Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:12, реферат
Основной целью реферата является изучение стандартов ИСО 9000.
Задачи реферата:
изучение качества и конкурентоспособности экспортных и импортных товаров;
рассмотрение системы стандартов ИСО 9000;
изучение использования ИСО 9000 для сертификации экспортных и импортных товаров.
Введение
3
1 Анализ качества и конкурентоспособности экспортных и
импортных товаров
5
2 Система стандартов ИСО 9000 и ее использование для сертификации
11
3 Использование ИСО 9000 для сертификации экспортных и импортных товаров
14
Заключение
19
Список использованных источников
21
Показателем плохого качества работы предприятия является производственный брак. На некоторых участках производства, где технические средства не позволяют контролировать полностью технологические процессы, производственный брак даже планируется. На машиностроительных предприятиях имеет место так называемый наладочный брак. [1, с.128]
Относительный размер брака экспортных и импортных товаров за различные периоды характеризует его динамику, позволяет судить о состоянии работы за улучшение качества продукции. По относительному размеру брака в процентах к себестоимости продукции можно примерно определить и сумму недополученной продукции.
2 Система стандартов ИСО 9000
ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий. [7]
В 1987 году была разработана серия стандартов ISO 9000, в основу которых положен стандарт Британской организации по стандартизации, который, в свою очередь, берет начало от американских стандартов на качество готовой продукции (MILJQ9858), принятых в конце 1950Jх годов Министерством обороны США.
Рекомендации стандартов ISO 9000 используются, однако не только при создании систем качества, но и в качестве критериев оценки систем качества при сертификации и заключении контрактов, когда заказчики проверяют и оценивают возможности поставщиков обеспечить стабильность требуемого качества продукции. Поэтому после опубликования стандартов многие предприятия, особенно те, которые осуществляют экспортные поставки, стремятся организовать работу по качеству с учетом рекомендуемых в стандартах видов работ (функций, элементов). [2, с. 54–57]
Стандарты семейства ISO 9000:
ISO 9000: 2000 – Системы менеджмента качества. В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Устанавливает принципы и основные понятия управления качеством, описывает содержание серии стандартов и дает перечень терминов и их определений для использования в любой организации.
ISO 9001: 2000 – Системы менеджмента качества. Требования. В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–2001. Определяет требования к системам управления качеством, применяется для целей сертификации и проверок.
ISO 9004: 2000 – Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9004–2001. Содержит методические указания по разработке и внедрению систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности компаний
ISO 19011 – Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды. В России действует как ИСО/ПМС 19011: 2002. Обеспечивает руководство по планированию и проведению аудитов.
В результате анализа и обобщения практики TQM, разработчики версии стандартов ISO серии 9000: 2000 сформулировали и положили в основу этих стандартов следующие восемь принципов:
1. Ориентация на потребителя.
Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2. Лидерство руководителя.
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
3. Вовлечение работников.
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
4. Процессный подход.
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
5. Системный подход к менеджменту.
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
6. Постоянное улучшение.
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
7. Принятие решений, основанных на фактах.
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. [5, с.161-162]
Получение сертификата предприятия на стандарты серии ИСО 9000, не является гарантией успеха и пропуском в мир высоких прибылей и доверия потребителя. Только каждодневная работа всей организации в соответствии с принципами, заложенными в стандарты, обучение персонала и постоянное совершенствование деятельности смогут стать залогом будущего успеха.
3 Использование ИСО 9000 для сертификации экспортных и импортных товаров
Все чаще отечественные, и, особенно, зарубежные компании начинают любые переговоры с российским партнёром только при наличии у последнего сертификата о соответствии международным стандартам ИСО 9000 (ISO 9000).
Несертифицированные организации не могут получить государственный или муниципальный заказ, у них меньше шансов на льготные кредиты или крупные инвестиции. Все это влияет на конкурентоспособность предприятия, заставляет потенциальных партнеров и потребителей делать выбор в пользу компаний, прошедших сертификацию ISO. Если сертификация к тому же проведена добровольно – это позиционирует компанию, как солидную организацию, которая гарантирует качество и безопасность своих услуг или продукции. Такая политика ведет к созданию позитивного имиджа компании, говорит о ее надежной репутации и стабильном положении на современном рынке.
