Качество и конкурентоспособность товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы являться изучение конкурентоспособности и его качество.
Задачи курсовой работы:
- нужно дать общую характеристику конкурентоспособности товара;
- далее определить теоретическую основу качественного товара.
Данная курсовая работа сделана, чтобы наглядно увидеть и убедиться то, какое влияние оказывает проблема качества на конкурентоспособность товара, а, следовательно, и на эффективность производства, в частности производства пушно-меховых изделий и полуфабрикатов. В связи с тем, что качество является основой для успешного продвижения товара на рынке и главным критерием оценки продукции, я решила выявить возможные пути или хотя бы частичное решение этой проблемы.

Оглавление

Введение 3


Глава I. Общее понятие конкурентоспособности товара 6

1.1. Конкурентоспособность товара 6
1.2 Качество товара как важнейший фактор повышения конкурентоспособности 9
1.3 Маркетинговая, коммерческая составляющие, патентная чистота товара 13


Глава II. Теоретический аспект качество товара 16

2.1. Качество изготовления продукции 16

2.2. Управление качеством продукции 18

2.3. Методы оценки качества товаров 25


Заключение 33

Список использованной литературы……………….. 35

Приложения ….36

Файлы: 1 файл

Маркетинг. ТЕМА №16.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

    - конструктивные параметры, отражающие  конструктивно технологические  решения, присущие данным изделиям  и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т. п.);

    - эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).

    Нормативные параметры. Они характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными  нормами стандартов на рынке, где  его предполагается продавать. В  случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

    Экономические параметры. Они связаны с затратами  покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты.

1.2 Качество  товара как важнейший фактор повышения конкурентоспособности

 

    Конкурентоспособность товара, прежде всего, определяется его качеством. Качество - критерий оценки товара, объединяющий комплекс требований к нему. Понятие "качество" рассматривается как совокупность свойств, обуславливающих пригодность изделия (продукции) удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением в определенных условиях эксплуатации. Качество является первоочередным фактором при определении цены. В зависимости от уровня качества изготовитель устанавливает стоимость товара2.

    Конкурентоспособность любого товара определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие параметры, выходящие за указанные рамки, при оценке учитываться не должны.

    Для оценки конкурентоспособности вводится понятие интегрального показателя качества, под которым понимается отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление). Однако параметры продукции, отражающие ее эффект для изготовителя, часто не представляют интереса для потребителя. Например, если при тех же эксплуатационных характеристиках и затратах на потребление изготовителю удалось снизить энергоемкость и трудоемкость производства изделия, то его качество, с точки зрения общего эффекта для экономики, возрастет, но привлекательность с точки зрения потребителя не повысится, поскольку полезные для него параметры не изменились (если, конечно, за счет экономии производственных затрат не будет снижена продажная цена).

    Различие  в оценке качества и конкурентоспособности связано также с тем, что с точки зрения качества сравнению подлежат лишь однородные товары. В этом случае группы изделий классифицируются по показателям, характеризующим не только основные, области их применения, но и ряд конструктивных и технологических особенностей, что еще больше сужает рамки классификации. С позиций же оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, поскольку они представляют собой только различные способы удовлетворения одной и той же потребности.

    Тем не менее, между понятиями «качество» и «конкурентоспособность» существует прямая связь. Оба понятия служат для оценки результатов конкретного труда, его общественной полезности. Общим для них является и то, что они определяются через совокупность свойств товара. Оба показателя представляют собой динамические характеристики, которые изменяются с развитием общественных потребностей и научно-технического прогресса, наиболее рациональному использованию, не предоставляется необходимая техническая документация.

    Категория качества в системе маркетинга рассматривается  как одна из главных составных  частей стратегии овладения рынком, повышения уровня обслуживания и обеспечения конкурентоспособности. Повышение качества - основной источник увеличения потребительной ценности, «полезности» материальных благ и услуг, а соответственно и роста прибыли.

    Высокое качество - это самое надежное средство выхода на рынок. С точки зрения маркетинга, качество включает показатели своевременного обновления продукции, выпуска ее в ассортименте, в наиболее полной степени удовлетворяющем запросы, вкусы и требования потребителей. От купленного изделия люди должны получать максимальное удовлетворение, притом не только в соответствии со своими ожиданиями, но и сверх того, ибо многие потребители просто не знают о дополнительной пользе товара, которая часто и определяет окончательное покупательское решение.

    Выделяют  четыре уровня понятия качества:

    - соответствие товара стандартам  и нормативно - технической документации;

    - соответствие товара его функциональному  предназначению и эксплуатационным  требованиям;                                                                                                                                                    

    - соответствие фактическим требованиям  покупателей;

    - соответствие скрытым требованиям.

