Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 00:02, реферат
Как могут возникнуть и развиться у человека скрытые способности? Если понять, как формируются в детстве способности и одаренность и понять, как развивается в психике ребенка вся совокупность этих факторов, возможно, удастся проследить развитие необыкновенного дара, присущего его прославленным обладателям. Однажды Л. Толстой заметил, что гениальному дару нельзя научить, но погубить его можно.
Министерство образования
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Реферат на тему:
Основные факторы развития
одарённых детей
Выполнила студентка 4 курса 4 группы
Педагогического факультета
Трофимчик Анастасия Сергеевна
Преподаватель Куровская С. Н.
Гродно, 2014
Основные факторы развития одарённых детей
Как могут возникнуть и развиться у человека скрытые способности? Если понять, как формируются в детстве способности и одаренность и понять, как развивается в психике ребенка вся совокупность этих факторов, возможно, удастся проследить развитие необыкновенного дара, присущего его прославленным обладателям. Однажды Л. Толстой заметил, что гениальному дару нельзя научить, но погубить его можно. Мысль Л. Толстого подхватил Э. Фромм он писал, что возможности развития отличаются от тех, которые могут не получить развития к ним относятся возможности ребенка мыслить самостоятельно; они как семена, которые прорастают и становятся растением, если существуют подходящие условия для их развития. В самой природе человека, - утверждал А. Адлер, - заложено мощное творческое начало, которое он назвал творческим "Я" личности. Однако он не мог объяснить, почему творческое "Я" наиболее ярко проявляется в детском возрасте. В движении творческого "Я", по Адлеру, осуществляется развитие самой жизни. Но вечного двигателя не существует, а значит, движение творческого "Я" должно найти себе питательную среду, в которой родники творческой энергии попеременно уступают место друг другу. Адлер считал, что развитие творческого "Я" у ребенка побуждается бессознательно вызревающей у него основной жизненной целью в фокусе его будущего стремления к превосходству. Уберите из психики человека его врожденное стремление к превосходству и совершенству, и творческое "Я" лишится сил. Есть люди, у которых вклад в психику стремления к превосходству и совершенству исключительно велик, а есть те, у которых он не выражен. Те люди, которые наделены этим мощным влечением, освободиться от него не могут на протяжении всей жизни. Жажда совершенства как часть инстинктивного влечения к превосходству развивается постепенно с того самого момента, как ребенок начинает мыслить. Случай или судьба выбирает тех, кто жаждет свершений творческой мысли, выбирая себе дорогу творчества, но когда такой удел выбран, пути назад нет. Но не всегда потенциально творчески одаренный ребенок вырастает в творческую личность. Адлер полагал, что от рождения инстинктивное чувство превосходства присутствует у каждого человека только в виде теоретической возможности, а не в его реальной данности. Однако для развития творческих способностей одного вклада стремления к совершенству и превосходству недостаточно. Открытые Адлером мотивы человеческого поведения составляют лишь одну из составляющих творческого потенциала личности. Природа наделяет некоторых одаренных детей рядом тех психофизиологических факторов, которые свойственны талантам и гениям. Большинство крупных психологов сходились на том, что процесс психического роста будущего человека начинается почти с момента рождения. Что же такое одаренность ребенка? Можно ли ей дать четкое определение? Мы заимствуем концепцию одаренности из книги "Тайна творчества гениев". Как показано в работе (6), гении отличаются от обычных людей наличием в их психике особой совокупности 18 психических факторов. К этим факторам относятся: фантазия, воображение, вдохновение, спонтанность, одержимость (у детей увлеченность), терпение, стремление к превосходству и совершенству, сосредоточенность, чувство красоты, чувство новизны, универсальность (у взрослых), развитое мышление, интуиция и другие. Теперь одаренность ребенка, подростка и юноши мы можем определить, как наличие высоких вкладов в психику перечисленных факторов творчества и способность этих факторов к одновременному развитию. Для гениев существует особая область гениальности, в которой находится вектор гениальности, построенный на проекциях - вкладах всех перечисленных психических факторов гениальности. Аналогично можно определить вектор одаренности (для детей), построенный по вкладам психических факторов одаренности. Как у гениев, так и у одаренных детей вклады этих факторов имеют высокие значения по сравнению с обычными людьми. Но гении от одаренных детей отличаются тем, что обладают огромным богатством смысловых структур (см. работу 6). Эти структуры есть результат развития. Несмотря на то, что дети имеют почти неограниченное воображение, их словарный запас не велик, мысль еще не богата различными смыслами, и они не владеют