Буквально несколько лет назад получить сертификат ISO 9000 могли только самые крупные компании и предприятия. Сегодня сертификат стал доступен остальным, в том числе и предприятиям малого и среднего бизнеса. В настоящий момент получить сертификат соответствия может позволить себе любое предприятие, независимо от своего статуса.
Жесткая конкурентная борьба производителей на внутреннем и внешнем рынках обуславливает определенные правила и условия представления продукции в сферу реализации. Ведь, чтобы продукция России нашла признание на рынке какого-либо другого государства, недостаточно того, что она признана и имеет повышенный спрос на нашем внутреннем рынке. Важно, что-бы спрос появился на рынке того государства, куда она направляется. А для этого необходимо учитывать международные требования и требования государства-потребителя, предъявляемые на внешнем рынке к продукции этого вида. На основе такой необходимости возникает реальность создания в рамках государства специального вида деятельности, в пределах которой бы осуществлялись следующие мероприятия:
Этот вид деятельности получил название – сертификация продукции и услуг. Сертификация продукции – один из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.
По определению, данному в Руководстве № 2 Международной организации по сертификации «Стандартизация и смежные виды деятельности – общий словарь», подтверждением соответствия является любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования соблюдаются.
В теории и практике работы по сертификации применяются юридически выверенные требования и основные определения в области сертификации.
Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификации по правилам, установленным в этой системе. Система сертификации однородной продукции – система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура.
В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения соответствия объектов заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами – изготовителями, продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами и организациями. Последними, в частности, могут быть государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, деятельность органов технического и санитарного надзора за безопасностью, ведомственный контроль и приемка продукции для государственных нужд (государственный резерв, заказы на оборонную продукцию и т.д.).
За рубежом в настоящее время главным доказательством подтверждения соответствия является декларация о соответствии, предоставляемая изготовителем от своего имени и под свою ответственность.
В работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности (в том числе других стран), признающие и выполняющие ее правила.
При проведении сертификации они осуществляют взаимодействие с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран. Она включает определенный набор работ в соответствии со своими целями (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Виды работ при проведении сертификации
Для обеспечения признания сертифик
Признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификатов и знаков соответствия в России (соответственно российских за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двухсторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация. [5, с. 179-181]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема качества сложна и многогранна и решить её можно только при осуществлении комплекса мероприятий, включающих: повышение роли и усиление ответственности разработчиков за обеспечение высокого технического уровня и качества продукции; перестройку на научно-организационных основах технического контроля на предприятиях; повышение технического уровня производства; подготовку и переподготовку кадров и развитие творческой инициативы трудящихся и т. д.
Однако всё сходиться в одном - качество продукции имеет важнейшее значение для ускорения экономического, социального и научно-технического прогресса и его надо постоянно улучшать. Продукция по своему качеству должна соответствовать требованиям потребителя, которые постоянно изменяются. Следовательно, нельзя остановиться на достигнутом уровне качества. Необходимо непрерывно совершенствовать методы и средства изготовления продукции.
Проблема качества и конкурентоспособности в настоящее время является очень актуальной для нашей страны и в своей курсовой работе я попыталась раскрыть все ее аспекты и представить необходимые пути ее решения.
Из выше всего сказанного я выделю, что качественная продукция для предпринимателя - это ключ к успеху и прибыли. Любой человек из двух товаров выберет более качественный. Конечно, тут наблюдается зависимость цены от качества, т.к. для производства качественного изделия требуются добротные материалы. Качественные товары могут повлиять не только на увеличение прибыли фирмы, но и на рост экономики в целом, это можно проследить на примере американских и японских компаний.
К сожалению, на российском рынке все еще отдается предпочтение импортным товарам, считая их более качественными. Но в этом потребители порою сильно заблуждаются. Сегодня разработаны эффективные новые статистические методы, с помощью которых можно просчитать процент качественной продукции и увеличить его, а проявление дефекта предотвратить до выпуска продукции. Поэтому, качество занимает очень большую роль в производстве товаров и является методом выживаемости фирмы в условиях рыночной конкуренции.
Правительство РФ делает усилия по соответствию отечественных товаров мировым стандартам и защите российского рынка от низкокачественных импортных товаров. Правовую основу контроля за качеством создают законы «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг», и «О стандартизации». Следует так же сказать о совершенствовании деятельности в области государственного контроля. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.