    При планировании выхода на новый рынок  в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном  порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека.

    Одним из важнейших критериев определения  качества изделия соответственно его  конкурентоспособности является обеспечение  патентной чистоты и защиты товаров. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара осуществлены только разработчиками предприятия - изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на рынке.

    Потребительский эффект зависит от функциональности изделий надежности их в эксплуатации, доступности для ремонта, высокого эстетического уровня и других факторов, определяющих качество. Поэтому одна из задач маркетинговой стратегии  - довести до потребителя весь спектр потребительских свойств товара.

    На  первоначальной стадии процесса формирования качества готовой продукции представляют проектные задания и товарные образцы, которые тоже должны соответствовать требованиям высокого качества. Являясь результатом научно - исследовательских разработок, определяющих технический уровень новой продукции, они должны учитывать все современные достижения научно - технического и социально - культурного прогресса.

    Главным компонентом их конкурентоспособности  является высокое качество проектов, товарных образцов, продукции производственного назначения, потребительских товаров.

    На  современном рынке уровень качества товаров, надежность в эксплуатации, новизна и оригинальность, широта потребительских свойств выдвинулись в главные факторы конкурентоспособности. В последние годы цена товара становится менее значимой, и все большее значение приобретают такие свойства и характеристики продукции, как:

    - экологические показатели характеризуют  соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании;

    - эргономические показатели связаны  с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эргономические требования предусматривают такое функционирование изделий (товаров), которое обеспечивает оптимальные условия и удобства их использования по назначению, безотказно в течение наиболее длительного периода времени;

    - эстетические показатели определяют  внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.

      При определении уровня качества  товара следует учитывать нормативные  составляющие: соответствие продукции  обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке. Из-за несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества продукция не может быть поставлена. 

    1.3 Маркетинговая,  коммерческая составляющие, патентная  чистота товара

 

    Конкурентоспособность товара, кроме качества включает в  себя так же маркетинговую и коммерческую составляющие и патентную чистоту, что в совокупности представляет собой цену продажи или цену приобретения товара.

    Маркетинговая составляющая показывает преимущества или недостатки в уровне конкурентоспособности товара по характеру и качеству исследований рынка и запросов конечных потребителей;

    - степени эффективности работы  по продвижению товара на рынок;

    - стимулирования продаж;

    - рекламной деятельности;

    - учета жизненного цикла товара;

    - правильности выбора ценовой  стратегии;

    - по рациональности формирования сбытовой сети и каналов товародвижения и др.

    Коммерческая  составляющая конкурентоспособности  свидетельствует о качестве коммерческой работы по сравнению с фирмами - конкурентами и включает в себя:

    - уровень компетенции в подготовке и проведении переговоров и заключении торговой сделки;

    - выбор форм и методов поставки  товара;

    - уточнения условий контракта,  в частности определение цены  товара, его качества;

    - способы удовлетворения рекламаций;

    - согласование условий поставки;

    - техническое обслуживание и т.д.

    Патентная чистота товара обеспечивается, если оригинальные технические решения, используемые при производстве данного  товара, осуществлены только разработчиками предприятия - изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не попадает под воздействия патентов конкретных странах. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию не конкурентоспособной на соответствующем рынке и служит препятствием к развитию экспортной деятельности;

    Конкурентоспособность товара, кроме вышеперечисленных показателей, можно охарактеризовать также и экономической составляющей, которая включает в себя выгодность или невыгодность приобретения данного товара с точки зрения расходов на его использование и утилизацию:3

    - количество и стоимость потребляемых  сырья и материалов, топлива и энергии приобретенным товаром;

    - расходы и сроки осуществления  ремонтных работ и снабжения  запчастями;

    - количество рабочих, требуемых  для обслуживания данного товара;

    - расходы на их заработную плату, обучение и повышение квалификации и др.

    Одно  из первых мест в определении уровня конкурентоспособности товара занимают вопросы имиджа и престижа как фирмы, производящей данный товар, так и коммерческих и торговых специалистов фирмы, работающих по представлению и продаже товара потребителям. Показателями престижной фирмы могут служить степень признания на рынке и у потребителей авторитета ее товарного знака, доля в общем, объеме продаж и т.д.

    Важным  фактором конкурентоспособности товаров является новизна и поэтому разработка новых товаров всегда актуальна. Каждая фирма производитель должна уметь создавать новые товары, Также нужно уметь управлять их производством с учетом меняющихся вкусов, перемен в технологии и в состоянии конкуренции. За время своего существования любой товар как бы проходит жизненный цикл их четырех этапов:

Информация о работе Качество и конкурентоспособность товара