Маркетинговая стратегия фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой стратегии комбината «Агеевский».
В соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи исследования:
- определение сущности и видов маркетинговой стратегии;
- анализ факторов, влияющих на определение стратегии предприятия;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические особенности разработки маркетинговой стратегии фирмы
1.1. Понятие и виды маркетинговой стратегии
1.2. Методы разработки маркетинговой стратеги
1.3. Методика исследования
Глава 2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО комбинат кондитерских изделий «Агеевский»
2.0. Общая характеристика организации
2.1. Анализ макросреды комбината «Агеевский»
2.2. Анализ контактной среды предприятия
2.3. Анализ внутренней среды комбината «Агеевский»
Глава 3. Рекомендации к разработке маркетинговой стратегии фирмы
3.1. Определение мисии и целей организации
3.2. Выбор стратегии на основе SWOT - анализа Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

маркетинг курсовая.docx

— 74.90 Кб (Скачать)

   - Закон РФ “О стандартизации”. Необходимо иметь в виду, что не все требования государственных стандартов являются обязательными. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" к обязательным требованиям государственных стандартов относятся требования, устанавливаемые для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки.

   Особое  влияние на деятельность организаций  оказывает налоговое законодательство. Налоговые выплаты поглощают  значительную часть финансовых ресурсов предприятия.

   Роль  политико – правовых факторов в  деятельности организации нельзя недооценивать. Соблюдение всех законодательных и нормативных актов является залогом успешной деятельности предприятия, поскольку обеспечивает репутацию надёжного производителя и партнёра.

   Социально – демографический аспект также имеет важное значение при анализе макросреды организации. Продукция комбината кондитерских изделий «Агеевский» довольно специфична, поэтому необходимо учитывать различные показатели. Так, низкий уровень рождаемости, численности молодого населения, негативно сказываются на объёмах продаж (т.к. по итогам маркетинговых исследований, проводимых на предприятии, стало известно, что главными потребителями продукции фабрики являются дети, молодежь до 30 лет и женщины); высокий процент городского населения позволяет организации сконцентрироваться на реализации продукции преимущественно в городах. Низкий среднедушевой доход населения, высокий уровень безработицы обуславливают снижение платёжеспособности населения.

   Проведя анализ макросреды предприятия, можно  выделить положительные и отрицательные  тенденции, влияющие на его развитие. Данные тенденции могут быть рассмотрены  как потенциальные возможности  и угрозы.

   Среди факторов макросреды, оказывающих положительное  влияние на деятельность предприятия, необходимо выделить следующие:

   - стабилизация экономической ситуации  в стране;

   - развитие промышленности;

   - ускорение темпов роста рынка.

   К отрицательным факторам макросреды относятся:

   - низкий платёжеспособный спрос;

   - высокий уровень сборов и пошлин. 
 
 
 
 
 
 
 

   2.2. Анализ контактной среды предприятия.

   Изучение  контактной среды организации направлено на анализ тех составляющих внешней  среды, с которыми организация находится  в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что  организация может оказывать  существенное влияние на характер и  содержание этого взаимодействия, тем  самым она может активно участвовать  в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления  угроз её дальнейшему существованию.

   Для того, чтобы оценить контактную среду  ООО комбинат «Агеевский», необходимо дать характеристику поставщиков, потребителей и конкурентов.

   На  исследуемом предприятии отдел  по работе с поставщиками стремится найти поставщиков сырья с наименьшими ценами и наилучшим качеством, что достаточно трудно. Однако существуют и хорошо налаженные связи с поставщиками, с некоторыми работают более 2-х лет ("Русский сахар", ПТК «Восток», г. Москва). Договора заключаются на взаимовыгодных условиях.

   Однако  организация всё же испытывает зависимость от поставщиков сырья, т.к. некоторые из них расположены в других регионах и в случае перебоев с поставками возникнут проблемы, на разрешение которых уйдёт немало времени.

   В настоящее время ООО комбинат «Агеевский» приглашает к сотрудничеству поставщиков такого сырья, как ароматизаторы, молоко, соль, какао-порошок, ванилин, изюм, кокосовая стружка, халва, творог, цукаты, тара, пленка и мн.др.

   Что же касается потребителей, то по итогам маркетинговых исследований, проводимых на предприятии, стало ясно, что главными потребителями продукции фабрики являются дети, молодежь до 30 лет и женщины. Это обусловлено спецификой производимой продукции.

   В настоящее время сегментации  рынка не проводится, но в перспективе  планируется сегментировать рынок  и производить продукцию, предлагаемую конкретно для детей, женщин и элитную.

   Как уже говорилось ранее, география  поставок продукции довольно обширна. Комбинат кондитерских изделий завоевал внушительную долю рынка не только Пензы и Пензенской области, но и  других регионов России и стран СНГ. Конкретно по области основные потребители продукции сосредоточены в областном центре.

   «Агеевский» предпочитает 40-65% продукции оставлять в городе, а в область поставлять 15-20%. Это связано со слабостью городов области и низкой платежеспособностью населения, которая в свою очередь обусловлена низким уровнем жизни в области в целом.

   Основные  конкуренты исследуемого предприятия  по г.Пензе и области это:

   - ЗАО Пензенская кондитерская фабрика;

   - ООО Руспродукт Пензенская кондитерская  фабрика;

   - Поволжские сладости;

   - Наполеон;

   - ООО Морозко;

   - ЧП Шоколадница;

   - Сурские сладости;

   - ООО Кондитерская фабрика Мирослада  и др.

