Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:12, доклад

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Оглавление

Введение _________________________________________________________3
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса_________________5
1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие _________________________________________________________7
1.3 Критерии выделения малых предприятий _______________________8
1.4 Виды малых предприятий______________________________________9
1.5 Правовые основы малого бизнеса ______________________________10
1.6 Особенности и функции малого предприятия ___________________13
Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с
большой промышленностью ______________________________________ 14
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения
2.1 Итоги развития и структура малого бизнеса
в экономике России _____________________________________________ 20
2.2 Основные проблемы малого бизнеса ___________________________ 25
3. Государственная поддержка малого бизнеса
3.1Государственная поддержка малого бизнеса _____________________ 30
Заключение______________________________________________________ 33
Список литературы ______________________________________________ 35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 62.59 Кб (Скачать)

  Совсем  другая ситуация в странах,  где налажены устойчивые связи  крупного и малого бизнеса.  Часто приводят наглядный пример  автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских  концернов, которые имеют развитую  сеть субподрядчиков, куда входят  малые и мельчайшие предприятия  – сотни и тысячи таких предприятий.  Вот это все создает, с одной  стороны, стыковку малого и  крупного бизнеса, формирует у  малого предприятия уверенность  в том, что его продукция,  его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании  являются операторами мирового  рынка, естественно, они воспринимают  какие-то инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И  таким образом у малого бизнеса  возникает потребность держать  шаг вровень с потребностями  времени, обновлять свою технологию  и т.д. К сожалению реалии  российской экономики пока далеки  от этой идеальной картины.

   Опыт  взаимодействия крупных предприятий  с малым бизнесом – это в  первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе раскрупления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального предприятия. И вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.

   Сотрудничество  это прошло в два этапа. Первый  этап – это период поздней  перестройки, период так называемой  “приватизации”, когда малые предприятия  создавались главным образом  с вполне известными целями  – чтобы каким-то образом сосредоточить  ресурсы для последующего участия  в действительной приватизации, выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали первоначальное накопление капитала.

  Второй  период – это уже период  приватизации, когда малые предприятия  создавались на ряде крупных  предприятий путем выделения  объектов инфраструктуры, в том  числе социальной, в самостоятельные  малые  предприятия.

   Как  показали беседы с руководством  крупных предприятий и анализ  ситуации, подавляющая часть этих  малых предприятий, сегодня либо  умирают, либо стали полностью  самостоятельными и фактически  превратились в серьезного конкурента  материнским предприятиям.

   Чаще  малые предприятия, оставаясь  на орбите крупного, вместе с  ним медленно агонизируют. Все  это сформировало негативное  или выжидательное отношение к какому бы то ни было взаимодействию с малым бизнесом.

    Здесь  нужно иметь ввиду ряд обстоятельств. Во-первых, низкая конкурентоспособность среды приводит к тому, что если транспортный или ремонтный цех выделятся в отдельное предприятие, оно становится фактически монополистом на инфернальном рынке и несколько месяцев спустя материнское предприятие начинает получать от малого такие прейскуранты, от которых разводят руками. И ничего не поделаешь – других фирм, которым можно передать заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях, крупное предприятие стремится сохранить такие цены внутри своей структуры, применяя при регулировании потоков и ресурсов расчетные цены. И как только такой цех выходит в самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетах возникает разрез. Этих двух фактов хватает, чтобы загубить все взаимодействие на корню.

   Выяснилось, что и малые предприятия не  в восторге от сотрудничества. Во-первых, все отмечают забюрократизированность самого процесса принятия решения на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых корпорационных связей по этой цепочке передает на экономику малого предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного предприятия. Например, когда крупное предприятие размещает заказ и не может расплатиться. Вообще малые предприятия стараются иметь долю крупных предприятий в своих договорах возможно более низкой, потому что если крупное предприятие упадет на колени, то малое – ляжет ничком.

   Стимулировать  кооперацию можно только путем  разумной промышленной политики  и стимулирования развития малого  предпринимательства самого по  себе. Будет здоровый малый бизнес, поднимется немного крупная промышленность, – и эти кооперационные связи  возникнут сами собой. Тогда,  очевидно, можно будет уже ставить  вопрос о том, что или мы  нуждаемся в развитии определенных  отраслей, то надо будет уже  говорить о стыковке малого  и крупного бизнеса в этой  отрасли и в этом комплексе.  Искусственно такие конструкции  создавать нельзя.

 

 

 

 

2. Современные проблемы развития  малого бизнеса в России и  пути их решения

 

2.1 Итоги развития и состояние  малого бизнеса на данном этапе.*

*-(все данные, приведенные в этой главе, являются предварительными итогами, установленными Госкомстатом России)

    Как  показало время, малое предпринимательство  постепенно (хотя и не настолько  быстро, как предполагалось) начинает  занимать определенное место  в хозяйстве страны.

    Незначительный  спад числа малых предприятий  на территории РФ, наблюдаемый  в 1996-1997 гг.,  в 1998 г. практически  прекратился. По состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало  868 тыс. малых предприятий (по  сравнению с их количеством  на 1 января 1998 г. прирост составил  лишь 6,9 тыс. малых предприятий,  или 0,8%).

