Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:12, доклад
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
Введение _________________________________________________________3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса_________________5
1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие _________________________________________________________7
1.3 Критерии выделения малых предприятий _______________________8
1.4 Виды малых предприятий______________________________________9
1.5 Правовые основы малого бизнеса ______________________________10
1.6 Особенности и функции малого предприятия ___________________13
Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с
большой промышленностью ______________________________________ 14
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения
2.1 Итоги развития и структура малого бизнеса
в экономике России _____________________________________________ 20
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ___________________________ 25
3. Государственная поддержка малого бизнеса
3.1Государственная поддержка малого бизнеса _____________________ 30
Заключение______________________________________________________ 33
Список литературы ______________________________________________ 35
Совсем
другая ситуация в странах,
где налажены устойчивые связи
крупного и малого бизнеса.
Часто приводят наглядный
Опыт
взаимодействия крупных
Сотрудничество
это прошло в два этапа.
Второй период – это уже период приватизации, когда малые предприятия создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые предприятия.
Как
показали беседы с
Чаще малые предприятия, оставаясь на орбите крупного, вместе с ним медленно агонизируют. Все это сформировало негативное или выжидательное отношение к какому бы то ни было взаимодействию с малым бизнесом.
Здесь нужно иметь ввиду ряд обстоятельств. Во-первых, низкая конкурентоспособность среды приводит к тому, что если транспортный или ремонтный цех выделятся в отдельное предприятие, оно становится фактически монополистом на инфернальном рынке и несколько месяцев спустя материнское предприятие начинает получать от малого такие прейскуранты, от которых разводят руками. И ничего не поделаешь – других фирм, которым можно передать заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях, крупное предприятие стремится сохранить такие цены внутри своей структуры, применяя при регулировании потоков и ресурсов расчетные цены. И как только такой цех выходит в самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетах возникает разрез. Этих двух фактов хватает, чтобы загубить все взаимодействие на корню.
Выяснилось,
что и малые предприятия не
в восторге от сотрудничества.
Во-первых, все отмечают
Стимулировать
кооперацию можно только путем
разумной промышленной
2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения
2.1
Итоги развития и состояние
малого бизнеса на данном
*-(все данные, приведенные в этой главе, являются предварительными итогами, установленными Госкомстатом России)
Как
показало время, малое
Незначительный спад числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).
Вместе
с тем следует отметить
Отраслевая
структура малого бизнеса
О
динамике изменения количества
малых предприятий и их
(тыс.ед. на конец года в % к общему числу МП)
Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1996 - 1999гг.
Предприятия |
1.01.96 г. |
1.01.97 г. |
1.01.98 г. |
1.01.99 г. | ||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Всего |
877,3 |
100,0 |
828,0 |
100,0 |
861,1 |
100,0 |
868,0 |
100,0 |
В том числе: |
||||||||
Промышленные |
128,5 |
14,65 |
129,3 |
15,62 |
135,2 |
15,7 |
136,1 |
15,7 |
Строительные |
145,5 |
16,58 |
137,0 |
16,54 |
136,1 |
15,8 |
137,5 |
15,8 |
Торговли и общепита |
374,6 |
42,70 |
353,1 |
42,65 |
386,3 |
44,5 |
386,1 |
44,5 |
Коммерческие |
42,4 |
4,83 |
35,0 |
4,23 |
34,4 |
4,0 |
35,2 |
4,0 |
Науки и научного обслуживания |
48,8 |
5,56 |
46,0 |
5,55 |
38,74 |
4,5 |
38,8 |
4,5 |
Малый
бизнес ориентируется, прежде
всего, на потребности
Распределение числа малых предприятий по территории России на конец 1998 г.
Экономические районы |
Количество предприятий | |
Тыс. ед. |
%, к общему числу | |
Российская Федерация |
868,0 |
100,0 |
Северный |
20,7 |
2,4 |
Северо-западный |
129,3 |
14,8 |
В том числе г. Санкт-Петербург |
111,8 |
12,9 |
Центральный |
266,1 |
30,7 |
В том числе г. Москва |
175,2 |
20,2 |
Волго-вятский |
27,2 |
3,1 |
Центрально-чернозёмный |
26,2 |
3,02 |
Поволжский |
78,0 |
8,9 |
Северо-Кавказский |
79,4 |
9,1 |
Уральский |
85,5 |
9,8 |
Западно-Сибирский |
75,8 |
8,7 |
Восточно-Сибирский |
35,5 |
4,1 |
Дальневосточный |
35,1 |
4,0 |
Калининградская область |
9,2 |
1,1 |
По состоянию на 1 января 1998 г. треть от общего количества малых предприятий концентрировалась в двух городах - Москве (20,2% от общего числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия наиболее широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской (3,0%) областях.
В 1998 г. продолжало возрастать число малых предприятий в Северо-Западном (на 13,3% - в 1997 г., на 9,1% - 1998 г.) и Уральском (на 9,5% и на 4,5% соответственно) районах. Сокращалось количество малых предприятий в Восточно-Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальне-Восточном (на 8,9% и на 1,9%) районах.
Анализируя
таблицу 2 можно заметить, что
распределение малых
Количество
малых предприятий на 1000 человек
постоянного населения не
Предприятия,
указанные в таблицах, официально
зарегистрированы. Однако, как показывает
практика, количество действующих
и регулярно представляющих
Доля
работников малых предприятий
в общей численности занятых
(без совместителей и
По
сравнению с предыдущим годом
среднесписочная численность
Информация о работе Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России