Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:12, доклад

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Оглавление

Введение _________________________________________________________3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса_________________5
1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие _________________________________________________________7
1.3 Критерии выделения малых предприятий _______________________8
1.4 Виды малых предприятий______________________________________9
1.5 Правовые основы малого бизнеса ______________________________10
1.6 Особенности и функции малого предприятия ___________________13
Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с
большой промышленностью ______________________________________ 14
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения
2.1 Итоги развития и структура малого бизнеса
в экономике России _____________________________________________ 20
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ___________________________ 25
3. Государственная поддержка малого бизнеса
3.1Государственная поддержка малого бизнеса _____________________ 30
Заключение______________________________________________________ 33
Список литературы ______________________________________________ 35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 62.59 Кб (Скачать)

Достаточно  широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

   Особая  система государственной поддержки  существует для предприятий, занимающихся  научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе  занимают финансовая помощь и  информационное обеспечение исследовательских  работ.

Сейчас, при корректировании многими  политическими партиями и движениями своих программ, в них можно  заметить меняющееся отношение к  малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие  идеи:

  • Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.
  • Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И.Хакамады: около 50 млн. человек.
  • Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.
  • Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

   Если  не вдаваться в подробности,  то сегодня выделяют четыре  основных направления для решения  проблем малого бизнеса. Первое  – поменять психологию власти  к малому бизнесу. Отойти от  мнения, что малый бизнес не  платит налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная    доля     дохода,   предприятия   вынуждены   уклоняться   от   налогов.

В-третьих, сделать  прозрачными и внести ясность  в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать  инвестиции населения, которое уже  не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым  оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками  и матрасами.

  Россия  должна жить по принципу, что  государство обслуживает потребности  и запросы общества, а не наоборот.

 

 

 

 

Заключение

 

    В  своей работе я постарался  охарактеризовать малое предпринимательство  в России в настоящее время,  выделить особенности малого  предпринимательства и обозначить  основные и наиболее острые  его проблемы.

   Отметив  необходимость разделения фирм  на крупные, средние и мелкие, я выяснил, что основным критерием  разделения предприятий является  количество работающих на данном  предприятии, которое зависит  от отрасли, которой принадлежит  предприятие.

   Необходимо  отметить, что малый бизнес в  России уже имеет довольно  широкую правовую основу, но она  недостаточна. Проблема состоит  в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

   Что  же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою  нишу в экономике, которая обеспечивает  наиболее эффективную отдачу  от работы, как с целыми предприятиями-гигантами,  так и с отдельным человеком.  Данная позиция обусловлена особенностями  и функциями малого предприятия.

   Особенности  малых фирм, в первую очередь,  определяются их размером. Отсюда  вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и  исключительная гибкость в предоставлении  товаров и услуг и высокая  доля оборотного капитала и  многие другие черты, присущие  только субъектам малого бизнеса.

  Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

   Говоря  о малом бизнесе надо сказать,  что он наиболее эффективен  лишь при взаимодействии с  крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого  нельзя исключать отдельные части.

  Я выяснил, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем  выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

   Говоря  о  взаимоотношениях малого  бизнеса и государства, можно  заметить, что  здесь происходит  монолог со стороны государства,  которое не хочет услышать  малый бизнес и вывести взаимоотношения  на более качественно высокий  уровень. Но будем надеяться,  что ситуация измениться.

   Подводя  итог, можно сказать, что малый  бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения  общества и государства к этой  сфере экономики зависит и  развитие всей России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. – М., 1993, стр.80
  2. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. - М., "Банки и биржи", 1998 , стр. 742
  3. Дороженко С.В. Малое предпринимательство: Развитие в условиях старопромышленного района. – Екатеринбург, 1994, стр. 25
  4. Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал, 1995, № 12
  5. Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика, 1996, № 9-10
  6. Малое предпринимательство (нормативные документы, комментарий, информационные материалы по финансово-кредитной поддержке). – М., 1994, стр.87
  7. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики,8/1999
  8. Матвеев В.В. Особенности предпринимательства в сфере коммерции, - Ижевск, 1996, стр.320
  9. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 1996, № 7
  10. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России.// Социально-политический журнал, 1996, № 2
  11. Романюк В. Малый бизнес и большая промышленность должны взаимодействовать.// Бизнес для всех, 1998 № 6
  12. Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики, 7/1996

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России