Организация продажи товаров и обслуживания покупателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: описать роль и значение продажи товаров в процессе обслуживания покупателей и культуры торговли, дать организационно-правовые и экономические характеристики исследуемого предприятия, наметить пути совершенствования организации обслуживания покупателей и повышение ее эффективности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..……...…..3
Глава 1. Роль и значение продажи товаров и культура обслуживания покупателей…………………………………………………………………..…5
1.1.Понятие качества торгового обслуживания и культуры торговли…………………………………………..……………………….…….5
1.2.Характеристика основных элементов, формирующих уровень обслуживания покупателей в магазине………………………………….…...8
1.3.Социально-экономическое значение методов продажи товаров………………………………………………………………………....13
1.4.Конкурентоспособность магазина «Продукты»………………………..17
Глава 2. Организационно-правовая и экономическая характеристика магазина «Продукты»……………………………………………………..….20
2.1.Материально-техническая база предприятия……….………………..…20
2.2.Структура аппарата управления, задачи, функции…........................….26
2.3.Экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние два года………………………………………….28
Глава 3. Анализ организации обслуживания покупателей и оценка ее эффективности………………………………………………………………...29
3.1.Показатели качества обслуживания покупателей………………….…...29
3.2.Показатели, характеризующие культуру торговли…………………..…30
3.3.Анализ продажи товаров, пути совершенствования и повышение эффективности………………………….………………………………….….32
Заключение…………….………………………………………………...…….36
Список литературы…………………………………………………………....39

Файлы: 1 файл

курсовой проект.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

Но эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под оборудование. Важно  чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров. Показатель, характеризующий степень использования выставочной (демонстрационной) площади – Кд, который определяется отношением выставочной площади к площади торгового зала. Рассчитаем Кд:

Кд = 240 / 46,6 =  0,92

Такой коэффициент демонстрационной площади говорит об эффективном использовании установочной площади за счет использования вертикальных стеллажей и стоек, занимающих мало места, позволяющих демонстрировать широкий ассортимент.

Расчет коэффициента емкости определяется отношением выставочной площади к установочной.     К емк. = 240 / 32,4 = 7,4

Следовательно, торгово – технологическое оборудование емкое, так как коэффициент емкости оборудования более 2.

Структура площади торгового зала магазина представлена в таблице 4.

 

Таблица 4

Структура торговой площади магазина

 

№ п/п

Название площади

Площадь, м2

Доля %

1

Площадь под оборудование

31,2

66,95

2

Площадь для узлов расчета

1,2

2,57

3

Площадь для движения покупателей

14,2

30,48

4

Итого

46,6

100


Проведенный анализ материально-технической базы магазина дает возможность сделать выводы о том, что  площади магазина используются эффективно в полном объёме.

 

 

 

 

 

2.2. Структура аппарата управления  предприятия,

 задачи, функции

Магазин является частной собственностью юридического лица, которое функционирует  в форме коммерческого предприятия. Основная цель деятельности  – извлечение прибыли.

Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объёма, условий и режима работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоёмкость выполняемых работ.

Учитывая эти параметры магазин «Продукты» имеет следующий штат работников.

 Руководство магазином осуществляет директор. На  основании трудового договора в магазине работают два продавца, водитель и уборщица. Директор магазина выполняет обязанности товароведа и продавца.

Рассмотрим подробнее выполнение  следующих функций и обязанностей.

1.Директор несет полную ответственность  за организацию  хозяйственной  деятельности  своего предприятия, за выполнение договоров и соглашений, внедрения прогрессивных форм обслуживания. Также в обязанности директора магазина входит ведение  оперативного учета, работа с кадрами. Директору предоставлено право перемещать, принимать и увольнять работников, а так же заключать договора с аудиторской конторой  для ведения бухгалтерского учёта.

