Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:09, курсовая работа
В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод об актуальности исследования маркетинговой среды и ее влияния на деятельность фирм. Объектом исследования в данной работе является ОАО «МегаФон». А маркетинговая среда деятельности ОАО «МегаФон» выступает предметом исследования. Цель работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «МегаФон».
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ
1.1 Понятие маркетинговой среды фирмы
1.2 Демографический, культурный и природный факторы
1.3 Научно-технический, политический и экономический факторы
2. ИССЛЕДОВАНИЕ МАКРОСРЕДЫ МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ОАО «МЕГАФОН»
2.1 Общая характеристика предприятия и основные показатели его деятельности
2.2 Влияние демографического, культурного и природного факторов на деятельность ОАО «Мегафон»
2.3 Влияние научно-технического, политического и экономического факторов
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МЕГАФОН»
3.1 Направления по увеличению эффективности маркетинговой деятельности
3.2 Нивелирование негативных эффектов демографического фактора маркетинговой среды для ОАО «МегаФон»
«МегаФон» стал первым и пока единственным оператором, развернувшим собственную сеть во всех субъектах России. Компания также первой в России ввела в коммерческую эксплуатацию сеть третьего поколения в стандарте UMTS2 [12].
Уникальный для российского
телекоммуникационного рынка
Основными конкурентами ОАО «МегаФон» являются "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и "ВымпелКом". Рассмотрим их сравнительные характеристики в табличной и графической форме (см. таблица 2.1 и рис. 2.1, 2.2) [14, с. 32].
Таблица 2.1
Сравнительная характеристика Российских операторов сотовой связи
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» |
«Вымпел-Коммуникации» |
ОАО «МегаФон» | |
Описание |
Крупнейший провайдер услуг беспроводной связи, имеющий почти 96,17 млн. абонентов |
Второй по величине провайдер услуг беспроводной связи, имеющий около 56,575 млн. абонентов |
Третий по величине провайдер услуг беспроводной связи, имеющий 48,324 млн. абонентов |
Доля на рынке России в 2009 (см. рис. 2.1) |
34,4% |
25,4 % |
24,2% |
Лицензионный охват населения |
На лицензионной территории проживает около 98% населения России. |
На лицензионной территории проживает около 94% населения России. |
На лицензионной территории проживает приблизительно 100% населения России. |
Конкурентоспособность |
Компания занимает
ведущие позиции на Московском рынке,
опережает своих конкурентов
по показателям разговорной |
Высокая и растущая рыночная доля. Сильные позиции на Московском рынке. Хорошо узнаваемый бренд способствует закреплению клиентов и более широкому охвату рынка. |
Единственный оператор с лицензией, охватывающей все население России. Сильные позиции в Северо-Западном регионе. |
Роуминг |
Роуминг осуществляется в 218 странах мира. |
Роуминг-оператор номер один в мире по числу операторов (497) и стран (205) |
Роуминг более чем в 200 странах мира, в том числе по всей Европе. |
Продолжение таблицы 2.1
3G3 (сеть «третьего поколения») |
Сеть «третьего поколения» охватывает 41 город во всех федеральных округах России. |
Сеть «Билайн» третьего поколения развернута в 51 регионе страны, и является самой крупной сетью 3G в России. |
Сеть «третьего поколения» развернута в 23 регионах России. |
Доля рынка моб. Интернета в России, 2009 г. (см. также рис. 2.2) |
28% |
24% |
29% |
Собственники |
Основной владелец компании — российский холдинг АФК «Система», которому принадлежит 52,8% акций; остальные 46,7% акций находятся в свободном обращении. |
Крупнейшие акционеры — норвежская Telenor (29,9% обыкновенных акций) и компания Altimo, управляющая телекоммуникационными активами «Альфа-Групп» (44%). Около 24,3% обыкновенных акций котируются в виде ADR на Нью-Йоркской фондовой бирже. |
35,6% акций напрямую
и ещё 8,2% через компанию «Телекоминвест» |
Чистая прибыль, 2009 г |
28,94 млрд. руб. |
32,4 млрд. руб. |
45,2 млрд. руб. |
Рис. 2.1 – Доля, занимаемая на рынке сотовой связи на 2009 г.
Рис. 2.2 – Доля рынка мобильного
интернета на 2009 г.
(в денежном выражении).
Таким образом, в «Большой тройке» ОАО «МегаФон» занимает третье место, но лишь по некоторым показателям. Во многом компания превосходит своих конкурентов:
К концу 2009 года компания продемонстрировала очень хорошие результаты, обеспечив рост финансовых показателей по сравнению с прошлым, докризисным годом (табл. 2.2). Этот год для ОАО «МегаФон» был непростым, отмечалось некоторое снижение потребления услуг и количества новых подключений, но консервативный подход к затратам и эффективное управление бизнесом помогли успешно пройти этот период. Несмотря на по-прежнему непростую ситуацию на финансовых рынках в России и в мире, компания «МегаФон» является одной из самых финансово устойчивых в России и обладает всеми необходимыми ресурсами для реализации намеченных планов по достижению лидерской позиции по выручке среди операторов сотовой связи на российском рынке [13], [15, с. 21].
Таблица 2.2
Основные финансовые показатели за 2008-2009 г. (млн. руб.)