   Вместе  с тем следует отметить стабильный  рост числа предприятий в таких  отраслях, как здравоохранение, физическая  культура и социальное обеспечение  (на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.), операции  с недвижимым имуществом (на 19,9% и  на 26,8% соответственно), торговля и  общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).

   Отраслевая  структура малого бизнеса постепенно  меняется в сторону увеличения  доли предприятий торговли и  общественного питания и уменьшения  доли строительных организаций,  предприятий, занимающихся общей  коммерческой деятельностью по  обеспечению функционирования рынка,  наукой и научным обслуживанием.

   О  динамике изменения количества  малых предприятий и их отраслевой  структуры за последние годы  свидетельствуют данные Госкомстата  России, приведенные в таблице  1.                                

                                                                                                                             Таблица 1

(тыс.ед. на конец года в % к общему числу МП)

Распределение числа малых  предприятий РФ по отраслям экономики  в 1996  -  1999гг.

 

Предприятия

1.01.96 г.

1.01.97 г.

1.01.98 г.

1.01.99 г.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Всего                            

877,3

100,0

  828,0

100,0

861,1

100,0

868,0

100,0

В том числе:

               

Промышленные

128,5

14,65

129,3

15,62

135,2

15,7

136,1

15,7

Строительные

145,5

16,58

137,0

16,54

136,1

15,8

137,5

15,8

Торговли и общепита

374,6

42,70

353,1

42,65

386,3

44,5

386,1

44,5

Коммерческие

42,4

4,83

35,0

4,23

34,4

4,0

35,2

4,0

Науки и научного обслуживания

48,8

5,56

46,0

5,55

38,74

4,5

38,8

4,5



 

   Малый  бизнес ориентируется, прежде  всего, на потребности местного  рынка, объем и структуру локального  спроса, поэтому именно он должен  стать основным фактором оптимизации  структуры региональной экономики.  Структура распределения малых  предприятий по экономическим  районам России на конец 1998 г. представлена в таблице 2.

                                                                                                                                     Таблица 2

Распределение числа малых предприятий по территории России на конец 1998 г.

                                                                                                           

Экономические районы

Количество предприятий

Тыс. ед.

%, к общему числу

Российская Федерация

868,0

100,0

Северный

20,7

2,4

Северо-западный

129,3

14,8

В том числе  г. Санкт-Петербург

111,8

12,9

Центральный

266,1

30,7

В том числе   г. Москва

175,2

20,2

Волго-вятский

27,2

3,1

 Центрально-чернозёмный

26,2

3,02

Поволжский

78,0

8,9

Северо-Кавказский

79,4

9,1

Уральский

85,5

9,8

Западно-Сибирский

75,8

8,7

Восточно-Сибирский

35,5

4,1

Дальневосточный

35,1

4,0

Калининградская область

9,2

1,1


 

   По состоянию на 1 января 1998 г. треть от общего количества малых предприятий концентрировалась в двух городах - Москве (20,2% от общего числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия наиболее широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской (3,0%) областях.

  В 1998 г. продолжало возрастать число малых предприятий в Северо-Западном (на 13,3% - в 1997 г., на 9,1% - 1998 г.) и Уральском (на 9,5% и на 4,5% соответственно) районах. Сокращалось количество малых предприятий в Восточно-Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальне-Восточном (на 8,9% и на 1,9%) районах.

    Анализируя  таблицу 2 можно заметить, что  распределение малых предприятий  по экономическим районам очень  неравномерно. Например, свыше четверти  малых предприятий промышленного  профиля сосредоточено в Центральном  районе, в котором наблюдается  также наибольшая концентрация  малых строительных предприятий,  половина которых находится в  Москве. Безусловно, существуют объективные  предпосылки для такой концентрации  малых предприятий в этом районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и периферийных районов.

    Количество  малых предприятий на 1000 человек  постоянного населения не изменилось и составило в среднем шесть предприятий. Среднероссийский уровень превышен в Москве (21 предприятия на 1000 человек), Санкт-Петербурге (24), Магаданской (9), Ленинградской, Самарской, Новосибирской и Сахалинской областях (по 7 предприятий).

   Предприятия,  указанные в таблицах, официально  зарегистрированы. Однако, как показывает  практика, количество действующих  и регулярно представляющих статистическую  отчетность предприятий несколько  меньше. Поэтому более реальны  финансово-экономические показатели  малых предприятий, отражающие  конечный результат их деятельности.

    Доля  работников малых предприятий  в общей численности занятых  (без совместителей и работающих  по договорам гражданско-правового  характера) на предприятии и  в организациях всех отраслей  экономики России составила 12,1% (в 1997 г. - 12,5%). А в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность  по обеспечению функционирования  рынка она составила 88,4% (85,4%), операции  с недвижимым имуществом - 56,1% (78,8%), информационно-вычислительное обслуживание - 43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%).

   По  сравнению с предыдущим годом  среднесписочная численность работников  всех малых предприятий в 1998 г. уменьшилась на 4,7%. Распределение  среднесписочной численности работников  малых предприятий по отраслям  экономики характеризуется данными,  представленными  в  таблице  3.

Информация о работе Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России