2.Товаровед должна принимать  меры по выполнению плана товарооборота  магазина, а именно: изучать спрос  покупателей, организовывать закуп  товаров, участвовать в заключение  договоров, проводить различные рекламные мероприятия. В функции товароведа входит также определение товаров, нуждающихся в рекламе и разработка планов рекламных мероприятий, товаровед должен контролировать наличие товаров в продаже, при необходимости организовывать выставки-продажи и дни расширенной продажи товаров.

3. Продавец-кассир должен обслуживать  покупателей, показывать товар, консультировать  покупателей, проверять количество, качество товаров, подсчитывать  их стоимость. Также в обязанности  продавца-кассира входит оформление витрин, выписывание чека и заполнение технической документации, гарантийного талона на товары. Для выполнения всех этих обязанностей продавец-кассир должен знать кассовое и другое оборудование, имеющееся в магазине, ассортимент всех товаров, способы эксплуатации и правила обмена товара, принципы оформления витрин и др.  умения и навыки.

 

    1. Экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние два года

Рассматриваемое предприятие является коммерческой организацией, целью деятельности которой является получение прибыли  за счет реализации продуктов  питания. Экономические показатели деятельности предприятия за два последних года представлены в таблице 5

Таблица 5

Показатели деятельности магазина «Продукты» за 2011-2012 гг.

Показатели

2011 г

2012 г

Отклонение

(+,-)

Темп изменения, %

А

1

2

3

4

1. Выручка от продаж

3500

3890

+390

111,0

2. Торговая площадь

46,6

46,6

-

-

3. Товарооборот на 1 кв.м. торговой  площади

75,11

83,48

+8,37

111,0

4. Численность работников, всего

5

5

-

-

В т.ч. работников ТОП

2

2

-

-

5. Производительность труда

700,0

778,0

+78,0

111,0

6. Производительность труда 1 работника  ТОП

1750,0

1945,0

+195,0

111,0

7.  Валовая прибыль, сумма

2450,0

2723,0

+273,0

111,0

 Уровень валовой прибыли

70,0

70,0

-

-

8. Издержки обращения, сумма

111,0

126,0

+15,0

114,0

Уровень ИО в % к ТО

3,17

3,24

+0,07

-

Продолжение таблицы 5

В т.ч. расходы на оплату труда в %

48,7

42,9

-5,8

88,1

-сумма тыс.руб.

54

54

-

-

-уровень в % к ТО

1,5

1,4

-0,1

93,3

9. Ср. мес. З/п 1 работника

7,5

7,5

-

-

10. Прибыль от продаж, сумма

2339

2597

258,0

111,0

-рентабельность продаж %

66,83

66,76

-0,07

99,9

11.Прибыль (убыток) до налогообложения

2450

2723

+273

111,1

12. Рентабельность предприятия

70,0

70,0

-

-

13. Налог на прибыль

8,3

8,3

-

-

14. Прибыль (убыток) от обычной деятельности, сумма

2450,0

2723,0

+273,0

111,2

- рентабельность обычной деятельности %

70,0

70,0

-

-

150. Чистая прибыль, сумма

2491,7

2714,7

273,0

111,2

- рентабельность конечной деятельности %

69,8

69,8

-

-


 

На основании данных, представленных в  табл. 5, характеризующих результаты деятельности торговой  организации «Продукты», к которым относятся не только различные виды прибыли, но и такие важнейшие финансовые  инструменты, как выручка от продаж, себестоимость реализованной продукции и др., можно сделать следующие выводы.

В отчетном году по сравнению с прошлым возросла выручка от продажи товаров на 11,0 % или в абсолютном выражении на 390 тыс.руб. и составила 3890,0 тыс.руб. Торговая площадь в отчетных периодах осталась неизменной в размере 46,6 кв.м., а вот товарооборот на 1 кв.м. торговой площади увеличился на 8,37 тыс.руб. за счет увеличения выручки от продаж.

Численность работников не изменилась, но за счет увеличения выручки, производительность труда работников и в т.ч. работников ТОП увеличилась на 11,0 %, что в абсолютном выражении составило 78,0 и 195,0 тыс.руб. соответственно.

