Лекции по "Маркетингу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:58, лекция

Краткое описание

Нужда — это чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны. Основные физиологические нужды — это обеспеченность пищей, одеждой, теплом и безопасность. Основные социальные нужды — духовная близость, влияние и привязанность. Основные личные нужды — познание и самовыражение. Эти нужды являются природными потребностями человека

Оглавление

1 ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА
2 КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
3 ЦЕЛИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКЕТИНГА
УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
5 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Файлы: 1 файл

КонспектМаркетинг.doc

— 642.50 Кб (Скачать)

Убежденность. Аудитория может испытывать предпочтение к конкретному товару, но не обладать убежденностью в необходимости его покупки. Тогда ставится задача — сформировать убежденность в том, что пользование товаром характеризует самое целесообразное поведение.

Совершение покупки. Члены целевой аудитории, обладая необходимой убежденностью, могут так и не собраться совершить покупку. Необходимо подвести этих потребителей к совершению требуемого от них заключительного шага. Подталкивают к совершению покупки предложение товара по низкой цене, вознаграждение за покупку, предложение опробовать товар.

Выбор обращения. Обращение должно привлечь внимание, поддержать интерес, возбудить желание и побудить к совершению действия (модель «интерес -> желание —> действие»). Создание обращения предполагает решение трех проблем: что сказать (содержание обращения), как это сказать логично (структура обращения) и как выразить содержание в виде символов (форма обращения).

Содержание обращения. Необходимо продумать мотив или тему, которые вызовут желаемую ответную реакцию. Существуют три типа мотивов: рациональные, эмоциональные и нравственные. Рациональные мотивы соотносятся с личной выгодой аудитории. Используя их, показывают, что товар обеспечит обещанные выгоды. Примерами могут служить обращения, демонстрирующие экономичность, ценность или удобство товара в эксплуатации. Эмоциональные мотивы стремятся пробудить какое-то негативное или позитивное чувство, которое побудит совершить покупку. Обычно пользуются мотивами страха, вины и стыда с целью заставить людей делать что-то необходимое (например, чистить зубы). Используют и позитивные эмоциональные мотивы, такие, как любовь, гордость и радость. Нравственные мотивы взывают к чувству справедливости и порядочности аудитории. Нравственными мотивами часто пользуются, чтобы побудить людей поддержать общественные движения, такие, как защита окружающей среды, улучшение межнациональных отношений.

Структура обращения. Формируя обращение, необходимо принять три решения. Во-первых, сделать ли четкий вывод или предоставить возможность его сформулировать аудитории. Сформулированный вывод, как правило, оказывается более эффективным. Во-вторых, изложить ли только аргументацию «за» или привести и противоположные доводы. В-третьих, когда приводить самые действенные аргументы — в начале или конце обращения. Изложение их в начале сразу привлекает внимание, к концу обращения внимание может значительно ослабеть. Но завершение обращения лучше запоминается.

Форма обращения должна быть действенной. В объявлениях печатной рекламы важны текст заголовка, иллюстрации и цветовое оформление. Для привлечения внимания обыгрывают новизну и контраст, используют захватывающие иллюстрации и заголовки, непривычные конфигурации, размеры и расположение обращений. При речевом обращении важны формулировки, голосовые данные исполнителей — темп речи, ее ритм, тон и членораздельность, паузы, вздохи, зевание. Если обращение должно транслироваться по телевидению, важен невербальный язык — бессловесные индикаторы, такие, как выражение лица, жесты, одежда, позы.

Выбор средств распространения  информации. Различают каналы коммуникации двух видов: личной и неличной коммуникации.

Каналы личной коммуникации. В канале личной коммуникации участвуют двое или более лиц, непосредственно общающихся друг с другом. Это может быть общение лицом к лицу, общение одного лица с аудиторией, общение по телефону, с помощью сети Интернет и даже посредством личной переписки по почте. Каналы личной коммуникации эффективны благодаря тому, что дают участникам возможность личного обращения и установления обратной связи. Каналы личной коммуникации можно разделить на следующие: разъяснительно-пропагандистский канал формируют представители торгового персонала фирмы, когда вступают в контакт с покупателями. Экспортно-оценочные каналы составляют независимые лица, обладающие необходимыми знаниями и делающие |заявления перед целевыми аудиториями. Участники общественно- бытового канала — соседи, друзья, члены семьи или коллеги, беседующие с покупателями, — это наиболее важный и действенный  канал для большинства людей во всех товарных сферах. Исследования психологов и социологов показывают, что свыше 90% людей совершают поступки под влиянием лидеров из их личного окружения. Для стимулирования работы каналов личного влияния следует выявить влиятельных лиц и сосредоточить усилия на установлении контактов с ними.

