Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:50, курсовая работа
Цель работы: описать роль и значение продажи товаров в процессе обслуживания покупателей и культуры торговли, дать организационно-правовые и экономические характеристики исследуемого предприятия, наметить пути совершенствования организации обслуживания покупателей и повышение ее эффективности.
Введение……………………………………………………………..……...…..3
Глава 1. Роль и значение продажи товаров и культура обслуживания покупателей…………………………………………………………………..…5
1.1.Понятие качества торгового обслуживания и культуры торговли…………………………………………..……………………….…….5
1.2.Характеристика основных элементов, формирующих уровень обслуживания покупателей в магазине………………………………….…...8
1.3.Социально-экономическое значение методов продажи товаров………………………………………………………………………....13
1.4.Конкурентоспособность магазина «Продукты»………………………..17
Глава 2. Организационно-правовая и экономическая характеристика магазина «Продукты»……………………………………………………..….20
2.1.Материально-техническая база предприятия……….………………..…20
2.2.Структура аппарата управления, задачи, функции…........................….26
2.3.Экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние два года………………………………………….28
Глава 3. Анализ организации обслуживания покупателей и оценка ее эффективности………………………………………………………………...29
3.1.Показатели качества обслуживания покупателей………………….…...29
3.2.Показатели, характеризующие культуру торговли…………………..…30
3.3.Анализ продажи товаров, пути совершенствования и повышение эффективности………………………….………………………………….….32
Заключение…………….………………………………………………...…….36
Список литературы…………………………………………………………....39
Одной из важных задач коммерческой деятельности розничных торговых предприятий является обеспечение ими своей конкурентоспособности. Основным способом достижения этой задачи является предложение покупателям товаров и услуг надлежащего качества, в нужном ассортименте, в необходимые сроки и на более выгодных условиях, чем у конкурентов.
Поэтому, оценивая свою
Для того чтобы обеспечить высокую эффективность работы торгового предприятия, а также увеличение объемов продажи товаров, необходимо использовать различные формы активизации и стимулирования сбыта. В частности, активизации продажи товаров во многом способствует торговля через мелкорозничные торговые предприятия, а также организация и проведение ярмарок, выставок-продаж.
В розничной торговле можно выделить ценовые и неценовые средства стимулирования продажи товаров.
К ценовым средствам стимулирования относят распродажу по сниженным ценам, систему премий и др.
К неценовым средствам увеличения продажи необходимо отнести высококачественную упаковку и рекламное оформление, рациональное размещение и выкладку товаров в торговом зале магазина, предложение разнообразных дополнительных услуг покупателям.
Этап исследования конкурентоспособности и рыночного пространства, является основой формирования рентабельного ассортимента и включает:
При изучении товаров выявляются товары, которые пользуются наибольшим спросом у покупателей. Другими словами, выявляются наиболее конкурентоспособные товары.
Конкурентоспособность – это характеристика товаров, позволяющая выделить конкурентоспособный товар из ряда аналогичных товаров по степени максимального удовлетворения требований потребителя. Таким образом, конкурентоспособность проявляется только при сравнении товаров.
Требования, предъявляемые потребителями к конкурентоспособному товару, зависят от рынка, где они изучаются и имеют свою специфику. Товар, конкурентоспособный на одном рынке, может не быть конкурентоспособным на другом рынке. Более того, понятие конкурентоспособности для одного и того же рынка различно.
В соответствии с этим было исследовано несколько магазинов, имеющих отделы по продаже аналогичного ассортимента товаров, что и в магазине «Продукты».
Для проведения анализа были опрошены определенное число покупателей, которые, применяя пятибалльную систему, оценивали исследуемые магазины по своему мнению. По итогам сравнительного анализа можно выделить основные сильные и слабые стороны магазина «Продукты» по отношению к конкурентам на данном рыночном пространстве.
Данное исследование было проведено в форме сравнительного анализа некоторых характеристик исследуемых магазинов, которые можно свести в единую таблицу 1.
Таблица 1 –Оценка конкурентоспособности магазина «Продукты»
Параметры |
Магазины | |||
«Продукты» |
||||
1 |
Удобство расположения |
5 |
5 |
5 |
2 |
Внешний вид магазина |
5 |
4 |
5 |
3 |
Режим работы |
4 |
5 |
5 |
4 |
Видимость с автомагистрали |
5 |
5 |
4 |
5 |
Удобство и наличие парковки |
5 |
3 |
4 |
6 |
Предлагаемый ассортимент |
5 |
3 |
3 |
7 |
Культура обслуживания |
5 |
4 |
5 |
8 |
Предоставление торговых услуг |
3 |
4 |
5 |
ИТОГО |
37 |
33 |
36 |
Из данной таблицы видно, что конкурентоспособность магазина «Продукты», по сравнению с анализируемыми магазинами, достаточно высокая – 37 баллов. Но не достигает максимальных 40 баллов, как и у остальных рассматриваемых магазинов.
Из исследуемых магазинов самым лучшим, по мнению покупателей, стал магазин «Продукты». Он отличается разнообразным и широким ассортиментом. В этом магазине высокая культура обслуживание покупателей. Покупателям нравится красивое внешнее оформление магазина и удобное расположение – магазин находится в густонаселенном месте и на пути движения автомобилей. Не устраивает покупателей отсутствие дополнительных услуг. В конкурирующих магазинах оказывают такую услугу, как ксерокопирование.
