Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:12, доклад

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Оглавление

Введение _________________________________________________________3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса_________________5
1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие _________________________________________________________7
1.3 Критерии выделения малых предприятий _______________________8
1.4 Виды малых предприятий______________________________________9
1.5 Правовые основы малого бизнеса ______________________________10
1.6 Особенности и функции малого предприятия ___________________13
Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с
большой промышленностью ______________________________________ 14
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения
2.1 Итоги развития и структура малого бизнеса
в экономике России _____________________________________________ 20
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ___________________________ 25
3. Государственная поддержка малого бизнеса
3.1Государственная поддержка малого бизнеса _____________________ 30
Заключение______________________________________________________ 33
Список литературы ______________________________________________ 35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 62.59 Кб (Скачать)

                                                                                                                             Таблица 3

Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1998 г.

 

 

1998 г.

Тыс. человек

 В  % к итогу

   В % К 1997

Всего

6207,8

100,0

95,3

Промышленность

1357,6

21,9

90,8

Сельское хозяйство

138,7

2,2

87,7

Транспорт

177,3

2,9

81,4

Строительство

1344,9

21,7

85,7

Торговля и общественное питание

2202,9

35,5

106,6

Общая коммерческая деятельность по обеспечению  функционирования рынка

193,6

3,1

118,8


                                                                                                                                    

                                                                                           

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

92,3

1,5

76,5

Наука и научное обслуживание

146,3

2,4

83,9


 

    В 1998 г. среднемесячная заработная плата всех категорий работников малых предприятий составляла 816,5 рубля (по крупным и средним предприятиям - 1100,7 рубля). Следует отметить также, что общим для всех экономических районов является значительный рост среднемесячной оплаты труда работающих по сравнению с ростом их численности. Поэтому, говорить о решении проблемы занятости в стране ещё рано, так как основная часть работающих в народном хозяйстве занята на уже действующих предприятиях.

   В 1998 г. малыми предприятиями было произведено продукции, работ,  услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это по оценке, составило около 7%  выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Обьём произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшился по сравнению с 1997 г. на 13,6%.

   По  основному виду деятельности  предприятий было произведено  продукции, работ, услуг на 231,8 млрд. рублей, три четверти этого  объема приходиться на валовой  доход предприятий торговли и  общественного питания (26,1%), выпуск  промышленной продукции (24,2%) и  объем произведенных строительных  работ (26,1%).

   Инвестиции  малых предприятий в основной  капитал в 1998 г. составили 22,5 млрд. рублей, или 5,6% всех инвестиций  на развитие экономики и социальной  сферы России. По сравнению с  1997 г. в сопоставимых ценах  они уменьшились на 3,5%. В 1998г.  произошли изменения в отраслевой  структуре инвестиций

малых предприятий  в основной капитал. Если в 1997 г. преобладали  инвестиции по отрасли "строительство" (40,9%), то в 1998 г. - по отрасли "торговля и общественное питание" (38,2%).


    Распределение инвестиций отображено  в ниже представленной диаграмме.

     В большинстве экономических районов имеет место несоответствие долей объемов прибыли и платежей. Действие указанных факторов снижает объем поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней.

 

2.2 Проблемы малого бизнеса

 

   Многие  характерные особенности становления  малого предпринимательства в  России напрямую связаны с  основными проблемами, мешающими  развитию нормальных рыночных  отношений и частного предпринимательства  в целом. Для оценки уровня  значимости этих проблем можно  использовать данные социологических  опросов (таблица 4).

                                                                                                           Таблица 4      

             Основные проблемы частного предпринимательства в России

Порядок значимости по мере упоминания

                                   Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и высокая  ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнёров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки

12

Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов

13

Недостаток информации, культуры, опыта

14

Кадровые проблемы

15

Рэкет

16

Отрицательное отношение к предпринимателям


 

    Августовский  кризис в России показал, что  в нашей стране средний класс,  класс собственников, существует  как реальность. И наша беда, что  мы поняли это такой ценой.

