Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение опыта создания и развития торговых сетей.
Для достижения поставленной цели были определены и реализованы следующие задачи:
изучены теоретические аспекты розничной сетевой торговли;
ознакомились с форматами сетевых магазинов;
дана организационно-экономическая характеристика предприятия;
проанализировано состояние сетевой розничной торговли в России и г. Саратове;
рассмотрено развитие розничной торговой сети на примере «Пятерочки.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты розничной сетевой торговли………………..5
1.1. Состояние развития розничных сетей………………………………5
1.2. Форматы сетевых магазинов………………………………………….9
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия……15
2.1. Организационно-правовой статус предприятия, его структура…..15
2.2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия…20
Глава 3. Организация и развитие розничных торговых сетей……………….23
3.1. Анализ состояния сетевой розничной торговли в России………....23
3.2. Розничные торговые сети г. Саратова………………………………29
3.3.. Развитие розничной торговой сети на примере «Пятерочки»……34
Заключение ………………………………………………………………………39
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения……………………………
Именно этими причинами обусловлены основные перемены в стратегиях ведущих компаний отрасли, которые мы видим в настоящее время: постепенный переход к малым форматам, растущая популярность дискаунтеров, сокращение премиальных товаров в ассортименте, активизация работы с private label. Сетевая розничная торговля в 2009 г. продемонстрировала значительное снижение темпов роста долларовой выручки за счет заметного ослабления курса рубля к основным валютам и общего спада потребительского спроса (Приложение Д ).
По данным Департамента консалтинга РБК, сегмент продуктового ритейла в 2009 г. вырос на 24 – 25 % в рублевом эквиваленте, снизившись примерно на 4 – 5% в долларовом выражении. Доля сетевой розницы в совокупном обороте продаж продуктов питания составила 27 %, причем более половины оборота торговых сетей продовольственной специализации обеспечили крупные игроки рынка. Заметно выросла степень консолидации продовольственного ритейла за счет укрупнения ведущих компаний.
Кризис стал своеобразным тестом на эффективность, что, несомненно, оздоровило рынок в целом, выявив по-настоящему успешные компании. В первую очередь, это федеральные сети, входящие в десятку крупнейших ритейлеров РФ. Иностранные компании, работающие на российском рынке, также продемонстрировали достаточно высокие темпы развития, учитывая негативное влияние кризиса. Следует отметить, что региональные торговые сети в большинстве случаев продемонстрировали рост рублевой выручки, однако это относится главным образом к крупным компаниям.
2009 г. был ознаменован рекордным количеством исков поставщиков и производителей к торговым сетям, что привело к росту банкротств и смене собственников ряда компаний. К настоящему моменту многие ритейлеры снизили уровень долговой нагрузки, однако эта проблема по-прежнему остается актуальной.
По итогам года снизились показатели сопоставимых продаж (LFL) ритейлеров в рублевом эквиваленте. Если по итогам 2008 г. данный показатель варьировался от 17 % до 35 %, то в 2009 г. сопоставимые продажи, по данным компаний, выросли лишь на 4 – 14 %, хотя отдельным компаниям удалось продемонстрировать более высокие показатели даже в условиях снижения потребительского спроса (приложение Ж).
Как следствие изменения стратегии, темпы прироста сетевой продовольственной розницы в количественном выражении снизились с 18 – 20 % в 2008 году до 6 – 7 % в 2009 году. Наиболее сильное сокращение количества магазинов произошло в сегменте супермаркетов, которое больше всего пострадали от кризиса.
Следует отметить, что формат «супермаркет» всегда был наиболее размытым с точки зрения стандартов – супермаркетами назывался любой магазин самообслуживания. Ассортимент супермаркетов мог отличаться в разы – от 5 до 40 тыс. наименований, с разным соотношением продовольственных и непродовольственных товаров. Традиционно торговая наценка в супермаркетах была значительно выше, чем в других торговых форматах. Нечеткие стандарты работы, незнание своей потребительской аудитории, ее потребностей привело к сокращению доли супермаркетов в обороте сетевой продовольственной розницы, а также количественному сокращению магазинов данного формата по итогам 2009 года.
Что
касается крупноформатной розницы,
то здесь наблюдались
Однако
в ближайшем будущем
По итогам 2009 года практически во всех торговых форматах отмечалось снижение показателей эффективности (оборот с квадратного метра торговой площади, средний чек, ежедневное количество покупателей) в долларовом эквиваленте, однако в рублевом исчислении зафиксирован небольшой прирост относительно 2008 года. Однако, по оценкам участников рынка, структура чека изменилась – количество позиций дешевых товаров выросло, а премиальные товары практически исчезли. Это означает, что покупатели стали более экономно расходовать деньги на продукты питания, покупая более дешевые товары.
Потребительское
поведение стало более
В 2009 году операторы рынка продолжали проведение антикризисной политики, однако фокус внимания переместился с сокращения издержек за счет сокращения персонала на углубленную работу с ассортиментом и снижение розничных цен, в частности, за счет работы с сегментом private label.
Направление private label развивается в российских сетях с 2001 г., в настоящее время большинство федеральных компаний продают товары под собственными торговыми марками (СТМ). В среднем доля продаж товаров под СТМ в федеральных и иностранных сетях составляет 7 – 10% от оборота. В структуре товаров под СТМ российских сетей по-прежнему преобладают немаркированные товары и бренды-имитаторы. Основная масса товаров относится к низкоценовому сегменту, товаров среднеценового сегмента значительно меньше, однако их доля начала увеличиваться в 2009 году.