Каналы неличной коммуникации. Это средства распространения информации, передающие обращение в условиях отсутствия личного контакта и обратной связи. К ним относятся: 1) средства массового и избирательного воздействия — включают средства печатной рекламы (газеты, журналы, отправления прямой почтовой рекламы), электронные средства рекламы (радио и телевидение), иллюстративно-изобразительные средства рекламы (щиты, вывески, плакаты); 2) специфическая атмосфера — специально созданная среда, способствующая возникновению предрасположенности покупателя к приобретению или использованию товара. Например, с точки зрения клиентов, банки должны внушать чувство уверенности; 3) мероприятия событийного характера — мероприятия, рассчитанные на доведение до целевых аудиторий каких-то конкретных обращений с целью достижения того или иного коммуникационного эффекта (например, пресс-конференции и презентации). Средства массовой информации несут обращение, по существу, к первичной аудитории лидеров мнений — людей, с мнением которых считаются все остальные. Деятельность СМИ будет эффективной, если нацеливать обращения конкретно на лидеров мнений.

Выбор свойств, характеризующих  источник обращения. Воздействие обращения на аудиторию зависит от того, доверяет ли аудитория источнику обращения. К факторам доверия чаще всего относят профессионализм, добросовестность и привлекательность. Профессионализм — это воспринимаемая со стороны степень компетентности источника. Добросовестность — это показатель того, насколько объективным и честным воспринимается источник. Под привлекательностью имеют в виду благоприятное впечатление, производимое на аудиторию. Привлекательность источника повышают откровенность, чувство юмора и естественность.

Учет потока обратной связи. После распространения обращения следует выявить результат воздействия на аудиторию. Это предполагает выяснение следующих вопросов. Дошло ли обращение до адресатов, сколько раз ꗬÁ‹Йደ¿ကЀ?* 
橢橢쿽쿽Й*楴 ꖟꖟ毄********lӴӴӴӴӴӴӴ”ֈ䉎䉎䉎ø䍆Ü䐢Ŕֈ嬡¶䖂䖂"䖤䖤䖤䖤䖤䖤娐*娒娒娒娒娒娒$寗Ƞ巷>娶¥Ӵ䖤䖤䖤䖤䖤娶ольким он понравился, сколько людей беседовали о нем с другими людьми.

 

42 КОМПЛЕКС  СТИМУЛИРОВАНИЯ

Комплекс стимулирования, обеспечивающий маркетинговую коммуникацию, состоит из четырех средств: J) реклама; 2) стимулирование сбыта; 3) пропаганда; 4) личная продажа. Реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от известного имени. Стимулирование сбыта — кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги. Пропаганда («паблисити») — неличное и неоплачиваемое стимулирование спроса на товар, услугу или организацию посредством распространения о них коммерчески важных сведений или благожелательного представления в средствах массовой информации. Личная продажа — устное представление товара в беседе с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи.

Бюджет стимулирования. Одной из наиболее трудных проблем является принятие решения о размере ассигнований на стимулирование. Затраты на цели стимулирования могут составлять от 30 до 50% в производстве косметики и всего 10—20% — в машиностроении. Известны следующие методы определения бюджетных ассигнований на стимулирование. Многие фирмы выделяют на стимулирование сумму, которую они, по собственному мнению, могут позволить себе истратить (метод исчисления «от наличных средств»). Подобный метод определения размера бюджета полностью игнорирует влияние стимулирования на объем сбыта. Многие предприятия исчисляют свои бюджеты стимулирования в определенном отношении либо к сумме продаж, либо к цене товара (метод исчисления «в процентах к сумме продаж»). Считается, что этот метод обладает рядом преимуществ, в частности он учитывает взаимосвязь между издержками по стимулированию, ценой товара и суммой прибыли в расчете на товарную единицу. Некоторые фирмы устанавливают размер своего бюджета стимулирования на уровне соответствующих затрат конкурентов (метод конкурентного паритета), тем самым они заведомо обрекают себя на роль аутсайдеров отрасли. Метод исчисления «исходя из целей и задач» соответствует современной концепции стратегического управления и предполагает, что предприятия формируют свои бюджеты стимулирования на основе выработки конкретных целей, определения задач по их достижению и оценки затрат на решение этих задач.

43 ФОРМИРОВАНИЕ  КОМПЛЕКСА  стимулирования

Формирование комплекса  стимулирования включает выбор наилучшего в конкретной сфере деятельности сочетания его основных элементов. Нередко одно средство может использоваться для пропаганды другого. Каждому средству стимулирования (рекламе, личной продаже, стимулированию сбыта и пропаганде) присущи свои уникальные характеристики, свои виды издержек.