   Наличие  прослойки, пусть очень маленькой,  собственников-предпринимателей обозначило  и их проблемы. Так в Резолюции  I Всероссийского съезда предпринимателей  малых предприятий были выделены  следующие проблемы:

  • Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
  • Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
  • Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере;
  • Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

   На  состоявшейся, в рамках Всероссийского  экономического форума, научно-практической  конференции, Президент Российской  ассоциации развития  малых предприятий  Александр Иоффе отметил, что  властям нужны очень простые  инструменты – ум, воля, совесть.  “Ни Министерство антимонопольной  политики и развития предпринимательства,  ни Фонд поддержки, ни другие  надстроечные структуры не смогут  радикально изменить положение,  если по-прежнему идеи совершенствования  правового поля малого бизнеса  будут звучать только на словах. Малый бизнес, - заявил А.Иоффе, - есть  только тогда, когда его много,  и только в этом случае он  становится действенной силой  экономики, важным социальным  инструментом. Этого не будет  пока, государство не скажет, что  поддержка экономической инициативы  граждан является важнейшим приоритетом.  Лишь после этого будут возможны  диалог бизнеса и власти, и  обратная связь. И тогда удастся  разобраться с налогами и административными  барьерами”.

   Резко  высказался по поводу чиновнических  методов управления малым бизнесом  председатель Российского профсоюза  работников малого и среднего  бизнеса Александр Попов:

       - Жирующие чины власти, сказал  он, придумывают ежегодное лицензирование, причем, на второй год могут  и не дать работать. А это  значит, что предприятие, заключившее  договора, оказываются не в состоянии их выполнить, и попадает в отношения, связанные с расправой. На самом деле, эти препятствия создаются ради поборов.

   Малый  бизнес совершенно лишен и  социальной защиты. Фонд социального  развития, - считает А.Попов, - вследствие  применяемой системы транзитных  счетов, не дает возможности малым  предприятиям использовать перечисляемые  ими средства для оплаты лечения,  отдыха. Материальной поддержки  персонала.

   О  вреде некомпетентности в бизнесе  говорил проректор академии менеджмента  и рынка Вениамин Каганов. "Чтобы  принимались правильные решения  чиновниками всех уровней, - считает   В. Каганов, -  их нужно вовлечь  в систему обучения, может быть, даже восстановив прежнюю систему  повышения квалификации. Сейчас  все некомпетентны в бизнесе:  и предприниматели, и налоговые  инспекторы, и  работники правовых  органов. Должно стать правилом, что чиновники проходят подготовку  для работы в поле предпринимательства".

    Если  затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой  финансирования малого бизнеса  никто официально не занимался.  Многие банки, не проявляя особого  желания вкладывать инвестиции  в малые предприятия, объясняют  это тем, что количество затрачиваемого  времени и усилий на оформление  кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.

    Большинство  кредитных организаций, имеющих  связи с малым бизнесом, находятся  в регионах и не имеют достаточного  оборотного капитала. В первую  очередь кредиты получают те  производства, продукция которых  пользуется наибольшим спросом:  переработка продуктов питания,  деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

   Перейдем  от общих проблем к более  частным, которые непосредственно  затрагивают предпринимателей и  являются причиной развала предприятия.

   Многие  малые предприятия угасают уже  в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новых предприятий,  ежегодно возникающих в США,  только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из  пяти доживает до 10 лет.

   Возможно, главной причиной является легкость  создания предприятия. Но ведь  свобода выбора означает не  только свободу успеха, но и  свободу неудач.

 

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие  причины:

      44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;

     17% - отсутствие управленческого  опыта;

     16% - несбалансированный опыт: недостаток  опыта в маркетинге, финансах, снабжении  и производстве;

     15% - отсутствие опыта работы в  отрасли;

     1% - небрежность в ведении дел;

     1% - мошенничество или бедствие;

     6% - иные причины, с которыми  сталкиваются руководители малых  фирм.

 Стоит  также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.

  Конечно,  основной проблемой из всех  выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.    Государственная поддержка малого  бизнеса

 

    1. Государственная поддержка малого бизнеса.

 

   Практика  государственного содействия немонополистическому  сектору экономики развитых стран  показывает, что правительственный  выбор основных направлений этого  содействия происходит на основе  исследований данного круга проблем.  Поэтому важнейшая задача органов  власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

  • Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
  • Лекарственных препаратов и медицинской техники;
  • Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
  • Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

   Соответственно, одним из важных инструментов  государственного содействия развитию  мелкого бизнеса является прямая  финансовая помощь, которая осуществляется  посредством льготного субсидирования  малых фирм, предоставления гарантий  при получении ими займов из  других источников и льготного  налогообложения.

   Важным  инструментом государственного  содействия малым предприятиям  в большинстве промышленно развитых  стран является система государственных  заказов. Данная форма отношений  позволяет обеспечить малому  бизнесу гарантированный рынок  сбыта, ускорить процесс накопления  капитала, расширить производственные  мощности, укрепить конкурентоспособность,  модернизировать оборудование и  многое другое.

Информация о работе Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России