тем мастерством, которое свойственно взрослым и необходимо для создания бессмертных творений. Но мастерство возникает постепенно в результате накопления смысловых структур. Отсюда следует, что одаренность предполагает высокую способность к развитию этих структур. Жизненная цель у человека вызревает не сразу, она может стать аморфной или резко выраженной, наполненной смыслом и творческой силой. Но опасности подстерегают одаренность в самом начале ее судьбы. Вот на пути ребенка появляется очередная развилка дорог, одна из которых ведет к размеренности суеты и односторонним жизненным реакциям необходимости, другая - к спонтанности, воображению, сосредоточенности и воле, к свободе творчества и борьбе за совершенство. Немногие оставляют свой след в истории человечества. Возвращаясь к теории Адлера, заметим, что в отличие от других ученых в центр единого фундаментального мотива человека Адлер поставил стремление к превосходству и совершенству, не отрицая необходимую для развития личности целостность всех комбинаций отдельных побуждений человека. Очевидный вывод о целостности творческого дара говорит, что природные способности развиваются, если их питает гармония комбинации всех факторов творчества. Адлер, определяя существование творческого "Я" в человеке, только постулировал его наличие, оставив за пределами своей индивидуальной психологии многие понятия творчества, без которых сложнейшие механизмы и принципы функционирования этого "Я" в человеке, оставляют расплывчатое впечатление. Отмечая, что именно в детском возрасте творческое "Я" проявляется наиболее ярко, Адлер не рассмотрел его природу.
Синтез смысловых структур
Синтез смысловых структур в сознании есть объединение различных содержаний, впечатлений, различных ассоциаций и образов. Чтобы развить в процессе воспитания ребенка его склонность к творчеству, нужно отчетливо понимать каковы законы синтеза различного вида смысловых структур. Как показано в работе, "по-видимому, каждый гениальный творец сознательно и бессознательно применяет свои приемы синтеза, а эти приемы создают тот неповторимый и оригинальный стиль, который потом называют индивидуальным стилем гения".
У детей оригинальность
проявляется намного ярче, чем
у обычных творческих людей. Детская
наивность есть продукт
Ребенок чаще использует слова не по их первичному значению, потому что он скорее взрослого интуитивно видит их ассоциативный смысл и символы, восходящие к коллективному бессознательному человечества. Через синтез информационных образов с цветовыми образами возникает одна из сторон явления психосинтеза личности ребенка. Для ребенка в синтезе смысловых структур проявляется его способность к объединению ассоциативных впечатлений. Особенной яркостью отличаются ассоциации цвета. В синтезе информационных и образно-цветовых смысловых структур выплескиваются скрытые и явные ассоциации. Дети живут в метафорах, поэтому им так близки сказки. А сказки это кладезь, из которого дети черпают ассоциации.
Что цвет особым
образом воздействует на
Если синтез смысловых
структур слабо проявляется у
ребенка, то не происходит упорядочение
смыслов в сознании, и творческое
развитие тормозится. В кибернетике
беспорядок связан с
Поскольку синтез различных смысловых структур гармонизирует все важнейшие психические факторы одаренности, он вовлекает их в общий процесс творчества и в высшей мере обогащает духовную сферу развивающегося ребенка. Поэтому идея интеграции становится естественным продолжением инстинктивного механизма творчески упорядочивать поступающую в сознание информацию.
Идея интеграции и
универсализма именно в
В положениях его
дидактики явственно
Так как в основе правил легкости (приятности) обучения у Коменского лежит общее требование о соответствии обучения природным способностям детей, то это ясно говорит (в терминах структурно-осевой психологии) только о том, что развитие структуры знаний у ребенка может быть естественным. Избирательная способность психического фильтра не позволяет превысить скорость обучения, чем та, которая предопределена индивидуальностью ребенка. И два различных по способностям ребенка могут приращивать свои знания в соответствии со своими психическими возможностями, то есть с силой своего творческого "Я". Теперь в философском смысле идея интеграции находит себе приют в сознании учащегося в виде осуществления синтеза информационно-смысловых, образно-цветовых смысловых и музыкально-смысловых структур.
Какова должна быть
уникальная комбинация
Накопление жизненно
необходимого для творческой
деятельности богатства
Самые существенные оси-
Поскольку интуиция
иррациональна, то, как тогда можно
совместить ее с рациональным
мышлением и чувством? Интуиция,
по Юнгу, это поиск новых возможностей.
Мы не можем утверждать, что
мыслительные и чувствующие
Если понять, каков
механизм процесса совмещения
в психике человека
Но, если дети столь
талантливы, то куда же исчезают
таланты, когда ребенок взрослеет?
Вывод потрясает своей
Информация о работе Основные факторы развития одарённых детей