4 кв. 2009 г. |
4 кв. 2008 г. |
4 кв. 2009 г./ 4 кв. 2008 г. |
2009 г. |
2008 г. |
2009 г./ 2008 г. | |
Выручка |
48365 |
48345 |
0,04% |
181 883 |
175 451 |
3,7% |
OIBDA4 |
23066 |
24561 |
6,1% |
88192 |
88246 |
0,1% |
OIBDA, % |
47,7 |
49,6 |
3,1 п.п. |
48,5 |
50,3 |
1,8 п. п. |
Чистая прибыль |
13789 |
12631 |
9,2% |
45289 |
44319 |
2,2% |
Консолидированная выручка за 2009 год выросла на 3,7% по сравнению с 2008 годом, что связано с активным использованием дополнительных услуг, а именно увеличением объема передачи данных. На рост выручки также повлиял рост продаж абонентского оборудования благодаря расширению собственной розничной сети и выводу на рынок новых устройств.
Основными факторами, оказавшими влияние на уменьшение рентабельности по OIBDA на 1,8 п.п. в 2009 году по сравнению с 2008 годом, стали рост затрат на дилерскую комиссию, продажа абонентского оборудования с низкой рентабельностью, а также начислениями по программе долгосрочного стимулирования персонала.
Увеличение чистой прибыли на 2,2% в 2009 году по сравнению с 2008 годом связанно с ростом выручки и эффективной налоговой политикой [13].
Таблица 2.3
Основные операционные показатели по России за 2008-2009 г.
4 кв. 2009 г. |
4 кв. 2008 г. |
4 кв. 2009 г./ 4 кв. 2008 г. |
2009 г. |
2008 г. |
2009 г./ 2008 г. | |
Число активных абонентов (тыс.) |
50222 |
43289 |
16% |
50222 |
43289 |
16% |
Доля рынка по абонентам |
24,2% |
23% |
1,2 п. п. |
24,2% |
23% |
1,2 п. п. |
MOU5 (мин.) |
285 |
288 |
1% |
276 |
289 |
4,5% |
ARPU6 (руб.) |
316 |
369 |
14,4% |
320 |
368 |
13% |
Снижение ARPU и MOU в 2009 году по сравнению с 2008 годом вызвано изменившейся финансово-экономической ситуацией в России. На снижение ARPU повлияло существенное уменьшение потребления высокодоходных услуг (роуминг и междугородная/международная связь), что связанно с сокращением деловых и частных поездок абонентов.
Демографический фактор. По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2010 года составила 141927 тыс. человек и в течение 2009 года увеличилась на 23 тыс. человек, или на 0,016 %. На 14 марта 2010 года население составляет 141 931 615 чел (табл. 2.4) [7, с. 24].
Таблица 2.4
Компоненты изменения общей численности
населения (тысяч человек)
Годы |
Численность населения на 1 января |
Изменения за год |
Численность населения на 31 декабря |
Общий прирост за год, % | ||
Общий прирост |
Естественный прирост |
Миграционный прирост | ||||
1990 |
147665,1 |
608,6 |
333,6 |
275,0 |
148273,7 |
0,41 |
1991 |
148273,7 |
241,0 |
104,9 |
136,1 |
148514,7 |
0,16 |
1992 |
148514,7 |
47,0 |
-219,2 |
266,2 |
148561,7 |
0,03 |
1993 |
148561,7 |
-205,8 |
-732,1 |
526,3 |
148355,9 |
-0,14 |
1994 |
148355,9 |
104,0 |
-874,0 |
978,0 |
148459,9 |
0,07 |
1995 |
148459,9 |
-168,3 |
-822,0 |
653,7 |
148291,6 |
-0,11 |
1996 |
148291,6 |
-263,0 |
-776,5 |
513,5 |
148028,6 |
-0,18 |
1997 |
148028,6 |
-226,5 |
-740,6 |
514,1 |
147802,1 |
-0,15 |
1998 |
147802,1 |
-262,7 |
-691,5 |
428,8 |
147539,4 |
-0,18 |
1999 |
147539,4 |
-649,3 |
-918,8 |
269,5 |
146890,1 |
-0,44 |
2000 |
146890,1 |
-586,5 |
-949,1 |
362,6 |
146303,6 |
-0,40 |
Продолжение таблицы 2.4
2001 |
146303,6 |
-654,3 |
-932,8 |
278,5 |
145649,3 |
-0,45 |
2002 |
145649,3 |
-685,7 |
-916,5 |
230,8 |
144963,6 |
-0,47 |
2003 |
144963,6 |
-795,4 |
-888,5 |
93,1 |
144168,2 |
-0,55 |
2004 |
144168,2 |
-694,0 |
-792,9 |
98,9 |
143474,2 |
-0,48 |
2005 |
143474,2 |
-720,7 |
-846,6 |
125,9 |
142753,5 |
-0,50 |
2006 |
142753,5 |
-532,5 |
-687,0 |
154,5 |
142221,0 |
-0,37 |
2007 |
142221,0 |
-212,2 |
-470,4 |
258,2 |
142008,8 |
-0,15 |
2008 |
142008,8 |
-104,8 |
-362,0 |
257,2 |
141904,0 |
-0,07 |
2009 |
141904,0 |
23 |
- |
- |
- |
0,016 |
Как видно из выше представленной таблицы в 2009 году впервые за 14 лет наблюдался положительный прирост населения страны. Рост численности населения сопровождается и ростом человеческих нужд, которые бизнесу необходимо удовлетворить. В связи с этим компания «МегаФон» вынуждена постоянно расширять спектр предоставляемых услуг.
Однако согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения, в России продолжается демографический кризис. Рост населения в стране прекратился с 1991 (рождаемость в РСФСР упала ниже уровня простого замещения поколений ещё в 1960-е годы). Смертность в 1,5 раза превысила рождаемость, население сокращалось на несколько сотен тысяч человек ежегодно (таблица 2.5).
Таблица 2.5
Информация о работе Основные факторы макросреды функционирования фирмы