Основные факторы развития одарённых детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 00:02, реферат

Краткое описание

Как могут возникнуть и развиться у человека скрытые способности? Если понять, как формируются в детстве способности и одаренность и понять, как развивается в психике ребенка вся совокупность этих факторов, возможно, удастся проследить развитие необыкновенного дара, присущего его прославленным обладателям. Однажды Л. Толстой заметил, что гениальному дару нельзя научить, но погубить его можно.

Файлы: 1 файл

Основные факторы развития одарённых детей.docx

— 31.28 Кб (Скачать)

     Явна или неявна  одаренность в детстве? Еще Д. Израэли писал об этом удивительном феномене скрытой врожденной детской гениальности: "Мы часто слышим от товарищей детства гениального человека, что он, будучи в школе, казался тупым и подавал мало надежд. Руссо думает даже, что во многих детях под личиной обманчивой тупости скрывается глубокий гений".

    Могут ли быть усилены  врожденные качества личности, которые  мы потом оцениваем как значимые  факторы одаренности? Являются ли  такие факторы врожденными или  они есть следствие развития, поскольку они свойственны большей  части детей? Можно ли воспитать  спонтанность? Если ответ отрицателен, то на пути развития творчества будут стоять подавленные, вытесненные и глубоко скрытые в бессознательном факторы творчества: фантазия, воображение, неразвитая спонтанность. Разрешение этого противоречия дает грандиозную перспективу - воспитывать творческую личность через стимулирование развития факторов, способствующих раскрытию творческих способностей.

     Если гениальность  частично имеет наследственный  характер, а ее редчайшее проявление  обусловлено почти невероятным  стечением обстоятельств, то когда  рождается ребенок с предрасположением  к высокой одаренности, как его  развивать, чтобы не погубить  потенциальный дар? Не разделяют  ли дети подчас драматическую  участь гениальных людей? И снова  вопрос, на который частично уже  есть ответ. Ребенка учат и  воспитывают взрослые. Однако оказывается, что при этом уникальные для  взрослых и одновременно ценнейшие  для творчества психические характеристики  детей не выдерживают своей  положительной роли в жизненной  деятельности под прессом воспитания  и обучения.

    Используя знания о  природе творческих механизмов  и на основе математической  модели факторов гениальности, имеет  смысл разработать систему обучения  детей, применяя к обучению детей  модель творческого процесса  у взрослых. Здесь мы должны  сделать основное определение, что  мы понимаем под одаренным  ребенком. Это вопрос из той  же области, что мы понимаем  под талантом, и что мы понимаем  под гением. Поэтому определение  одаренности звучит так. Если  компоненты творческого процесса  у ребенка имеют высокие значения, то для детей может быть  выделена своя область одаренности. Она определяется попаданием  вектора творческих факторов  у этого ребенка в область  одаренности. При этом вектор  одаренности строится так же, как и для области гениальности, на проекциях по осям фантазии, воображения, спонтанности, умению  сосредотачиваться и т.д. Можно  выдвинуть предельно смелую цель  – создать такую систему обучения  и воспитания детей, в рамках  которой их творческое обучение  проходило бы в сфере области  высокой одаренности.

     Вырисовывается парадоксальная  и противоположная традиционной  парадигме образования цель обучения: не стремиться давать как можно  больше знаний, а развивать в  творческом направлении автономный  психонейрофизиологический функциональный комплекс ребенка (структура и деятельность этого комплекса подробно описана в книге "Тайна творчества гениев"). И роль влияния психологического типа на методы развития АПНФК переоценить нельзя. Процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы информация, несущая смыслы в образах и несущая знания, подавалась на вход автономного психонейрофизиологического функционального комплекса так, чтобы учитывались особенности каждого психологического типа. Кроме этого, одновременно должны выполняться требования критерия развития факторов одаренности. Критерий развивающей интегрированной системы обучения и воспитания личности рассматривается как направление, указывающее путь русла, где осуществляется синтез всей архитектуры автономного психонейрофизиологического функционального комплекса, который моделирует одаренную личность.

     Внедрить такую фантастическую  систему обучения и воспитания  одаренности кажется нереальным  в условиях массового обучения, если не мотивировать самих  учителей преимуществами этой  системы. Высокая одаренность основывается  на огромном количестве разнообразных смысловых структур, запечатленных в нейронной сети мозга, поэтому у ребенка, подростка, юноши или даже у взрослого человека не следует отнимать биологически заложенной потребности - усваивать новое.

 

Список использованной литературы

1.  Е.Синицын, О. Синицына. Характеристики психологических типов. Система развития одаренных детей. Изд. НГАХА. - Новосибирск, 2006.

 


Информация о работе Основные факторы развития одарённых детей