-магазин» (www.shop.megafon.ru). Данная услуга позволяет выбрать тарифный план и бесплатно подобрать запоминающийся номер для подключения к сети «МегаФон» в режиме онлайн. Сейчас заказ, сделанный через сайт, можно получить в Офисах продаж и обслуживания «МегаФона». Данная услуга, несомненно, привлекает дополнительных абонентов, а значит, компания получает дополнительных доход.

Телекоммуникационная  отрасль подвержена постоянным изменениям технологии и отличается непрерывной  разработкой и появлением на рынке новых продуктов и услуг.

Постоянно меняющиеся запросы рынка мобильной связи  требуют перехода на новые технологии, в результате чего большая часть  применяемых в настоящее время  технологий оказываются устаревшими  и неконкурентоспособными. Поэтому для успешного следования инновациям компания «МегаФон» вынуждена делать значительные капиталовложения в развитие технологий. В 2009 году сумма инвестиций в данном направлении составила 1,7 млрд. долларов.

Политический  фактор. На любую коммерческую организацию, ведущую деятельность на территории РФ влияют определенные законы, которые либо помогают работать ей, либо тормозят ее деятельность. На деятельность любого оператора мобильной связи влияет Конституция РФ и Конституция входящих в состав РФ краев и областей.

В настоящее  время все операторы связи  в России подчиняются федеральному закону «О связи», в который были внесены поправки и обновления 09.05.2005 г., а в марте 2008 г. в него были дополнительно  внесены еще некоторые коррективы:

21-я статья закона «О связи» дополнена пунктом, в котором говорится о том, что в целях антимонопольного регулирования хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке мобильной связи, является оператор связи, доля которого на этом рынке в границах РФ превышает 25%. А 6-я статья законопроекта называет доминирующие компании стратегическими. Данные поправки фактически дискриминировали сотовых операторов, так как для других отраслей доминирование начинается с 50%-ной доли рынка [19].

Вследствие  этого «Большая тройка» (МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон") были зачислены в разряд стратегических и доминирующих компаний одновременно. Федеральное антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС РФ) может ограничивать им цены, а правительство - запретить иностранцам покупать крупные пакеты акций. Это несомненно ухудшает положение «МегаФон» на международном рынке и создает риск полного огосударствление компании.

За деятельностью  любых коммерческих организаций  следит ФАС РФ, которая в августе 2006 года возбудила дело в отношении операторов "большой тройки" (МТС, "Вымпелком", "МегаФон") по признакам нарушения статьи 6 ФЗ «О защите конкуренции» [17].

Это произошло  в связи с введением поправки в закон «О связи», отменяющей плату  за входящие звонки на мобильные телефоны. Вследствие этого летом 2006 года операторы «большой тройки» увеличили стоимость межсетевых расчетов, причем если между тремя этими компаниями был установлен тариф в размере 0,95 рубля за минуту, то для расчетов с другими сотовыми операторами была применена более высокая цена — 1,1 рубля за минуту. Это вызвало недовольство небольших сотовых компаний, обратившихся за защитой в ФАС.

По окончанию  дела оператору «МегаФон» пришлось перечислить государству средства в сумме 55 млн. рублей. Эти деньги являются доходом, незаконно полученным компанией вследствие нарушения ею антимонопольного законодательства.

Так же на деятельность ОАО «МегаФон» оказывают влияние  закон «О рекламе» и «О защите конкуренции». В июне 2008 года на оператора пожаловалась "Московская городская телефонная сеть" (МГТС), посчитавшая, что рекламный ролик, продвигающий тарифы "МегаФона" "Домашняя зона" и "Офисная зона", формирует у потребителя негативный образ фиксированной связи (с трудом крутится диск телефона, телефонная трубка обмотана изолентой и т. д.). В жалобе МГТС говорится, что сотовый оператор призывает удалить из своего дома и офиса стационарные аппараты. В настоящее время дело не доведено до суда. Но компания «МегаФон», готова предоставить все необходимые материалы, доказывающие, что реклама не нарушает законодательство и соответствует требованиям рекламы инновационных услуг [18].

Информация о работе Основные факторы макросреды функционирования фирмы