Драйверами
роста рынка товаров под
По мнению аналитиков Департамента консалтинга РБК, ключевыми тенденциями на российском рынке продуктового ритейла, определяющими его развитие в краткосрочной перспективе, являются следующие:
По мнению аналитиков Департамента консалтинга РБК, в целом показатели рынка продуктового сетевого ритейла в 2010 г. будут лучше предыдущего, однако многое зависит от реализации макроэкономических тенденций потребления. Изменившаяся потребительская модель диктует изменения в ассортиментной и маркетинговой политике сетей.
Что касается новых форматов, можно прогнозировать активное развитие сегмента электронной торговли продуктами питания. Уже сейчас у многих продовольственных ритейлеров есть собственные службы доставки заказов, сделанных через Интернет ("Азбука Вкуса", "Седьмой Континент", "Наш магазин" и др.). В формате "электронного гипермаркета" работает сеть "Утконос", активно развивающаяся в Москве и Московской области. Пока доля он-лайн продаж продуктов питания невелика, однако в среднесрочной перспективе оборот Интернет-торговли будет расти, поскольку это все более и более будет востребовано российскими покупателями по мере увеличения количества пользователей сети Интернет в средних и небольших городах России.
Очевидно, что в России восстановления докризисных темпов прироста розничной торговли придется ждать еще очень долго. По-прежнему сохраняется угроза роста безработицы, а доходы потребителей не спешат расти. Несмотря на влияние данных негативных факторов, мы полагаем, что 2010 г. для российского ритейла будет годом намного более удачным, чем прошедший 2009 год, а темпы прироста рынка сетевой продовольственной розницы могут превысить 20 %.
Развитие
сетевой продовольственной розницы
в 2010 – 2013
гг. будет во многом определяться политикой
государства в отношении торговых сетей.
Принятый в 2010 г. закон о торговле нуждается
в доработке, поскольку многие положения
закона имеют расширенную трактовку, что
может привести к неоправданным штрафам
торговых сетей, замедлению их развития
и снижения темпов роста организованной
современной розницы.
3.2. Розничные торговые сети г. Саратова
Вектор развития розничной торговли в разных регионах России примерно одинаков: растет число магазинов самообслуживания, которые постепенно приходят на смену прилавочным магазинам; развиваются местные торговые сети, прежде всего дискаунтеры, способные конкурировать по уровню цен с продовольственными рынками; на местные рынки выходят федеральные сети. На следующем этапе появляются новые форматы магазинов – супер- и гипермаркеты, в том числе в рамках уже существующих сетей; повышается уровень требований потребителей к обслуживанию; в регионы проникают национальные и международные компании. Этот этап отражает общее повышение уровня жизни населения, возникновение нового типа потребителя, для которого важна не только цена товара, но и уровень обслуживания, разнообразие ассортимента. В разных регионах перемены происходят с различной скоростью, лидерами же, несомненно, являются Москва и Санкт-Петербург. В последнее время становятся заметными изменения и в сетевой торговле г. Саратова.
В апреле 2007 года компания «КОМКОН-Саратов» провела исследование предпочтений саратовцев в сфере розничной торговли. Были опрошены 400 респондентов по квотной маршрутной выборке.
На указанную дату в Саратове, как и в целом по России, рынок розничной торговли продуктами питания делили между собой продовольственные рынки/базары, отдельные несетевые продуктовые магазины – так называемые «магазины у дома» – и сетевые магазины. Стоит отметить, что в подавляющем большинстве саратовских несетевых магазинов торговля осуществляется через прилавок, а большинство сетевых торговых точек представлены магазинами самообслуживания – супер- и гипермаркетами.
Сетевые магазины пользуются достаточно высоким спросом у потребителей: только 4 % горожан вообще не совершают в них покупки, в то время как для продовольственных рынков и отдельных магазинов этот показатель составляет соответственно 24 и 38 %. В исследовании сетевые магазины были разделены на две условные группы. В первую группу входили новые магазины, то есть появившиеся на рынке недавно и пока представляющие для Саратова новый формат – «Гроссмарт», «Радеж», «Рамстор», «Смарткауфф».
Вторую группу составляли эконом-магазины – «В яблочко», «Гроздь», «Магнит», «Минима», «Пятерочка» и «Социализм».
Как показало исследование частоты посещения различных торговых точек, 88 % потребителей, предпочитающих несетевые магазины, покупают там продукты питания не реже раза в неделю (приложение И0). Для сравнения: сетевые магазины эконом-класса с такой частотой посещают 92 % опрошенных, выбирающих этот формат. Для новых сетевых продуктовых магазинов аналогичный показатель составлял 55 %. Такая относительно низкая частота посещения этих торговых точек связана с тем, что их число пока не очень значительно. Кроме того, потребители, которые совершают там покупки, не делают это часто, если эти магазины не расположены рядом с домом или работой. Частота посещения продовольственных рынков существенно ниже – только 51% горожан, отдающих предпочтение этому торговому формату, делают там закупки продуктов не реже раза в неделю.
Очевидно, что сетевые магазины уже успели завоевать симпатии потребителей, постепенно вытесняя несетевые торговые точки и, в меньшей степени, – продовольственные рынки. Примечательно, что наибольшая частота посещения несетевых магазинов наблюдается в Заводском районе Саратова. Это объясняется тем, что данный район отличает незначительное число сетевых торговых точек, входящих в крупные сети.
Информация о работе Организация и развитие розничных толрговых сетей