Реклама. Формы и методы использования рекламы многообразны, можно дать лишь самую общую оценку ее специфических качеств: 1) реклама— сугубо общественная форма коммуникации; она предполагает, что товар является законным и общепринятым, и покупатель знает, что при покупке он встретит общественное понимание; 2) способность к увещеванию обусловлена возможностью многократно повторять обращение и возможностью покупателя сравнивать между собой обращения разных конкурентов;

3) экспрессивность присуща рекламе благодаря искусному использованию шрифта, звука и цвета, что дает возможность броского эффектного представления; 4) обезличенность рекламы приводит к тому, что аудитория не испытывает чувства необходимости уделить ей внимание или ответить на нее. Рекламу можно использовать для создания долговременного стойкого образа товара, для стимулирования быстрого сбыта, для охвата множества географически разбросанных покупателей с малыми издержками в расчете на один рекламный контакт.

Личная продажа. По сравнению с рекламой личная продажа обладает тремя характерными качествами: 1) личностный характер предполагает живое, непосредственное и взаимное общение между двумя или более лицами, при этом каждый участник может непосредственно изучать и учитывать потребности и характеристики других участников; 2) становление отношений в ходе личной продажи — от формальных отношений «продавец — покупатель» до крепкой дружбы; 3) побуждение к ответной реакции — личная продажа заставляет покупателя чувствовать себя в какой-то степени обязанным за проведенную с ним коммерческую беседу, обя занным отреагировать хотя бы в высказывании вежливой благодарности. Вместе с тем личная продажа — самый дорогой способ стимулирования.

Стимулирование  сбыта. Это деятельность, в ходе которой используется целый набор средств воздействия, таких, как купоны, конкурсы, премии. Средства стимулирования сбыта обладают тремя характерными качествами: 1) привлекательность и информативность — они привлекают внимание и содержат информацию, которая может вывести потребителя на товар; 2) побуждение к совершению покупки — они предполагают какую-то уступку, льготу или содействие, представляющие ценность для потребителя; 3) приглашение к совершению покупки — они содержат четкое предложение незамедлительно совершить сделку. К использованию средств стимулирования сбыта прибегают для достижения более сильной и оперативной ответной реакции. Однако эффект стимулирования сбыта носит обычно кратковременный характер.

Пропаганда («паблисити»). Притягательная сила пропаганды проистекает из трех ее характерных качеств: 1) достоверность — информационный материал, статья или очерк кажутся читателям более правдоподобными по сравнению с рекламными объявлениями;

2) широкий охват покупателей — пропаганда может достичь множества потенциальных покупателей, которые, возможно, избегают контактов с продавцами и рекламой; 3) броскость — пропаганда обладает возможностями для эффектного, броского представления фирмы или товара.

Факторы, определяющие структуру комплекса стимулирования.

При разработке комплекса  стимулирования предприятие учитывает несколько факторов: 1) тип товара или рынка — на рынках товаров широкого потребления, как правило, тратят больше средств на рекламу и меньше — на стимулирование сбыта, организацию личной продажи и пропаганду, а на рынках товаров промышленного назначения основную часть средств расходуют на организацию личной продажи; 2) стратегия проталкивания товара и стратегия привлечения потребителя к товару — стратегия проталкивания товара основана на использовании торгового персонала и стимулировании сферы торговли для продвижения товара по каналам распределения, а стратегия привлечения потребителей к товару предполагает большие затраты на рекламу и стимулирование потребителей с целью формирования спроса;

3) степень готовности покупателя — на этапе осведомленности основную роль играет реклама и пропаганда; на потребительскую убежденность в первую очередь оказывают влияние техника личной продажи и чуть меньше — реклама, а совершение сделки является главным образом функцией личной продажи; 4) этап жизненного цикла товара — на этапе выведения товара на рынок наиболее эффективны реклама и пропаганда, а стимулирование

сбыта подталкивает потребителей к опробованию товара; на этапе роста реклама и пропаганда сохраняют свою значимость, а стимулирование сбыта можно сократить; на этапе зрелости значимость стимулирования сбыта по сравнению с рекламой возрастет; на стадии упадка к рекламе прибегают только для напоминания стимулирование сбыта продолжает оставаться активным.

 

ТЕМА 14 РЕКЛАМА И СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА

44 РЕКЛАМА

Реклама — это неличные формы коммуникации, осуществляемые посредством платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования. Рекламодателями выступают не только коммерческие структуры, но и государственные учреждения, университеты, общественные организации. В мелких организациях рекламой обычно занимается один работник, в крупных — отделы рекламы, руководители которых подчиняются директору по маркетингу. В функции отдела входят: постановка задач, разработка бюджета рекламы, утверждение представляемых рекламным агентством объявлений и планов мероприятий, почтовая реклама.

Информация о работе Лекции по "Маркетингу"