   Крупнейшие  конкуренты комбината по России:

   - Кондитерская фабрика Россия;

   - ОАО Конфи;

   - Кондитерская фабрика Волжанка;

   - КК Бабаевский;

   - Кондитерская фабрика Рот Фронт;

   - Кондитерская фабрика Славянка;

   - Кондитерская фабрика Красный  Октябрь и мн.др.

     Таким образом, среди производителей  кондитерских изделий наблюдается  высокий уровень конкуренции.  При сравнении выяснилось, что продукция некоторых конкурентов выглядит несколько лучше по качеству и ассортименту. Есть возможность составить конкуренцию только по цене (за счет ее снижения).

   Также в настоящее время появился еще  один серьезный конкурент с хорошим качеством выпускаемой продукции и низкими ценами (за счет низких цен на сырье) – фабрики Украины и Белоруссии. Но государство старается защитить отечественного производителя, например, пошлинами на ввоз кондитерских изделий из-за границы.

   В результате рассмотрения контактной среды комбината «Агеевский» можно сделать выводы для определения в дальнейшем потенциальных возможностей и угроз непосредственного окружения организации. Контактная среда рассматриваемой организации содержит в себе больше угроз, нежели возможностей, среди которых можно выделить следующие:

   - влияние поставщиков и потребителей;

   - усиление давления со стороны конкурентов;

   - высокая концентрация производства  и уровень конкуренции.

   Что же касается возможностей, то основными  среди них являются:

   - широкая известность в регионе; 

   - выход на новые рынки;

   - развитие кондитерской промышленности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.3. Анализ внутренней среды комбината  «Агеевский».

   Внутренняя  среда организации — это та часть общей среды, которая находится  в рамках организации. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

   Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. На исследуемом предприятии работает около 300 человек, из них 17% – управляющий персонал, все остальные – рабочие.

  Также следует отметить низкую текучесть  кадров. Такая ситуация наблюдается  вследствие достойной оплаты труда  на предприятии и приемлемых трудовых условий.

  По  возрасту все сотрудники комбината делятся на группы:

  - до 30 лет - 67 чел.;

  - 31-40 лет - 121 чел.;

  - 41-50 лет - 59 чел.;

  - 51 и более лет - 53 чел.

     Большинство сотрудников имеют среднее профессиональное или техническое образование, высшее образование получили 65 человек. Кроме  того, на предприятии ведется работа с кадрами, т.е. обучение, развитие. Многие менеджеры занимаются саморазвитием и самоорганизацией. Несколько сотрудников в настоящее время являются студентами и получают второе высшее образование.

  В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Производственная база комбината «Агеевский» очень высокотехнологичная. И это неудивительно, так как история самого предприятия насчитывает чуть более 10 лет.

  Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы и правила; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. Для более наглядного представления коммуникационных процессов необходимо рассмотреть организационную структуру ООО комбинат «Агеевский», представленную на следующей схеме:

  

Схема 1. Структура предприятия ООО комбинат «Агеевский» 

  Структура данной организации является линейно-функциональной, что наиболее характерно для промышленных предприятий. Этот тип структуры  наиболее приемлем для данной организации, поскольку она является средней, дистанция власти при этом минимальна, что в свою очередь свидетельствует  о чётком взаимодействии между руководителями и подчинёнными.

  Внутренняя  среда  полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как и вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды предприятия. Культура «Агеевского» находится на высоком уровне. В коллективе существуют  демократические отношения. Также есть и свои негласные законы (например, не обманывать клиентов).

  Таким образом, анализ внутренней среды исследуемого предприятия позволяет сделать выводы о том, что на предприятии наблюдается низкая текучесть кадров. Также комбинат имеет оптимальную структуру управления и благоприятный социально – психологический климат в коллективе. Но наиболее важной возможностью, содержащейся во внутренней среде организации, будет являться стремление к накоплению научно – инженерного потенциала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Рекомендации к разработке маркетинговой стратегии фирмы.

  3.1. Определение мисии и целей  организации.

   Миссия  организации представляет собой  общую цель организации, которая  объединяет все аспекты ее деятельности. Она выражает философию и смысл  существования организации и  выступает как основной ориентир всей деятельности.

   Существует  два подхода к формулированию миссии исследуемого предприятия:

   - стать крупным мировым производителем кондитерских изделий;

   - «сделать жизнь сладкой».

   На  основе миссии формулируются ключевые цели организации.

   Таблица 1

    Ключевые  цели по функциональным подсистемам

    

    Функциональная подсистема

Ключевая цель

    Маркетинг

Выйти в лидеры по продаже кондитерских изделий на рынке России и мировом рынке
Производство Увеличить производство кондитерских изделий до объемов, удовлетворяющих спрос
Инновации (НИР) Максимально приблизиться к лидерам или стать лидером  по введению новых видов продукции  в производство
Финансы Сохранять и  поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов
Персонал Обеспечивать  условия для безопасного труда  работников и поддерживать их заинтересованность в работе
Менеджмент Определить  проблемы, существующие в области  управления, и способы их решения для получения запланированных результатов

Информация о работе Маркетинговая стратегия фирмы