Организация и развитие розничных толрговых сетей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение опыта создания и развития торговых сетей.
Для достижения поставленной цели были определены и реализованы следующие задачи:
изучены теоретические аспекты розничной сетевой торговли;
ознакомились с форматами сетевых магазинов;
дана организационно-экономическая характеристика предприятия;
проанализировано состояние сетевой розничной торговли в России и г. Саратове;
рассмотрено развитие розничной торговой сети на примере «Пятерочки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты розничной сетевой торговли………………..5
1.1. Состояние развития розничных сетей………………………………5
1.2. Форматы сетевых магазинов………………………………………….9
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия……15
2.1. Организационно-правовой статус предприятия, его структура…..15
2.2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия…20
Глава 3. Организация и развитие розничных торговых сетей……………….23
3.1. Анализ состояния сетевой розничной торговли в России………....23
3.2. Розничные торговые сети г. Саратова………………………………29
3.3.. Развитие розничной торговой сети на примере «Пятерочки»……34
Заключение ………………………………………………………………………39
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения……………………………

Файлы: 1 файл

Линара.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

     Торговая  сеть – это совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

     Торговое объединение – добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов, и являющееся некоммерческой организацией.

     Торговый  дом – многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономические сферы.

     Первые  торговые дома в России возникли в 50 - 60-х гг. XIX в. Темпы их развития были высокие: если в 1851-1860 гг. их было лишь 2, то к 1890 г. – уже 138, а к 1915 г. – 6147. История российских торговых домов представляет собой ценнейшую составную часть опыта торгового предпринимательства, широко используемого во всем мире. В настоящее время торговые дома успешно функционируют в США, Японии, Франции, Южной Корее и других странах. В торговых домах реализуется широкий ассортимент непродовольственных товаров, имеются отделы продовольственных товаров, кафетерий.

     Обобщив опыт развития интеграционных структур в России и за рубежом, дополним их категорийный аппарат.

     Торговая  цепь – это крупная торговая сеть с числом магазинов более 10.

     Фирменный магазин – это вертикальная интеграция изготовителя с розничной торговлей. Розничные магазины реализуют товары одного бренда – своего изготовителя.

     Финансово-промышленные группы (ФПГ) создаются в результате объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций, финансово-кредитных учреждений (в том числе банков), инвестиционных организаций в целях повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения научно-технического прогресса.

     Учитывая  разнообразие сетевых форматов, представим их классификацию (Приложение А).

     По  функциональному значению и товарному  профилю отраслей, входящих в интеграцию, различают:

  • горизонтальную интеграцию;
  • вертикальную интеграцию.

     Процессы  горизонтальной интеграции получили активное развитие в розничной торговле. При такой интеграции объединяются предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени. Это объединение двух и более однородных по функциональному значению и товарному профилю торговых предприятий, находящихся в одном владении. Первая сеть магазинов возникла в бакалейной торговле США в 1859 г. – это была компания «Эй энд Пи» («Грейт Атлантик энд пасифик»). Их образование явилось следствием обострения конкурентной борьбы, средством противодействия крупным торговым фирмам. В результате такие магазины добивались выгодных условий закупки товаров и возможности проведения единой торговой политики.

     Наиболее  интенсивное распространение сетевых  магазинов пришлось на 20-е гг. В 1919 г. на них приходилось 4%, а в 1929 г. – около 30 % общего объема розничных продаж в США.

     В послевоенные годы наметилась тенденция к укрупнению торговых цепей. Торговые сети, имеющие более 10 магазинов, в мировой практике принято называть торговыми цепями. Цепные формы стали применяться во многих отраслях торговли, особенно широко – в системе универмагов, торговле продовольственными товарами и в аптеках.

     Состояние горизонтальной интеграции торговли в  России представлено в приложении Б.

     При горизонтальной интеграции по юридическому статусу предприятий различают корпоративные и добровольные сети.

     Корпоративные сети имеют одного владельца и единый контролирующий орган, централизованно осуществляют закупки товаров и предлагают схожий ассортимент. Примером являются торговые сети, рассмотренные в последней таблице.