Второе место, по мнению опрошенных покупателей, занимает магазин «Огонек», третье - магазин «Славянка», у них по 36 и 33 баллов соответственно. Но у этих магазинов разные сильные и слабые стороны. Например, магазин «Огонек» не достаточно хорошо виден с магистрали и у него не очень удобные подъездные пути и автостоянка. У магазина «Славянка» слабая сторона – неудобные подъёздные пути, но видимость с магистрали хорошая. Но зато сильной стороной «Славянка» и «Огонек» является удобный режим работы – с 9-00 до 20-00, тогда как магазин «Продукты» работает с 10-00 до 18-00. На 5 баллов устраивает ассортимент магазина «Продукты», тогда как у других магазинов он оценён на 3 балла.
характеристика магазина «Прод
2.1. Материально-техническая база предприятия
Магазина «Продукты» - частное предприятие торговли , расположенное по адресу: Россия, обл. Ульяновская, г. Димитровград, ул. Тоси Потаповой, д. 167.
Магазин «Продукты» выполняет следующие виды деятельности:
Магазин «Продукты» специализируется на продаже продуктов питания.
Проведем анализ материально-технической базы магазина «Продукты».
Помещение магазина размещается на первом этаже жилого пятиэтажного дома, занимает стандартную четырёх комнатную квартиру, выведенную из жилого фонда и является встроенным.
Расположение магазина достаточно удобное. Этот магазин расположен вблизи остановок городского транспорта и находится на пути движения больших масс людей. Его посещают не только покупатели–пешеходы, но и покупатели-автовладельцы. Рядом с магазином имеется место для парковки транспорта. Удобные подъездные пути.
Общая полезная площадь магазина составляет 59.4 м. кв. Распределение площадей магазина «Продукты» согласно внутреннему обмеру представлены в табл. 2.
Таблица 2
Распределение площадей магазина «Продукты» по назначению частей помещения согласно внутреннему обмеру, м.кв.
Название помещения |
Площадь, м.кв. | |||
Торговая |
Складская |
Служебно-подсобная |
Администра- Тивная | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Торговый зал |
46,6 |
|||
2. Подсобное |
4,2 |
|||
3. Умывальник, туалет |
3,1 |
|||
4. Кабинет директора |
5,5 | |||
Общая полезная площадь |
59,4= 100 % | |||
Итого: |
46,6 |
4,2 |
3,1 |
5,5 |
Главное помещение магазина – торговый зал – имеет площадь 78 % всей площади магазина. Метод продажи товаров применяемый в данном магазине – через прилавок. Планировка торгового зала магазина спланирована с учётом движения покупательского потока. С правой стороны от входа расположены стеклянные пристенные витрины, в которых выставлены дорогие подарочные канцелярские офисные принадлежности. Далее, по пути движения покупательского потока расположены столы-прилавки, установленные сплошным фронтом и разделяющие торговый зал на две зоны: рабочее место продавца и торговый зал.
Коэффициент эффективности использования общей площади магазина является соотношение торговой площади к общей площади магазина. Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем выше эффективность использования площади магазина.
В нашем случае общая площадь магазина составляет 59.4 м.кв., а торговая площадь 46.6 м.кв.
Кэ = 46.6/59.4 = 0,78
Высокий размер коэффициента свидетельствует об эффективном использовании площадей магазина.
Для определения рациональности использования торговой площади, необходимо просчитать коэффициент установочной площади.
В торговом зале из оборудования имеются: витрина пристенная стеклянная, пристенные горки, прилавок-витрина с застеклённой верхней частью, тумба-карусель для открыток, пристенное оборудование «Джокер» с кронштейнами и полками, два прилавка – один узел расчёта, второй для обслуживания покупателей.
Таблица 3
Расчет установочной и выставочной площадей в магазине
Наименование оборудования |
Количество |
Размер |
Количество полок |
Установочная площадь, кв.м. |
Выставочная площадь, кв.м. |
Витрина-горка |
8 |
2,5*0,5 |
4 |
10 |
40 |
Витрина стеклянная |
4 |
1,0*0,5 |
4 |
2,0 |
8 |
Прилавок-витрина |
6 |
1,2*1,0 |
1 |
7,2 |
43,2 |
Прилавок |
2 |
1,2*1,0 |
1 |
2,4 |
4,8 |
Холодильник |
1 |
1,8*1,0 |
40 |
1,8 |
72 |
Шкаф холодильный |
1 |
3*2,0 |
10 |
6,0 |
60 |
1 |
1,5*2,0 |
4 |
3,0 |
12 | |
Итого |
32,4 |
240 |
Установочная площадь 32,4 м2, а выставочная 240 м2.
Определение коэффициента установочной площади:
К уст = 32,4 / 240 = 0,14
Следовательно, 14 % торговой площади занято установленным торговым оборудованием, 86 % торговой площади будет составлять проходы для покупателей и продавцов, размещение мест дополнительного обслуживания покупателей. Коэффициент низкий, если сравнивать его с нормативами – 0,25-0,30 %.
Информация о работе Организация продажи товаров и обслуживания покупателей