Валовая прибыль в отчетном году  повысилась в сумме на 273,0 тыс.руб. (11,0 % в относительном выражении), уровень валовой прибыли не изменился.

Выросли издержки обращения в отчетном году по сравнению с прошлым (на 15 тыс.руб. или 14 % в относительном выражении), и составили 126 тыс.руб.

Отчисления на оплату труда уменьшились в денежном выражении на 5,8 тыс.руб  в отчетном году, в относительном выражении они снизились на 11,9 %.

В отчетном периоде предприятие имело прибыль,  составившую в сумме 2597,0 тыс.руб., (в относительном выражении повысилась на 11,0 %).

Рассчитаем влияние изменения розничных цен на объём товарооборота.

Таблица 6

Влияние изменения розничных цен на объём товарооборота

годы

Розничный товарооборот

Индекс розничных цен

Прирост товарооборота, тыс. руб.

всего

В т.ч. за счёт изменения

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

Роста цен

Физического объёма

2011

3500,0

3320,0

1,05

180,0

180,0

-

2012

3890,0

3500,0

1,11

390,0

390,0

-


Из расчётов видно, что прирост товарооборота   за счёт роста цен составил 390,0 тыс.руб.

Рассмотрим анализ розничного товарооборота по структуре в действующих ценах

Таблица  7

Анализ розничного товарооборота по структуре в действующих ценах

Товарные группы

2011

2012

Абсолют. отклонение

Темп отклонения

Сумма, т.руб.

Удельный вес, %

Сумма, т.руб.

Удельный вес, %

мясные

1400

40

1594

41

+1

113,9

бакалейные

1800

51,4

1980

50,9

-0,5

110

Хлебо-булочные

220

6,3

240

6,2

-0,1

109

Молочные

50

1,4

52

1,3

-0,1

104

Вино-водочные

30

0,9

24

0,6

-0,3

80

 

3500

100%

3890

100%

   

Из таблицы видно, что повысился удельный вес мясных продуктов . Тем прироста составил 13,9 %. И снизился удельный вес бакалейных товаров в розничном товарообороте в отчётном году, при увеличении суммы реализации по этой группе товаров, за счёт увеличения розничных цен.

Рассмотрим показатели розничного товарооборота и использование отдельных видов ресурсов в магазине.

Таблица 8

Показатели розничного товарооборота и использование отдельных видов ресурсов в магазине

Показатели

2011

2012

Отклонение

Темп роста %

Розничный т/о, т. руб.

3500

3890

390

111,0

Среднесписочная численность работников, чел.

5

5

-

-

Розничный т/о на:

-одного работника, т.руб.

 

700

 

778

 

+78

 

111,0

- 1кв.м. торговой площади.

75,11

83,48

+8,37

111,0


Из данных таблицы видно, что розничный товарооборот магазина в сопоставимых ценах возрос на 390 тыс. рублей. Численность  работников не увеличилась и прирост товарооборота составил 156 тыс.руб. (78*2), за счёт производительности труда. Доля прироста розничного товарооборота за счёт интенсивного фактора –  40% (156/390*100). Это означает, что магазин в отчётном году повысил эффективность использования трудовых ресурсов. За счёт этого фактора обеспечен прирост товарооборота.

В целом, структурно-динамический анализ показал, что, несмотря на весьма благополучное положение с темпами роста и абсолютным приростом финансовых показателей, имеет место отрицательно складывающаяся в отчетном году по сравнению с прошлым годом тенденция в отношении издержек обращения, вследствие чего рентабельность предприятия  осталась на прежнем уровне.

Директору магазина  необходимо разработать программу выявления резервов и включения их в производственно-хозяйственную компанию на следующий год, предварительно определив пути их реализации и возможности предприятия по мобилизации таких резервов в основную деятельность организации.

 

Глава 3. Анализ организации обслуживания покупателей и оценка ее эффективности

 

3.1. Показатели качества обслуживания  покупателей

Информация о работе Организация продажи товаров и обслуживания покупателей