     Добровольные  сети представляют собой группу независимых розничных торговцев, организовавших торговое объединение. Объединяться на добровольной основе могут не только отдельные предприятия, но и целые сети магазинов, образуя объединения в форме некоммерческих ассоциаций или союзов. Так, в 2001 г. крупные розничные сети в России: «Старик Хоттабыч», «М.видео», «Спортмастер», «Арбат Престиж», «Седьмой континент» МВО, компания «Куда.ru» объявили о создании стратегического союза-пула «Шесть семерок», а розничные сети «Перекресток», «Копейка», «Дикси» и «Мегамарт» учредили в этом же году альянс для защиты своих интересов. Основные функции таких объединений состоят в защите интересов внутренней торговли, в разработке концепций ее развития, изучении и распространении отечественного и зарубежного опыта и др.

     Горизонтальная интеграция по типу входящих предприятий может быть одноформатной, т.е. состоять из предприятий одного типа (так, «Магнит» работает только в формате дискаунтера), или мультиформатной (ЗАО «Торговый дом «Перекресток» включает несколько форматов: супермаркет, гипермаркет, магазин «У дома»).

     По  степени глобализации интеграционные сети могут быть:

  • локальные;
  • федеральные;
  • международные.

     Локальные сети работают в сегменте одного города.

     Федеральные сети развивают магазины в нескольких городах России. Наиболее крупными федеральными сетями являются краснодарская цепь «Магнит» и питерская «Пятерочка».

     Международные сети открывают магазины в разных странах. Так, сеть Aldi, известная работой по системе скидок, обозначила процессы интернационализации уже в 1967 г.; за ней последовали Metro и Carrefour (1971 и 1973 гг. соответственно), и только американская WalMart выступила с опозданием.

     Достаточно  сказать, например, что сети Metro принадлежит 2000 магазинов в 21 стране, а ее оборот превышает 48 млрд долл. Голландская Spar насчитывает 18 тыс. магазинов в 32 странах мира.

     Произошло распределение по зонам: WalMart приобрела силу в Европе, а европейские предприятия внедрились на рынки США, Азии, Южной Америки и Австралии. Семь всемирно известных предприятий по торговле продовольственными товарами располагаются в Европе (Carrefour, Metro, Spar, Ahold, Auchan, Intermarche, Rewe). В ближайшем будущем их годовой оборот составит 150 млрд евро.

     В настоящее время в России, по данным Pricewater-houseCoopers, представлены только 6 крупнейших международных компаний розничной торговли: голландская Spar, немецкие ABA и Metro, шведская IKEA, французская Auchan и др. В Польше действует 13 таких компаний, в Китае – 12. Ни одна из ведущих мировых компаний торговли продуктами питания (WalMart, Carrefour или Tesco) пока не вышла на российский рынок, что делает его более привлекательным для международных торговых сетей и повышает вероятность слияния российских торговых сетей с крупными зарубежными ритейлерами.

     Приход  международных цепей на российский рынок сопровождается появлением и развитием новых технологий продвижения товаров к потребителям, современных логистических систем. Вместе с тем развитие интернациональных цепей ведет к захвату и даже к колонизации локальных рынков. Так, южноевропейские рынки (Испания, Италия и Португалия) и уже относящиеся к Европейскому экономическому сообществу рынки Чехии, Словакии и Венгрии переживают колонизацию со стороны зарубежных торговых сетей. Эти рынки (после открытия) не могут противостоять международным системам.

     Под вертикальной (межотраслевой) интеграцией  понимается объединение, слияние, кооперация или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта. Вертикально интегрированная организация формируется на основе подчинения смежных звеньев товародвижения одним из участников канала, который доминирует в нем, обладая наибольшим экономическим потенциалом. В результате традиционные каналы товародвижения, состоящие из независимых производителей, посредников, продавцов и потребителей, превращаются в единую централизованную управляемую или координированную торгово-сбытовую систему.

     Вертикальная  интеграция включает:

  • объединение розничных предприятий с изготовителями;
  • объединение розничных и оптовых предприятий;
  • диверсификацию.

     В зависимости от участвующих сторон вертикальная интеграция может быть двухотраслевой и многоотраслевой

     Сейчас  на российском рынке, прежде всего на московском и санкт-петербургском, представлены почти все торговые форматы организованного ритейла. Стоит назвать самые распространенные.

     Дискаунтеры – в них ограниченный ассортимент (до 3 тыс. наименований) и достаточно низкие цены, благодаря чему достигается высокая оборачиваемость. Этот формат особенно активно развился после дефолта, когда покупательская способность россиян сильно упала.

     Супермаркеты  – магазины с большим предложением товара (до 25 тыс. наименований), с более высоким уровнем наценок, рассчитаны на покупателей с достатком выше среднего.

     Гипермаркеты  – с гиперпредложением товаров разнообразных категорий: от автомобильных принадлежностей до свежей выпечки, здесь достаточно низкие цены, но рассчитаны гипермаркеты на тех, кто может позволить себе приехать за покупками на машине и затовариться сразу на неделю, то есть тоже на достаточно обеспеченных людей.

     «Магазины у дома» – небольшие магазины, предназначены для обеспечения текущих потребностей живущих рядом с ними покупателей. В идеале предполагается, что в такой универсам можно попасть, выйдя из квартиры в тапочках за булкой и пакетом молока. Другое название таких магазинов – сonvenience store. В классическом сonvenience store обычно имеются кафе, ресторанчики, интернет-кафе, салоны бытовых услуг: от парикмахерской до видеопроката. Этот сегмент недостаточно развит на российском рынке, что также выражается в том, что “магазины у дома” не всегда предоставляют дополнительные услуги, и поэтому не соответствует классическому пониманию сonvenience store. 
 
 
 

Глава 2. Организационно-экономическая 

характеристика  предприятия 

2.1. Организационно-правовой  статус предприятия,  его структура

     Сбытовая  сеть Пятерочка начала свою работу в Саратовской области с 15 сентября 2003 года. С ноября стал функционировать  Учебный центр, началось обучение персонала для новых магазинов – Управляющих, Заместителей управляющих, бухгалтеров и кассиров магазинов. Уже в ноябре было открыто 2 новых магазина. Первый магазин был открыт в Центральном районе города, на улице Вольской 21/27 в помещении продуктового рынка. Открытие состоялось 26 ноября. Сотрудники сбытовой сети - персонал магазинов, все работники офиса и учебного центра приложили огромные усилия, работали без выходных, и в результате, уже на следующий день, 27 ноября был открыт второй магазин – в Ленинском районе Саратова, в помещении бывшего магазина Корзинка.

     Параллельно с открытием новых магазинов  «Пятерочка» проходили работы по преобразованию уже имевшейся ранее в Саратове и Энгельсе сети магазинов Корзинка. Менялся ассортимент. Общая система работы, проходили обучение сотрудники магазинов.

     В настоящее время по Саратовской  области уже функционирует 37 магазинов под брендом «Пятерочка». В 2006 году «Пятерочка» стала победителем среди Коммерческих Концессий в номинации «Самые высокие показатели рентабельности, маржи закупки и среднего товарооборота на одного сотрудника в 2005-2006 годах».

     Пятерочка тесно сотрудничает с театром  кукол «Теремок», оказывая спонсорскую  поддержку и организуя праздники  для детей сотрудников. «В здоровом теле – здоровый дух» – с таким настроением в Компании проходят зимние спортивные праздники, волейбольный турнир. Лыжные гонки и многое другое.

     Сбытовая  сеть «Пятёрочка» создан в следующей организационно-правовой форме: ООО «Волгаторг».

     Обществом с ограниченной ответственностью признаётся учреждённое одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров.

     Учредительными  документами ООО «Волгаторг»  являются учредительный договор, подписанный учредителями, и утвержденный ими устав (Приложение В,Г). В уставе отмечен размер начального капитала, указываются вид и сфера деятельности сети, установлена форма управления торговой сетью, указываются адреса и названия магазинов.

     ООО «Волгаторг» как юридическое лицо с момента его государственной регистрации обладает имуществом на праве собственности, имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в нескольких банках и печать. Общество строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства РФ. Общество, как юридическое лицо, имеет право от своего имени заключать договора, контракты, совершать сделки по всем видам торговой, закупочной, производственной деятельности, участвовать в торгах, приобретать имущественные права и истцом и ответчиком в арбитражном суде.

     Учредителями  общества являются участники, список которых определен Учредительным договором.

     Участники имеют право:

    • участвовать в управлении делами общества;
    • получать  информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией  в установленном учредительными документами порядке;

Информация о работе Организация и развитие розничных толрговых сетей